Продавцы рассказывают, что будет с ценами на автомобили, импортированные из стран Евразийского экономического союза
Autonews.ru узнает, что будет с ввозом автомобилей из стран Евразийского экономического союза в Россию и какие цены сейчас
Фото: Роман Заец/Shutterstock/FOTODOM
В России с 1 октября вступили в силу новые правила ввоза автомобилей из стран Евразийского экономического союза при повышении ставок утилизации. Во-первых, с помощью таких мер правительство надеется строго ограничить так называемый «серый импорт». Autonews.ru с помощью профессиональных продавцов решил узнать, как данное нововведение повлияет на российский рынок и что происходит в автомобильной сфере стран ближнего зарубежья.
Что изменилось
С 1 октября правительство максимально усложнило условия для продавцов, которые регистрируют автомобили в странах ЕАЭС, а затем продают их в нашей стране. Схема, названная экспертами «белорусской лазейкой», помогает импортерам снизить таможенные издержки, позволяя продавать автомобили по более низким ценам.
Однако теперь, если с момента ввоза автомобиля в Евразийский экономический союз не прошло 12 месяцев, утилизационный сбор владельца при въезде в Россию будет коммерческим. В результате «белорусская лазейка» перестанет действовать и импорт из соседней страны, скорее всего, сократится.
Однако заместитель директора белорусского «ВестМоторс» Максим Пархимович в интервью Autonews.ru не стал называть процедуру оформления белорусских автомобилей откровенной лазейкой. Об этом можно сказать только несколько хороших слов. Он подчеркнул, что в этой стране все автомобили младше трех лет могут быть растаможены только путем оценки таможенной стоимости с участием государственных экспертов.
«Поэтому занижение таможенной стоимости здесь просто исключено. Однако такая проблема возникает в Кыргызстане. Изначально вся история с увеличением сборов вторсырья в России была тесно связана с дорожной ситуацией в Кыргызстане», — Пахимович Убежденный.
«Вешалки» и сокращение импорта
Никита Набока, независимый эксперт по техническому осмотру автомобилей «Автобарона», ожидает, что количество автомобилей, поставляемых в Россию из Казахстана и Белоруссии, снизится. Однако эксперты подчеркивают, что ужесточение импорта не может кардинально изменить внутренний рынок.
Максим Пархимович, заместитель директора «ВестМоторс» в Беларуси, также ожидает падения российского импорта из соседних стран. Он заявил, что нововведение российского правительства фактически является «заградительной мерой» против ввоза в нашу страну не прошедших таможенное оформление автомобилей.
Эксперт сообщил: «В то же время мы ожидаем увеличения потока автомобилей в Россию, которые уже год проходят таможню в Беларуси.
Фото: КЕЛЕНИ/Shutterstock/FOTODOM
Аналогичную точку зрения высказал Ярослав Полозов, генеральный директор компании LFA Service, специализирующейся на подборе, доставке и ремонте иномарок. Он считает, что, несмотря на новые ограничения, российские водители не потеряют европейские, японские и американские автомобили. В то же время эксперты допускают, что из Беларуси может быть импортировано меньше моделей из-за логистических проблем. По его словам, это неизбежно приведет к дальнейшему привлечению заинтересованных сторон для облегчения «доступа» автомобилей на российский рынок. В результате цена автомобилей, импортируемых из стран ЕС, выросла на сотни тысяч рублей и более.
«Многие компании пользуются так называемыми услугами «вешалок» («серых» продавцов. — Autonews.ru), которые позволяют снизить таможенные пошлины вдвое за счет регистрации граждан, имеющих право на льготы. В любом случае регистрация автомобиля после таможни — это вопрос. Другое дело, что в какой-то момент магазин может закрыться, как это недавно произошло с киргизской таможней, после чего владельцу магазина придется платить дополнительные таможенные пошлины», — сказал Полозов.
Эксперт также предупредил, что существует риск потери самой машины из-за сложной логистики. Правда, российские ограничения здесь ни при чем. Вместо этого речь идет о западных санкциях, которые регулярно ужесточаются. По его словам, из-за сложных цепочек поставок автомобили могут «распутаться», не доехав до границы. Также есть прецеденты потери заказанных моделей в порту.
Рост цен у «соседей»
Набоки отметил, что ситуация на российском автомобильном рынке в определенной степени затронула соседние страны. Спрос на импортные автомобили увеличился за счет интереса со стороны отечественных покупателей в Белоруссии и Казахстане. Это приводит к росту цен на автомобили в этих странах. Однако эксперты говорят, что рост цен незначительный.
«Тенденции рынка показывают, что рост спроса привел к увеличению затрат на логистику импортируемых автомобилей в этих странах. Этот фактор можно назвать основным. Кроме того, само увеличение спроса указывает на то, что цены для владельцев в этих странах будут расти», — сказал он. «, — подчеркнул Набока.
В свою очередь, Пахимович считает, что возросший российский спрос на автомобили в Белоруссии и Казахстане не привел к росту стоимости автомобилей в этих странах. По его словам, гораздо большее влияние на ценообразование оказывают другие факторы. Например, колебания валютных курсов, логистика и объемы котировок.
«Мы должны понимать, что прибыль — это не просто условное «хочу» продавца, она всегда ограничена множеством факторов», — подчеркнул он.
Фото: КЕЛЕНИ/Shutterstock/FOTODOM
Главный редактор журнала «За рулем Казахстан» Алексей Алексеев рассказал Autonews.ru, что начиная с 2022 года многие автомобили из Казахстана действительно начнут активно ввозиться в Россию. Разумеется, это связано с масштабной приостановкой деятельности ряда автомобильных марок на внутреннем рынке. Однако эта тенденция не оказала серьёзного влияния на рост цен на автомобили в стране. Основным драйвером здесь является дефицит моделей, возникший в «эру короны» из-за нехватки полупроводников.
«В дилерских центрах появились так называемые помощники, они ловили людей и предлагали немедленно выкупить машину для России. При этом, по данным Auto Union, в вашу страну в 2023 году было отправлено всего 16 тысяч официально проданных автомобилей», — сказал он. Алексеев добавил.
Эксперты говорят, что Казахстан активно борется с этой тенденцией. Однако основное внимание уделяется не росту цен, а страху перед вторичными санкциями. Например, в Казахстане было запрещено продавать автомобили с российским паспортом, а позже дилеры стали налагать на покупателей обязательства следить за тем, чтобы купленные модели не перепродавались россиянам.
Снижение цен
Набока крайне осторожно относится к возможному снижению цен на автомобили в Белоруссии и Казахстане на фоне падения импорта из России. Он отметил, что такая тенденция возможна только при некоторых дополнительных условиях.
«В данном случае есть и внешний фактор. В настоящее время страны, импортирующие автомобили из Белоруссии и Казахстана, склонны повышать цены на автомобили. Ответ на этот вопрос даст только время», — подчеркнул Набока.
Пахимович подтвердил тот факт, что определенная «упаковка» белорусского рынка, по его словам, «будет чувствоваться». Он пояснил, что в страну завозится большое количество автомобилей, но лишь часть из них (хотя и в большом количестве) «уезжает» в Россию.
«Однако есть определенное количество автомобилей, которые не попадают на ваш рынок, а остаются здесь. Цена на такие автомобили действительно упадет», — сказал эксперт.
Фото: КЕЛЕНИ/Shutterstock/FOTODOM
При этом он отметил, что существенного снижения стоимости автомобилей ожидать не стоит. Ожидается, что цены немного снизятся в течение следующих нескольких месяцев-шести месяцев. Кроме того, он должен достичь середины дна рынка и быть ближе всего к дну.
Если говорить о рынках, где изначально был куплен автомобиль, будь то США, Европа, Южная Корея или Объединенные Арабские Эмираты, то к Белоруссии и Казахстану они не имеют никакого отношения. «Если брать пример США, то новое постановление правительства России точно не окажет никакого влияния на местные цены», — пояснил Пахимович.
Напротив, в Amiz Motors, обслуживающей американские автомобили, полагают, что новые ограничения российского правительства не должны приводить к снижению цен на автомобили в соседних странах. В качестве примера представитель компании привел Беларусь.
«Мы должны понимать, что в эти автомобили вкладывают деньги не сами белорусы. Эти машины привозят сами россияне, а через белорусские компании. Поэтому кардинальных изменений в прайс-листе ждать не приходится», — сказал в «Интерфаксе» сотрудник компании интервью Autonews.ru завершил в интервью.
Что будет с вторичным авторынком
Дефицит российских автомобилей оказывает гораздо большее влияние на соседние вторичные рынки. Как признаются некоторые продавцы, с 2022 года они буквально «вылавливали» все отличные варианты на своих местных рынках. Алексей Алексеев подтвердил, что подобная ситуация имела место и в Казахстане.
«В Россию было импортировано много подержанных автомобилей до трех лет. Кроме того, в Казахстане произошел всплеск внутреннего спроса на подержанные автомобили. В результате рынок отреагировал повышением цен», — напомнил он.
Однако Набока выразил уверенность, что это нововведение обязательно окажет влияние на вторичный рынок. Он напомнил, что при расчете стоимости растаможки в России автомобилей до трех лет учитывалась средняя стоимость модели автомобиля. Однако на данный момент этот список информации не является полным; некоторые популярные автомобили не включены. По мнению экспертов, этот фактор сократит список моделей на российском вторичном рынке. Он привел в пример популярный японский кроссовер Mazda CX-9, который будет выпускаться в 2022 году и далее.
Фото: JaneHYork/Shutterstock/FOTODOM
«Эти автомобили доступны на нашем вторичном рынке. Однако, скорее всего, после внесения новых изменений мы в будущем не увидим в России тех же недавно выпущенных автомобилей», — отметил Набока.
Кроме того, он прогнозирует, что цены на популярные подержанные автомобили в России могут измениться. Однако вряд ли это критично.
«Ценовым триггером является не только цена новых автомобилей, но и «вторичные товары», которые активно ввозятся по PCD (Пассажирская таможенная декларация). Возьмем в качестве примера самые популярные из них, а именно с объемом двигателя до 2 л.с литров и модели трех-пятилетнего возраста. Мы не думаем, что цены на эти автомобили в будущем вырастут. Но если говорить об автомобилях того же года с объемом двигателя до 3 литров, то можно оценивают их темпы роста в 10-20.
— Россиянам разрешили покупать автомобили в Беларуси: там дешевле
— «Машин осталось очень мало. Дилер жалуется на нехватку автомобилей «Лада
— Утилизация автомобилей в России увеличивается на 80%: что это значит для автомобилистов
—— «Мы вернулись в 1990-е»: «Правила Фокса» о китайских автомобилях и «сером» импорте
- Хотите связаться со мной?