Эксперт Родионов рассказывает, какие китайские модели превратили в «кирпичи» и как стать «кирпичиками»
После ухода мировых брендов россияне все больше внимания уделяют китайскому автопрому. В том числе и неофициально ввезенных в страну. Но делают они это на свой страх и риск: у «серых» моделей больше проблем, чем вы думаете
Зикр 001 (Фото: Зикр)
Автомобили элитных брендов, таких как BMW, Mercedes-Benz и «прочие Ягуары», по-прежнему могут поставляться в Россию единичными партиями, но из-за высокой стоимости покупатели склонны ориентироваться на роскошные «китайские» автомобили. Большинство из них официально здесь не представлены, но их ввозят в страну как частники, так и крупные дилеры.
«Китайцы» для внутреннего рынка технологичны, современны и во многом превосходят знаменитых «европейцев», а по сравнению с последними стоимость выглядит весьма привлекательно. Но есть и недостаток, о котором я не привык говорить. Владельцы и представители дилеров рассказали Autonews.ru, что случилось с «параллельными» автомобилями из Китая.
Первые звоночки
Сразу после выхода мировых автопроизводителей в 2022 году начались масштабные поставки автомобилей новых для России брендов, таких как Zeekr и LiXiang. Замены качественным «немцам» были быстро найдены, однако владельцы сразу столкнулись с небывалыми трудностями: автопроизводители опасались вторичных санкций, а их решение могло привести к тому, что машину закроют и превратят в «кирпич». Летом 2024 года Zeekr официально подтвердила, что будет дистанционно отключать «серые» автомобили в России, поскольку у нее нет лицензии на их поставку в страну. Некоторые функции будут заблокированы начиная с 15 июля. Этой осенью «Аватр» применил аналогичный подход к обходному импорту автомобилей.
И это лишь одна из проблем, решить которую крайне сложно и дорого. Однако, несмотря на это, российские военнослужащие научились «ломать» программное обеспечение и «воскрешать» машину, а также адаптировать программное обеспечение к нашим условиям эксплуатации. Однако это недешево.
Аватар 11 (Фото: Аватар)
Типичные проблемы
Форумы владельцев автомобилей LiXian, Zeekr, Avatr, Xiaomi и Nio полны подобных вопросов по схожим проблемам: сложности в ремонте и обслуживании, заблокированный интерфейс или некоторые функции, русификация мультимедиа и приборной панели, неработоспособная навигация, невозможность использования Apple CarPlay и Android Auto подключается к вашему смартфону. Кроме того, почти у каждой модели есть «детские болезни» и типичные неисправности, и для их устранения машину необходимо отправить в Китай.
Никита Родионов, технический директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service, подтвердил в разговоре с Autonews.ru наличие большого количества проблем. По мнению специалистов, чаще всего возникают следующие трудности:
- Отсутствие русификации ПО;
- Сложность ремонта многих деталей и узлов;
- Невозможно подобрать запчасти;
- Опасность обструкции.
«Не везде в меню присутствует английский. Мы, конечно, научились его русифицировать, но такая услуга стоит недешево и доступна не везде», — поясняет Родионов. «Большие красивые дисплеи на «неофициальных» машинах в основном отображали информацию на китайском языке», — напомнил эксперт.
Фотография: Ли Сян
Анастасия Байбароша, руководитель отдела работы представительства пассажирского транспорта компании Alpha Rental Group, также обратила внимание на неудобства использования «серых» автомобилей: «Многие экземпляры не поддаются диагностике, другие не русифицированы».
«Например, типичная проблема с неофициальными импортными моделями, такими как Geely, Xingtu и Lideal, заключается в том, что некоторые системы невозможно диагностировать. Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, импортированных из Китая посредством параллельного импорта, выше, и они должны использовать оригинальные детали и требовать Внесите изменения», — отметил эксперт.
Основные недочеты люксовых «китайцев»
Основная сложность в обслуживании и эксплуатации хороших «китайских» автомобилей состоит в том, что эти автомобили — это не просто автомобили, а компьютеры на колесах, и большинство функций можно отключить или включить «по воздуху». Для полноценного использования вам понадобится так называемая основная учетная запись, которую могут создать только пользователи, одобренные производителем (китайцы). Например, основным условием использования аппарата Zeekr является наличие одобренной производителем SIM-карты. Модели соревнований устроены аналогичным образом. Всем без исключения владельцам китайских автомобилей премиум-класса для внутреннего рынка приходится решать проблемы с основным счетом, и не всегда деятельность оказывается успешной.
NIO ES8 (Источник изображения: NIO)
Например, российские владельцы NIO ES8 до сих пор не нашли способа изменить системное время с китайского на наше. Все автомобили NIO, выпущенные до третьего квартала 2023 года, не будут получать обновления прошивки по воздуху — автомобили можно будет обновить только через сервисный центр, подключенный к выделенному устройству. На помощь в решении проблемы приехали специалисты из Узбекистана, а стоимость услуги превысила 100 000 рублей. Автомобили также не имеют в навигаторах русских карт и не могут загружать данные. Голосовой помощник понимает только английские команды, но выполнять все команды и ответы чаще всего на китайском он не может. Apple CarPlay и Android Auto недоступны на Nio.
Пользователи машин Xiaomi также изо всех сил пытаются создать основную учетную запись, необходимую для полноценного использования всех функций, но даже обращение в службу поддержки бренда не помогает. Некоторые возможности фирменного приложения просто не загружаются на российские сим-карты. Вам придется привязать машину к человеку с китайским номером телефона и паспортом. По оценке владельца, переводы на основной счет в настоящее время могут осуществляться только в пределах Китая. Без этого в России не работают автопилот, автопарк, выбор и настройка режима движения, а также невозможно подключить некоторые аксессуары.
Официальное руководство по ремонту есть только на китайском языке и при установке неоригинальных запчастей автомобиль больше не обновляется: на Xiaomi все оригинальные детали имеют ключи безопасности — некоторые пользователи уже сталкивались с проблемами после замены фар. Если ключи не совпадают, обновления будут заблокированы.
Xiaomi SU7 (Источник изображения: Xiaomi)
Кстати, у Xiaomi SU7 Max уже возникли серьезные неисправности, и ему необходимо отправиться в Китай: в Китае на этих автомобилях более 1500 раз меняли корпус лидара, интегрированный в переднюю часть конструкции крыши. Тело покрыто трещинами. Некоторые российские автовладельцы испытали это на собственном опыте.
Типичные проблемы у LiXiang одни и те же: невозможность получить мастер-аккаунт и отсутствие каталога запчастей (компания в принципе не намерена их создавать и распространять — это ее политика). Владельцы «серого» Аватра (компания объявила об официальном выходе на российский рынок) сталкиваются с трудностями в управлении многими функциями через экран из-за отсутствия русификации и отключения некоторых опций, в том числе очень важных. Например, на автомобилях часто не работают фары, системы кондиционирования, память сидений и регулировки рулевого колеса. В приложениях без основного аккаунта пробег не изменится. О возможности использования автопилота говорить тоже не приходится.
Лисян L9 (Фотография: Лисян)
Мнения специалистов
«Чем более редкую модель и марку автомобиля вы покупаете, тем сложнее его обслуживать. Например, недавно мы столкнулись с трудностями при кузовном ремонте на предприятиях Changan, Inspirational, Zeekr, FAW и BYD. Здесь время ожидания запасные части могут быть длинными — до нескольких месяцев. Это касается даже крупных агрегатов», — отметил Никита Родионов. Эксперт добавляет, что на многих моделях автомобилей возникают проблемы с расшифровкой VIN-номера: «Даже профессионалам, не говоря уже о автовладельцах, очень сложно подобрать необходимые детали».
Еще одна головная боль – неподготовленность автомобилей китайского рынка к российским реалиям. «Некоторые автомобили из Китая оказались неадекватны российским условиям, особенно эксплуатации при минусовой температуре», — вспоминает Анастасия Барбаросса. — В группе повышенного риска возникновения проблем находятся владельцы представителей китайских автопроизводителей, недавно вышедших на внутренний рынок. Например, электромобили, автомобили с панорамной крышей — в партии, ввезенной в РФ, они начали взрываться».
Кроме того, автомобили, ввезенные через третьи страны, имеют меньшие гарантийные сроки, другое оборудование для обслуживания и другое программное обеспечение от официальных. Эксперты напомнили, что это вынудило владельцев таких автомобилей обращаться для обслуживания, ремонта и других процедур в процессе эксплуатации на конкретные заправки, а не на сертифицированные СТО. В то же время такие частные автосервисы требуют очереди на несколько месяцев вперед.
Похожие материалы:
- США заблокировали ввоз японских автомобилей в Россию. Как отреагировал рынок
- Немецкие автомобили возвращаются в Россию. 5 самых доступных кроссоверов премиум-класса
- 100% предоплата, никаких гарантий. Как в России продают машины по резервации
- 5 своеобразных «китайских» товаров, которые можно купить в России. Соседи будут завидовать
- Хотите связаться со мной?