В 1885 году в дорогу отправился первый мотоцикл. Разработка немецких инженеров Готлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха напоминала деревянный велосипед с электродвигателем, но стала основой для развития автомобилей
Yamaha XVS 1100 (Фото: Макс Анучкин/Shutterstock/FOTODOM)
В 1885 году появился первый мотоцикл. Разработка немецких инженеров Готлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха напоминала деревянный велосипед с двигателем, но стала основой для различных современных автомобилей[1]. На протяжении 139 лет мотоциклы использовались для повседневной езды, драгстерских гонок, дальних поездок по асфальту и гонок по бездорожью. Autonews.ru рассказывает, какие виды мотоциклов бывают и чем они отличаются.
- Классификация мотоциклов
- Типы дорожных мотоциклов
- Нейкеды
- Бобберы
- Кафе-рейсеры
- Скремблеры
- Круизеры
- Чопперы
- Туристические
- Спортивно-туристические
- Туристические эндуро
- Типы спортивных мотоциклов
- Спортбайки
- Стритфайтеры
- Мини-мото (мини-байки)
- Типы внедорожных мотоциклов
- Кроссовые
- Эндуро
- Хард-эндуро
- Триальные мотоциклы
- Комментарии эксперта
Классификация мотоциклов
Мотоциклы можно разделить по многим критериям: весу, объему двигателя, типу трансмиссии. Мы используем классификацию по назначению, чтобы более наглядно объяснить, почему используется та или иная модель.
- Дорога. Эти мотоциклы созданы для езды по ровным дорогам. Они используются для того, чтобы легко добраться из точки А в точку Б.
- Спортивные велосипеды предназначены для скоростной езды. Они быстро разгоняются и могут развивать скорость 280-300 км/ч.
- Внедорожные мотоциклы характеризуются повышенными внедорожными возможностями. Иногда они могут отправиться в такие места, где даже ходить сложно.
В японских классификациях принято различать мотоциклы двойного назначения, сочетающие в себе характеристики различных моделей. В советское время существовал участок специализированной автотехники для использования сотрудниками различных служб. Например, скорая помощь или пожарный.
Типы дорожных мотоциклов
дорожные мотоциклы еще называют классическими, поскольку они предназначены для ежедневной езды на короткие и длинные дистанции. В зависимости от модели оснащаются двигателями от 50 до 2000 куб.см сантиметры, иногда даже больше. В среднем такой велосипед весит около 200 килограммов. Главной особенностью дорожного мотоцикла является вертикальное положение посадки, делающее его максимально комфортным во время длительных поездок.
Нейкеды
Kawasaki Z650 сохраняет видимость двигателя (Фото: Kawasaki)
Naked переводится с английского как «обнаженный». У нейкеда нет обтекателя, закрывающего двигатель и раму. Положение водителя вертикальное и немного вперед, что-то среднее между классической и спортивной позицией, хотя нейкеды, как правило, медленнее.
Поскольку здесь нет пластиковых элементов, обтекатель реже треснет при падении, а владелец всегда имеет беспрепятственный доступ к двигателю. Благодаря своей универсальности и простоте в обслуживании нейкеды рекомендуются для использования в городе, особенно новичкам в мотоспорте.
Бобберы
Классический боббер — индийский мотоцикл Custom Bobber Classic 1939 года (Фото: Indian)
В боббере отсутствуют какие-либо элементы, не связанные с движением (кроме седла). Эти велосипеды начали использовать для гонок в 1930-х и 1940-х годах, поэтому теперь они имеют олдскульный вид. Они спроектированы как повседневные гоночные велосипеды и поэтому имеют удобную посадку.
У этого мотоцикла нет переднего крыла, укороченное заднее крыло, хардтейл-рама (нет задней подвески), а единственное седло похоже на велосипедное. Буи изготавливаются на заказ, поэтому их относят к кастомным мотоциклам.
Кафе-рейсеры
Triumph Bonneville Café Racer (Фото: Triumph)
Кафе-рейсеры появились в Великобритании в 1950-х годах. Молодые люди, которые хотели участвовать в гонках, но не имели возможности, начали возиться с классическими мотоциклами. В основном их используют для проезда из одного кафе в другое, отсюда и название.
Классическая модель в кофейне — мотоцикл Triumph Bonneville. В отличие от бобберов, руль заменен клипсами, а посадка на укороченном седле близка к спортивной. По мере роста популярности производители мотоциклов начали выпускать кафе-рейсеры.
Скремблеры
Версия скремблера Honda CB350 H’Ness (Фото: Honda)
Благодаря поддержке энтузиастов появился еще один тип мотоцикла. Скремблеры сделаны на основе тех же классических мотоциклов, что и бобберы и кафебайки, но для езды по бездорожью. У них увеличен дорожный просвет, выхлопные трубы перенесены выше, а на колесах установлены внедорожные шины с агрессивным глубоким протектором, позволяющим ездить по асфальту и грязи.
Круизеры
Harley-Davidson CVO предназначен для езды на дальние расстояния (Фото: Harley-Davidson)
Круизеры предназначены для путешествий на дальние расстояния. Их сиденья низкие, а подножки находятся спереди. Поэтому водитель сидит прямо или слегка откидывается назад. Крейсер оснащен большим V-образным двигателем и вместительным топливным баком, из-за чего такие модели весят немало.
Круизер имеет классический дизайн с множеством хромированных акцентов. Есть также несколько круизеров с двигателями, мощность которых на 20 лошадиных сил больше, чем обычно. Этот тип модели предпочитают те, кто любит комфорт и хорошую динамику. Популярные модели круизеров: Harley-Davidson и Indian.
Чопперы
Вертолеты всегда привлекают внимание на дорогах (Фото: Раймо Бергрот/Shutterstock/FOTODOM)
Вертолет можно назвать крейсером, из которого удалено «все лишнее». Благодаря своей поп-культуре и привлекательному внешнему виду первое, что приходит на ум, когда вы слышите слово «байк», — это вертолет. Этот тип мотоцикла отличается высоким рулем, длинной телескопической вилкой с большим вылетом и передним углом, а также множеством хромированных деталей. Передние колеса уже, диаметром 20–23 дюйма, а задние — шире, диаметром 16–20 дюймов. Резервуар для хранения газа имеет каплевидную форму и небольшую вместимость.
За редким исключением, чопперы — это кастомные мотоциклы, спроектированные с учетом предпочтений владельца.
Туристические
Honda Gold Wing — популярная модель туристического мотоцикла (Фото: Honda)
Туристические мотоциклы являются одними из самых больших и тяжелых мотоциклов. Их используют для дальних поездок на сотни и даже тысячи километров, поэтому баки рассчитаны на длительные интервалы дозаправки. Сиденья водителя и пассажира удобные, со спинками, большим стеклом спереди и дефлекторами ветра. Сзади и по бокам мотоцикла имеются багажные отделения для погрузки груза. Двигатели «Туриста» не рассчитаны на резкие ускорения. Их приоритет – снижение расхода топлива и комфорт езды.
Туристические мотоциклы предназначены для езды по шоссе, а не по городу, поэтому они плохо управляются. Некоторые модели имеют заднюю передачу для облегчения маневрирования.
Спортивно-туристические
BMW K 1600 GTL сочетает в себе комфорт и скорость (Фото: BMW)
Спортивно-туристические велосипеды предназначены для быстрой езды по сельской местности с управляемостью спортивного мотоцикла. Однако, в отличие от спортивных мотоциклов, спортивно-туристические велосипеды имеют больший вес, более вместительный топливный бак, более вертикальное положение сидения, руль вместо клипс и возможность установки дополнительного багажа.
Как и обычные туристические модели, они не рекомендуются для повседневной езды по городу.
Туристические эндуро
KTM 1090 Adventure — туристический мотоцикл радикальной конструкции (Фото: KTM)
Tourenduro — дорожный мотоцикл, легкий, имеет большой ход подвески и предназначен для комфортной езды по асфальту и бездорожью. Они оснащены мощными двигателями с тягой, стартующей снизу. Tourenduro отличается эффективностью, надежностью и удобным положением стоя и сидя.
Типы спортивных мотоциклов
Единственная цель спортбайка – ехать быстро. Практичность и комфорт отходят на второй план. Сиденье водителя находится в положении эмбриона (почти лёжа) для уменьшения сопротивления воздуха. Этот прием не подходит новичкам на мотоциклах.
Спортбайки
Kawasaki Ninja 400 развивает максимальную скорость более 190 км/ч (Фото: Kawasaki)
Спортивные мотоциклы оснащены мощными двигателями, обеспечивающими максимальное ускорение при одновременном снижении веса машины. Спортивные мотоциклы обладают развитой аэродинамикой: обтекатели закрывают гонщика, силовой агрегат и другие элементы, тем самым снижая сопротивление. Вместо привычных рулей спортбайки оснащены клипонами – конструкцией из кронштейнов и трубок, улучшающей управляемость на высоких скоростях. Важным элементом спортивного мотоцикла являются эффективные тормоза, способные остановить мотоцикл на скорости 200 км/ч и выше.
Владение таким мотоциклом обходится дорого из-за требований техники к качественному топливу, смазочным материалам и состоянию шин. «Спорт» требует высоких навыков вождения и поэтому не подходит новичкам.
Стритфайтеры
Ducati Street Fighter V4 S — заводской Street Fighter (Фото: Ducati)
Стритфайтеры или уличные мотоциклы – это городские спортивные мотоциклы, отличающиеся высокой мощностью, хорошей управляемостью и маневренностью. Визуально Street Fighter напоминает спортбайк, однако лобовое стекло и обтекатель убраны. Поскольку здесь нет пластика, вероятность поломки меньше, а ремонт всегда возможен на всех агрегатах, поэтому Street Fighter часто используют для трюковой езды – трюков на одном колесе. Для удобства мотоциклы оснащены высокими рулями, чтобы водителю не приходилось наклоняться.
Изначально Street Fighters собирались энтузиастами из сломанных спортбайков, теперь это стилизованные заводские модели.
Мини-мото (мини-байки)
Мини-мотогонки (Фото: Стивен Блэкберри/Keystone Press Agency/Global Look Press)
Мини-мотоцикл — это небольшой мотоцикл, используемый скорее как хобби, а не как средство передвижения. Первые мини-байки появились в Японии в 1960-х годах, после чего они быстро стали популярны во всем мире и гонки стали проводиться на специальных трассах.
Хотя «мини-мотоциклы» выглядят как игрушки, некоторые модели имеют такое же соотношение веса и мощности, как и спортивные мотоциклы. Также есть детские мини-велосипеды с двигателем объемом 2-3 литра и.
Типы внедорожных мотоциклов
Мотоциклы повышенной проходимости – это техника, используемая для путешествий по бездорожью. Их можно использовать для туризма, а также для мотокросса, триала, жесткого эндуро или фристайла. Внедорожники характеризуются большим ходом подвески и небольшим весом.
Кроссовые
Велосипеды для мотокросса часто используются для прыжков (Фото: Артур Дидык/Shutterstock/FOTODOM)
мотоциклы для мотокросса предназначены для гонок по специальным трассам. Это гоночные автомобили для пересеченной местности, поэтому в них нет ничего, влияющего на вес: зеркал, фар, поворотников. Даже мотоциклы нужно запускать с помощью кикстартера.
«Кроссовки» оснащены длинноходной жесткой подвеской, которая позволяет вам совершать прыжки и быстро преодолевать ямы и неровности. Мотоцикл оснащен двухтактным двигателем, который обеспечивает полную производительность на высоких скоростях. Однако такое оборудование находится в дефиците и требует частого обслуживания.
Эндуро
На Эндуро можно ездить как по бездорожью, так и по дорогам общего пользования (Фото: Вера Ларина/Shutterstock/FOTODOM)
внешне они похожи на мотоциклы для мотокросса и при этом обладают всеми внедорожными характеристиками. Однако «эндурики» имеют более мягкую подвеску и имеют компоненты, позволяющие передвигаться по дорогам общего пользования.
Хард-эндуро
Мотоциклы работают на пределе своих возможностей во время жестких гонок эндуро (Фото: Weblogiq/Shutterstock/FOTODOM)
Усовершенствованная версия гонок на выносливость. В отличие от мотокроссовых велосипедов, они способны покорять не только грунтовые дороги, но и более серьезные препятствия: камни, бревна, грязь. Двухтактные и четырехтактные двигатели сохраняют эффективность при низких оборотах.
Триальные мотоциклы
Экспериментальный мотоцикл, «нарушающий законы физики» (Фото: Natursports/Shutterstock/FOTODOM)
Маленький мотоцикл, предназначенный для преодоления самых сложных препятствий, поэтому рама из легкой стали, подвеска максимально мягкая, а двигатель «взрывной»: тяга есть с самых низов и он быстро «раскручивается» до желаемой скорости. На триальных мотоциклах нельзя ездить по дорогам общего пользования, поскольку на них нет сидений и электроники.
Комментарии эксперта
Александр Марцевич, генеральный директор Motorsport Group
Каковы основные критерии выбора мотоцикла?
Для начала необходимо определиться с типом или классом мотоцикла, что в свою очередь зависит от того, где будет использоваться устройство. Очень грубо говоря, существует дорожная и внедорожная техника, т.е техника, предназначенная для езды по дорогам с твердым покрытием или по бездорожью: грязи, песку, лесу, полям или специализированным внедорожным трассам. «Асфальтовые» мотоциклы можно условно разделить на дорожные мотоциклы/нейкеды – это всем знакомый тип мотоциклов, без большого количества пластиковых обтекателей, максимально удобные для ежедневного городского использования, которые являются спортивными мотоциклами; в основном используется в городской езде на велосипеде по выделенному кольцевому маршруту, но одобрен для использования на дорогах общего пользования. Затем идут туристические мотоциклы – часто с двигателями большого объема, усовершенствованными обтекателями, большой вместимостью багажника и большим весом. Чопперы и круизеры – мотоциклы, подходящие для спокойной езды в больших городах. Они не слишком мощные и тяжелые, но выглядят очень красиво.
Также популярностью пользуются Tourenduros – туристические мотоциклы, которые можно использовать по дорогам с плохим покрытием или бездорожью.
Далее можно выделить класс мотоциклов эндуро, которые предназначены для езды по твердым дорогам, но обычно имеют ограничение максимальной скорости, все необходимое освещение и разрешены к эксплуатации по дорогам общего пользования. Этот тип мотоциклов был выбран потому, что они просты, неприхотливы и удобны на плохих дорогах. В рамках эндуро-гонок существуют и так называемые спортивные эндуро — мотоциклы без номерных знаков, чаще всего используемые для соревнований и поездок за пределы дорог. Среди «байков для бездорожья» можно выделить и мотокроссовые велосипеды – прежде всего, это чисто спортивный инвентарь. Его цель – профессиональный автоспорт, гонки проходят на специально подготовленных трассах.
Фото: Сергей Рыжов/Shutterstock/FOTODOM
если вы определились с типом оборудования, следующий критерий – объем двигателя. Подходит для гонок по бездорожью и эндуро с двигателем объемом 250 куб.см см – это уже неплохой объем, для круизеров 800-кубовый тоже хороший выбор, а для дорожных мотоциклов лучший выбор – одно- или двухцилиндровые 300-, 400- и 500-кубовые мотоциклы. Новичкам лучше избегать моделей с четырехцилиндровыми двигателями: как правило, они очень мощные и резкие. Конечно, нужно учитывать и собственные габариты (вес и рост), которые существенно влияют на динамику разгона и удобство управления.
Какой мотоцикл выбрать новичку?
было бы лучше, если бы первый мотоцикл был не слишком мощным, не слишком тяжелым и желательно с минимальным количеством пластикового обтекателя. Хороший вариант – нейкед с двигателем объемом 300-500 куб.см. Важный момент: первый мотоцикл должен быть оборудован АБС. Антиблокировочные тормозные системы являются одним из наиболее важных элементов безопасности, которые защищают вас от наиболее распространенных ошибок новичков, например, от того, что водитель в экстренной ситуации из-за страха или неожиданности нажимает на тормоза в полную силу, таким образом блокируя колеса, а затем падая.
Реальность современного российского рынка такова, что в большинстве случаев приходится выбирать новый мотоцикл китайских или индийских брендов: QJmotor, Voge, Bajaj и т д. Если позволяют средства, можно найти оборудование из Японии или Европы.
Выбирая свой первый мотоцикл среди подержанной техники, лучше отдать предпочтение самым продаваемым моделям: не стоит пробовать экзотические и малоизвестные марки. Также следует избегать мощных спортивных моделей, тяжелых круизеров и туристических мотоциклов – это далеко не лучший выбор для новичков.
фото: hedgehog94/Shutterstock/FOTODOM
Каков примерный финансовый порог, чтобы стать мотоциклистом в 2024 году?
Новый QJmotor SRK 125 S оценен в 279 000 рублей, BAJAJ Pulsar NS – в 200–320 000 рублей, VOGE AC300 – в 396 000 рублей. Это очень простые, надежные и современные мотоциклы, которые можно приобрести у официальных дилеров. Мотоциклы европейских, японских и американских брендов будут дороже.
Помимо покупки самого мотоцикла обязательно стоит уделить внимание приобретению защитной мотоэкипировки: шлема, куртки, штанов, ботинок и перчаток – обязательный минимум для любого здравомыслящего человека. Бюджет приобретения полного комплекта оборудования составляет 60 000 руб и выше.
Также читайте:
— Права на мотоцикл: что нужно знать, чтобы получить права класса А
— Билет 2, Вопрос 11 ПДД — 2024. Могу ли я обогнать мотоцикл
— Список наркотиков, которые нельзя принимать водителям на 2024 год
- Хотите связаться со мной?