Автомобильный преступник господин Шеркофф: Тысячи автомобилистов могут потерять свои «серые» автомобили
Автомобили, приобретенные путем параллельного импорта и оплаченные наличными, стали конфисковываться у покупателей. Люди, которые могут потерять машину даже через несколько лет: новый план и необычная попытка
Фото: Максим Шелков/Youtube
В России появилась новая уловка по мошенничеству при продаже параллельно импортируемых автомобилей. Жители Ярославля могли оказаться в числе первых жертв и лишиться своего кроссовера Volkswagen Tiguan, привезенного из Германии и стоимостью более 2 миллионов рублей. В настоящее время судебные разбирательства идут полным ходом. Но независимо от решения суда дело, скорее всего, будет иметь последствия. Auronews.ru разобрался во всех деталях и узнал, как обезопасить себя от рисков.
Странная схема с продажей автомобилей из параллельного импорта
Максим Шелков, автомобильный эксперт, автор блога «Автокриминалист», рассказал Autonews.ru о необычной ситуации, в которой оказались те, кто купил автомобили параллельного импорта. Об этом экспертам рассказал сам потерпевший, а также предоставил судебные документы (доступны на Autonews.ru).
История началась в 2022 году совершенно стандартно. Покупатель Сергей Иванов (имя изменено — Autonews.ru) из Ярославля договорился с одним из водителей парома о покупке дизельного автомобиля Volkswagen Tiguan в Германии, его растаможке и доставке в Россию. Продавец, родом из города Иваново и имеющий связи в Германии, пообещал, что сделка пройдет успешно. Клиенту показали фотографии автомобиля 2018 года выпуска в идеальном состоянии, и он остался доволен состоянием. Общая сумма сделки составила около 40 000 евро, и покупка казалась особенно выгодной, поскольку курс рубля в то время значительно обесценился.
Подрядчик получил денежные средства в указанной сумме, а именно несколько пачек купюр номиналом 100 евро. В договоре были учтены все затраты на растаможку полностью в белом цвете, без использования различных схем по удешевлению автомобиля. Поначалу сделка казалась успешной. Клиент сначала получил видео покупки автомобиля в Германии, а затем кадры, снятые непосредственно из салона автомобиля при его транспортировке в Россию. Довольный клиент без проблем оплатил утилизационный сбор, получил ЕПТС, зарегистрировал автомобиль на свое имя в ГИБДД и без проблем эксплуатировал его до января 2024 года.
Фото: Максим Шелков/Youtube
Фото: Максим Шелков/Youtube
Начало проблем с купленным автомобилем
В начале 2024 года к владельцу Volkswagen Tiguan поступил иск с требованием вернуть автомобиль «законному» владельцу — девушке с той же фамилией, что и у водителя, организовавшего сделку. По версии следствия, именно она принимала непосредственное участие в сделке и оплатила покупку автомобиля со своего банковского счета на промежуточных этапах транспортировки автомобиля покупателю в России.
Исковое заявление, поступившее в Дзержинский районный суд Ярославля, содержит шесть пунктов, которые можно резюмировать следующим образом:
- признать недействительным договор передачи транспортного средства;
- Применение результатов недействительной транзакции;
- Прекратить право собственности на транспортное средство;
- Требует от регистрационного органа ГИБДД аннулировать регистрационную запись о праве собственности на транспортное средство;
- признает право собственности на транспортное средство истца;
- Вы обязаны передать автомобиль законному владельцу.
В жалобе, с которой ознакомился Autonews.ru, девушка утверждает, что купила автомобиль сама, что подтверждает соответствующими документами: договором купли-продажи от 15 сентября 2022 года с гражданином Германии. По ее словам, из Райффайзенбанка ей было выплачено 33 400 евро; банковский счет на 20 сентября 2022 г. Однако по каким-то причинам эта машина так и не дошла до своего законного владельца в городе Иваново. Затем в России «вдруг» появился автомобиль с соответствующим VIN-номером, что послужило поводом для подачи соответствующего иска.
Фото: Максим Шелков/Youtube
Несмотря на странность этого дела, суд удовлетворил ходатайство о пересмотре. Более того, сам автомобильный эксперт Шелков не исключает сценария, при котором нынешнему владельцу автомобиля действительно придется с ним расстаться.
Максим Шелков заявил: «Когда пройдет история, по этой дороге пройдут десятки тысяч паромщиков». Большинство «серых» автомобилей россияне приобрели именно по этой схеме. Заказчик перечислил денежные средства, а организацией передачи и оплаты и оформлением документов занимался сам исполнитель.
Примечательно, что после получения иска клиент обнаружил, что продавец зарегистрировал автомобиль по серой схеме на выгодоприобретателя в Беларуси. В этом случае посредникам удалось существенно сэкономить на таможенных пошлинах, однако сама такая схема считается полулегальной.
Суть схемы с посредником и кому она грозит
По мнению Щеркова, описанные здесь проблемы могут носить глобальный характер. Однако в первую очередь это может коснуться уже совершенных транзакций. Таким образом, после изменения правил уплаты пошлины на лом с 1 апреля 2024 года ввоз автомобилей в Россию через третьи страны потерял экономическую выгоду. В частности, об этом Autonews.ru рассказала автор блога «Fox Rules» Елена Лисовская.
Поэтому, по ее словам, сейчас перевозчики в основном регистрируют автомобили на российской таможне. Также, по оценкам перевозчиков, импорт автомобилей через Беларусь остается экономически выгодным. В этом случае автомобиль необходимо передать конечному владельцу на таможне. Водителю будет выдана доверенность, и он не сможет переоформить автомобиль на свое имя.
По словам Шелкова, если этот тип плана будет использован и окажется успешным, он может получить широкое распространение.
«Большая часть машин была привезена с оплатой с чужих банковских счетов, через третьи страны и через посредников», — напомнил Максим Шелков в интервью Autonews.ru. При этом эксперты утверждают, что участники сделки фактически зарегистрировали автомобиль на свое имя и сами заплатили за него. Доказать, что автомобиль был приобретен плательщиком, несложно. Поэтому на каждый автомобиль, вывозимый из Европы, выдается так называемая экспортная декларация ЕХ-15, и все экспортные документы также выдаются водителю, а не фактическому конечному владельцу».
Получая автомобиль, конечный покупатель не слишком глубоко вникает в тонкости. Многие договоры купли-продажи зачастую даже не содержат подписи фактического владельца.
По словам Шеркова, до начала апреля 2024 года в большинстве случаев автомобили растаможивали на выгодоприобретателей. Было отмечено, что эта система имеет особое значение не только для народа Кыргызстана, но и Беларуси. В настоящее время каждый участник такой сделки может на законных основаниях претендовать на право на автомобиль, а контракты, подписанные другими лицами, могут быть расторгнуты по закону через суд. С юридической точки зрения закон на их стороне.
Фото: Максим Шелков/Youtube
Чем может закончиться тяжба
Заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и творческим индустриям Анатолий Семинов, в отличие от Максима Шелкова, не хочет преувеличивать ситуацию и считает дело обычным мошенничеством. По его словам, это так называемая «двойная продажа», при которой нечестный водитель продает одну машину двум людям одновременно.
«В данном случае получается, что продавец, забравший деньги у покупателя, зарегистрировал автомобиль на имя родственника по обычным документам, а договор, который он передал покупателю, был подписан им самим, что по сути является подделкой» ситуацию прокомментировал эксперт.
Сложность, по мнению Семенова, в том, что по закону истец прав, поскольку является договорным владельцем автомобиля. Но в целом эти деньги должны быть возвращены с завода покупателю. Не исключено, что суд разберется в ситуации, посчитает ее нарушением закона и обратится в полицию.
«Против мошенника, получившего деньги за продажу чего-то, что ему не принадлежит, покупатель оставляет за собой право требовать уплаченные средства. На его месте я бы возбудил дело о мошенничестве в полиции», — заключил Анатолий Семименов, добавив, что в любом случае речь идет о преступлении.
Юрист движения «Свобода выбора» Сергей Радько рассказал Autonews.ru, что в такой ситуации исправить «кривые» документы или правильно перечислить платежи уже невозможно.
«Эта история во многом логична, потому что вы отдаете деньги посреднику без всякого договора, без финансовых документов, а покупаете их не у посредника, а у гражданина, которого вы никогда не видели, потому что я подписываюсь за этого продавца. », — сказал Радько. Рано или поздно этот план должен был проявиться именно так. Конечно, то, что машину начали «испытывать», — это что-то новое.
По его мнению, подобный обман возможен и при покупке автомобиля у реселлера, уже находящегося в России.
«Они не оформляют автомобиль на свое имя и, как правило, продают его конечному покупателю от имени предыдущего владельца. А также платят предыдущему владельцу или перепродавцу за его покупку, потому что он является законным владельцем. Есть вероятность, что могут появиться какие-то граждане, которых в этом обвиняют», — предупредил Радько.
Как защититься от обмана
Преступник-самодельщик Максим Шелков напомнил некоторые правила, которым должен следовать грамотный покупатель при покупке автомобиля:
Все платежи будут производиться на ваше имя и с вашего банковского счета;
Подписать договор самостоятельно;
Записывайте каждое действие на бумаге и попросите получателя расписаться за каждое действие и каждую переведенную сумму;
Автомобили также должны пройти таможенное оформление.
Связанные документы:
- Что купить до конца весны: список главных новинок авто в России
- Аналитики назвали самые продаваемые автомобили в России в апреле список
- С 1 апреля вырастут цены на автомобили параллельного импорта карта
- Параллельный импорт автомобилей в 2024 году: что изменится с 1 апреля
- Хотите связаться со мной?