В машине нет системы ЭРА-ГЛОНАСС или она не работает. Чем это грозит

В машине нет системы ЭРА-ГЛОНАСС или она не работает. Чем это грозит Новости

Эксперты рассказали об ответственности автомобилей без ЭРА-ГЛОНАСС

В России кнопки ЭРА-ГЛОНАСС начали устанавливать на автомобили восемь лет назад, но даже не все новые автомобили пока ими оснащены. Autonews.ru разбирается, чем это опасно и какие санкции грозят водителям

В автомобиле отсутствует или не работает система ЭРА-ГЛОНАСС. В чем угроза

Фото: VPales/Shutterstock/FOTODOM

Система вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» стала обязательным стандартом еще в 2017 году. Однако масштабное подключение системы существенно задерживается. По данным, предоставленным Autonews.ru пресс-службой АО «ГЛОНАСС», на данный момент к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено более 12,4 млн автомобилей. По расчетам аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2025 года количество зарегистрированных легковых автомобилей только в России достигнет 47,5 млн. Это означает, что более четверти легковых автомобилей оснащены устройством экстренного вызова.

Мы поговорили с экспертами и операторами систем, чтобы узнать, чего следует опасаться водителям, если в их автомобиле нет кнопки экстренного вызова или установлен модуль с ограниченными функциями.

Почему ЭРА-ГЛОНАСС до сих пор есть не у всех

Подключение автомобилей к системе ЭРА-ГЛОНАСС официально началось с 1 января 2017 года, однако обязательная установка кнопки вызова экстренных оперативных служб не распространяется на автомобили, выпущенные до этого момента; все эти транспортные средства могут использовать его без каких-либо модификаций. В результате скорость добавления транспортных средств в систему равна скорости их добавления и вывода из эксплуатации.

В то же время на фоне ухода мировых автопроизводителей из России и сбоев в цепочках поставок правительство в мае 2022 года ввело упрощенный технический регламент, позволяющий не оснащать автомобили дополнительными средствами безопасности. Впоследствии Кабинет министров продлил срок установки дополнительных устройств безопасности до 1 февраля 2024 года.

Согласно документу, требование об установке модуля ГЛОНАСС для физических лиц стало необязательным, однако для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сохраняется обязанность по подключению транспортных средств к национальной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» в случае параллельного импорта. Однако некоторые транспортные средства, импортированные и зарегистрированные в этот период, так и не были оснащены терминалом SOS.

Читайте также:  Европейские Ford Explorer и Capri провалились на рынке, завод в Кёльне сокращает работу

В пресс-службе ГЛОНАСС пояснили, что приостановка поставок связана с мировым дефицитом микроэлектроники в период пандемии COVID-19, однако сейчас российские производители заместили комплектующие импортными и способны полностью удовлетворить спрос на модули экстренного вызова.

Автомобили российского производства также могут быть выпущены на рынок без устройств ЭРА-ГЛОНАСС, однако впоследствии их необходимо будет модернизировать. Многие экземпляры, попавшие в руки граждан, впоследствии пришлось отозвать. В результате 19 752 проданных легковых автомобиля Kaiyi не были оснащены устройством управления системой экстренного реагирования и поэтому были отозваны. Автомобили Lada, произведенные в период с октября 2022 года по февраль 2023 года, также подлежат отзыву для модернизации. В данном случае речь идет о 795 000 транспортных средств.

В автомобиле отсутствует или не работает система ЭРА-ГЛОНАСС. В чем угроза

Фото: АвтоВАЗ

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов напомнил, что с 2017 года все транспортные средства, производимые или импортируемые в Россию, должны быть оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС, однако есть и исключения. В частности, к ним относится оборудование, предназначенное для экспорта или для определенных целей (коммерческий транспорт).

Все ли кнопки работают

Эксперты отмечают, что даже при наличии кнопки экстренного вызова оборудование функционально лишь частично. Или вообще не работает.

«На некоторых новых автомобилях модуль ЭРА-ГЛОНАСС не установлен, поскольку у нас был длительный мораторий на установку при ввозе автомобилей с СБКТС. Сейчас такой лазейки нет, но устанавливать модуль смысла мало: система вызывает экстренную помощь только тогда, когда автомобиль находится в зоне действия сети», — пояснил президент Национального автомобильного союза (НАУ) Антон Шапарин.

Оператор «ЭРА-ГЛОНАСС» не подтвердил наличие проблем в работе системы, однако отметил, что иногда возникают неисправности в самих узлах транспортных средств.

«Отзыв был инициирован в связи с несоответствием УВЕОС требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза». В комментарии, полученном редакцией Autonews.ru, говорится: «Автопроизводители согласовывают отзыв с Росстандартом.

Читайте также:  «Это последний шанс». Какие Kia, Hyundai и Toyota еще остались у дилеров

В автомобиле отсутствует или не работает система ЭРА-ГЛОНАСС. В чем угроза

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Алексей Тузов напомнил, что в случае выявления нарушений к производителям или импортерам могут быть применены санкции, вплоть до запрета на продажу автомобилей. Однако некоторые автовладельцы пытаются обойти систему, устанавливая поддельные или неисправные устройства. Это незаконно и может вызвать проблемы с вашим транспортным средством при осмотре.

Есть ли санкции за неработающий блок ГЛОНАСС

Опрошенные эксперты заявили, что для владельцев транспортных средств неработоспособность устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» не представляет никакой угрозы, кроме личной безопасности. Никаких санкций закон не предусматривает.

Тузов пояснил, что ГИБДД имеет право проверять наличие и работоспособность системы ЭРА-ГЛОНАСС. Процедура основана на правилах дорожного движения и положениях о безопасности транспортных средств, однако штрафы для водителей, у которых не установлена ​​система, применяться не будут.

Автомобильный юрист Лев Воропаев напомнил, что в России действует перечень поломок и ситуаций, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, который является приложением к правилам дорожного движения. Оба документа относятся к техническому регламенту колесных транспортных средств. В последнем содержится пункт, в котором говорится, что неисправность, при которой кнопка экстренного вызова не работает должным образом, является серьезной. При этом в положениях, устанавливающих ответственность за нарушение отдельных технических требований, специально оговаривается перечень случаев неисправности и запрещенной эксплуатации: «Формально мы не несем ответственности за неисправную работу кнопок».

Антон Шапарин также подтвердил, что кнопка «ЭРА-ГЛОНАСС» не работала должным образом, и правительство не взяло на себя никакой ответственности. «На дорогах не проверяют объекты, за отсутствие не штрафуют», — уточнил источник. Работоспособность модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» также не проверяется при техническом осмотре.

«Никаких санкций нет», — подтвердили Autonews.ru в АО «ГЛОНАСС». «Этот вопрос касается безопасности миллионов водителей и пассажиров».

В автомобиле отсутствует или не работает система ЭРА-ГЛОНАСС. В чем угроза

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Операторы рекомендуют совершать тестовый звонок при покупке автомобиля и регулярно проверять работоспособность системы во время эксплуатации транспортного средства.

«В случае аварии или любой чрезвычайной ситуации на дороге устройство активируется и передаст координаты в экстренные службы. Это касается безопасности владельца и его близких», — напомнили в компании.

Читайте также:  Теперь официально: анонсирован обновлённый Volkswagen Golf

В то же время АГ «ГЛОНАСС» напоминает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны устанавливать устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭС) на транспортные средства, ввозимые в Россию по схеме параллельного импорта. Для реализации услуги сформирована партнерская сеть из 54 компаний по внедрению и установке UVEOS и подключению к «ЭРА-ГЛОНАСС.

Autonews.ru направил запрос в МВД РФ с просьбой разъяснить, предусмотрена ли законодательством ответственность за неисправность кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС» и могут ли инспекторы ГИБДД выписать за это штраф. На момент публикации статьи ответа получено не было.

Как проверить работоспособность

В АО «ГЛОНАСС» пояснили, что процесс проверки бортового модуля очень прост. Для этого вам просто нужно нажать кнопку SOS на вашем автомобиле и сообщить оператору, что вы совершаете тестовый звонок. После этого проверьте марку, модель и цвет автомобиля. Оператор должен подтвердить правильность отображаемой в системе информации и корректность предоставленных текущих координат местоположения.

При необходимости любой автомобиль может быть дооснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС силами специализированной компании.

«В России насчитывается более десятка крупных производителей подобного оборудования, глубоко интегрированного в конструкцию транспортных средств», — пояснил оператор. Стоимость услуги по установке УВЕО для конечного потребителя составляет около 30 тыс рублей.

В автомобиле отсутствует или не работает система ЭРА-ГЛОНАСС. В чем угроза

Фото: Хёндэ

Читайте также:

Автор тегов: Александр Воронцов

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий