Мерседес для советских граждан, Хорьх от Штирлица, БМВ-326 от Мосфильма и другие трофейные автомобили, оставившие свой след в истории СССР
фото: autowp.ru
Первый Парад Победы состоялся на Красной площади в июне 1945 года. Завершилось оно ритуальным бросанием флага побежденного врага на плиты возле Мавзолея Ленина. После долгожданного окончания войны гитлеровские военные штандарты оказались не единственным военным трофеем Красной Армии.
В результате боя советские войска получили в свое распоряжение большое количество вражеской техники, широко использовавшейся на территории Советского Союза. В годы войны немецкие машины активно использовались Красной Армией, а также отправлялись в тыловые части. После победы трофейные машины использовались в народном хозяйстве, передавались высшему командованию и высшим чиновникам, а некоторые даже обнаруживались в гаражах простых советских граждан.
Наиболее интересные примеры таких автомобилей можно найти в материале Autonews.ru.
Фольксваген Тип 82
Наряду с Willys MB, самым известным автомобилем Второй мировой войны был Volkswagen Type 82. После победы пассажирские многоцелевые заднеприводные военные машины нашли новое применение в советском народном хозяйстве в качестве военных трофеев. При клиренсе 290 мм автомобиль оснащался межколесным самоблокирующимся дифференциалом, 16-дюймовыми колесами и 25-сильным двигателем. Однако, по словам очевидцев, машина не обладала особо высокой проходимостью и существенно уступала по этим показателям американским и советским внедорожникам.
Volkswagen Typ 82 (Фото: autowp.ru)
Tour 82 с различными модификациями можно было увидеть в Outback еще в 60-е годы. Впоследствии большая часть машин была списана из-за отсутствия запчастей, а часть перешла в частную собственность. Например, по свидетельствам жителей Спас-Деменского района Калужской области, в одном из колхозов имелось сразу два орудия Тип 82, которые были переброшены туда сразу после окончания боев. Один из двигателей долгое время эксплуатировался на лесопилке, пока машина полностью сломалась. Существующие Volkswagen Typ 82 в настоящее время можно увидеть только в музеях или частных коллекциях.
Volkswagen Typ 82 (Фото: autowp.ru)
опель блиц
Автобус Opel Blitz изначально не планировался для использования в военных целях. Однако во время войны Вермахт активно конфисковывал технику у частных лиц, поэтому эта машина оставалась активной на передовой. Во время войны Opel Blitz использовался как штабной автобус и транспортное средство для раненых. После войны эти машины пополнили захваченный автопарк и стали использовать для перевозки работников различных предприятий и ведомств. Например, в Киеве несколько заводов получили трофейные автомобили Opel Blitz для перевозки сотрудников.
Немецкий автобус также стал главным героем знаменитой книги братьев Вайнеров «Эпоха милосердия». Именно этим и действовала следственная группа под руководством Глеба Жеглова. Ведь в фильме «Место встречи изменить нельзя», снятом по этой книге Станислава Говоркина, Opel Blitz был заменен автобусом на базе ЗиС-5. Автомобиль по прозвищу «Фердинанд» был построен специально для съемок телесериала 1979 года. Возможно, такая необходимость была вызвана тем, что к этому времени в СССР вообще не осталось рабочих экземпляров Opel Blitz.
автобус Opel Blitz (Фото:roden.eu)
Штайр 220
разумеется, во время войны в Красную Армию в качестве трофеев поставлялись и совершенно невоенные машины. Например, автопарк командующего Красной Армии пополнился роскошными кабриолетами Steyr 220. Автомобиль имел 2,2-литровый двигатель мощностью 55 лошадиных сил и и 4-ступенчатая механическая коробка передач. Кабриолет весил 1200 кг и мог развивать скорость до 120 км/ч.
Кабриолет Steyr 220 (Фото: autowp.ru)
Судя по фотографиям того времени, Steyr 220 некоторое время находился в распоряжении командира 88-го танкового полка Петера Музачика. По некоторым данным, позже машина была передана командующему бронетанковыми войсками 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенанту Г.Н орел. После войны трофейный Steyr 220 был отправлен в Советский Союз. К сожалению, точное количество и кто им принадлежал, неизвестно. Один из них используется до сих пор, и его можно увидеть в культовом фильме «Брат-2». В фильме Белкин, нечестный бизнесмен, которого играет Сергей Маковецкий, ездит на Steyr 220 1938 года выпуска. По легенде, этот австрийский кабриолет ранее принадлежал одному из высших нацистских чиновников.
Кабриолет Steyr 220 (Фото: autowp.ru)
хорьх 853
Не менее знаменитым, чем трофейные немецкие автомобили, является «Хорьх». Автомобили этой марки отличались разными моделями. Наибольшее распространение в СССР получил спортивный кабриолет Horch 853, который по праву считался одним из самых красивых автомобилей своего времени. В Германии автомобиль позиционировался как конкурент Mercedes-Benz 500K и оснащался 5,0-литровым бензиновым двигателем мощностью 100 лошадиных сил с., 4-х ступенчатая коробка передач, тормоза гидравлические, вакуумный усилитель. На хороших дорогах трехтонный 853 может развивать скорость до 130 км/ч.
кабриолет Horch 853 (Фото: autowp.ru)
Первым владельцем машины после войны стал главнокомандующий Красной Армии и герой Советского Союза. По легенде, на Horch 853 летали пилот Покрышкин, советский маршал Иван Баграмян и генерал-лейтенант Константин Телегин. На таких машинах ездили также Василий Сталин и архитектор Алексей Щусев. Этот роскошный автомобиль не обошёл вниманием и советский кинематограф. В 1956 году Хорьх 853 снялся в сериале «Щит и меч» о секретных агентах. Еще один известный владелец компании Horch – Макс Отто фон Штирлиц, фигурирующий в романе Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны». Действительно, в книге никогда не уточнялось, на какой модели на самом деле ездил этот легендарный разведчик.
кабриолет Horch 853 (Фото: autowp.ru)
Опель Капитан
opel Kapitan был представлен публике на Женевском автосалоне весной 1939 года. Благодаря современному монококовому кузову, переднему расположению двигателя, независимой передней подвеске и колесной формуле 4х2 автомобиль стал одной из самых впечатляющих новинок автосалона. Посетители знаменитого автосалона еще не знали, что Opel Kapitan станет последним премьерным автомобилем немецкой компании перед войной, а самому автомобилю придется ездить не по автобану, а по разбитым передним дорогам.
Первый трофейный «Опель Капитан» поступил в Красную Армию во время контрнаступления под Москвой в 1941 году и во время войны стал очень популярен среди старшего офицерского состава Красной Армии. Часть трофейных машин отправили на исследования на Горьковский автозавод. Существует версия, что советские инженеры при создании автомобиля ГАЗ-М20 скопировали некоторые решения Опель Капитан. Однако это довольно спорная версия, и кроме несущего кузова у этих автомобилей мало общего.
опель Капитан (Фото: autowp.ru)
После взятия Берлина пленные капитаны были массово депортированы в Советский Союз. Коллекционер редких автомобилей, назвавшийся Сергеем, рассказал корреспонденту Autonews.ru, что часть машин успела попасть в таксопарки Ленинграда и Минска. Кроме того, некоторые «Капитаны» оснащались деталями отечественного производства на случай поломок. Сегодня автомобили конца 1930-х годов можно встретить на ретро-ралли и в частных коллекциях.
опель Капитан (Фото: autowp.ru)
DKW Новая Зеландия 350
к концу тридцатых годов. Легкие двухтактные велосипеды очень популярны в Германии. Одной из самых распространенных довоенных моделей была DKW NZ 350 с двигателем объемом 346 куб.см. Мотоциклы с алюминиевой коляской идеально подходили для езды по городу или поездок на выходные на природу. С началом войны гражданские DKW NZ 350 были отправлены на фронт.
Мотоцикл DKW NZ 350 (Фото: bonhams.com)
Первые трофейные мотоциклы появились в СССР еще во время войны. Часть из них осталась на фронте, а часть быстро ушла в тыл. В Красной Армии DKW NZ 350 часто использовался в качестве вспомогательного транспорта. По словам ведущего фотожурналиста Ю.И, во время работы в газете «Суворовец» Иванову подарили личный DKW NZ 350, который он продолжал использовать лично в качестве трофея даже после войны.
Мотоцикл DKW NZ 350 (Фото: bonhams.com)
По надежности байк немного уступал 4-тактным мотоциклам BMW и Zundapp. Советские военные даже в шутку интерпретировали название модели как «вода для столярного клея», намекая на ее низкое качество. Но помимо передней части этот мотоцикл хвалили за его компактные размеры, эффективность и хорошую управляемость.
Мотоцикл DKW NZ 350 (Фото: Military-classic-vehicles.fr)
Помимо частных лиц, трофейные DKW NZ 350 также были обнаружены в некоторых правоохранительных органах. Например, в Белгороде такой мотоцикл использовался в одном из отделений полиции. Немецкие двухтактные мотоциклы также широко использовались оперативниками и местной полицией в некоторых городах Смоленской области, рассказали местные жители. Разумеется, речь не шла о широком использовании трофейных мотоциклов правоохранительными органами, а скорее об изолированном характере. Кроме того, уже в 1953 году вышел специальный приказ МВД, унифицировавший окраску полицейских машин.
После войны чертежи и технология завода ДКВ перешли к Ижевскому машиностроительному заводу. По одной из версий, советский ИЖ 350 был почти полностью скопирован с DKW NZ 350. Что касается трофейных немецких мотоциклов, то большая их часть оказалась на металлоломе. Запасных частей, необходимых для ремонта и восстановления, в то время в Советском Союзе не было.
фото: bonhams.com
БМВ-326
Среднеразмерный седан BMW 326 стал первым автомобилем марки с закрытым четырехдверным кузовом. Автомобиль оснащался гидравлической тормозной системой, бензиновым двигателем объемом 2,0 литра мощностью 50 лошадиных сил и и 4-ступенчатая механическая коробка передач.
Среднеразмерный седан BMW-326 (Фото: myautoworld.com)
После победы немецкий седан был передан в распоряжение советских офицеров и начал службу в Красной Армии. Кстати, в отличие от владельцев многих других трофейных автомобилей, у владельцев BMW 326 не возникало проблем с запчастями, поскольку такие же компоненты устанавливались и на модели BMW 321, выпущенные после войны.
Среднеразмерный седан BMW-326 (Фото: autowp.ru)
В 1958 году советские военные издали приказ убрать все иномарки, и 326-й вернулся к гражданской жизни. Автомобили седан не были редкостью на дорогах Москвы и других крупных советских городов. Один из трофейных БМВ-326 был передан на съемки на «Мосфильм». Эту машину можно увидеть в одном из эпизодов фильма «Семнадцать мгновений весны».
Среднеразмерный седан BMW-326 (Фото: autowp.ru)
Мерседес 170В
После войны в Советский Союз начали импортировать большое количество трофейных автомобилей Mercedes-Benz. Иногда в него включались очень редкие автомобили класса люкс. Такие машины получали высокопоставленные чиновники или Главное командование Красной Армии. Однако на дорогах Советского Союза можно было встретить массовые модели немецких производителей.
Мерседес 170В (Фото: autowp.ru)
Одной из самых популярных иномарок послевоенного периода был Мерседес 170В. Оснащенный 1,7-литровым двигателем, независимой подвеской и четырехступенчатой механической коробкой передач, седан можно было найти в советских гражданских гаражах. Разновидностью тюнинга в то время была установка на автомобиль вместо традиционной трехконечной звезды на капоте Mercedes 170V небольшого красного флажка или маленькой пятиконечной звезды. Такие автомобили можно было увидеть на дорогах Москвы вплоть до 70-х годов. Это не считалось особенно необычным. Более того, к этому времени в Советский Союз уже начались официальные поставки Mercedes-Benz.
Мерседес 170В (Фото: autowp.ru)
- Хотите связаться со мной?