Каждый автовладелец наверняка сталкивался с неприятной ситуацией: болты или гайки колеса откручены, но колесный диск прочно приварен к ступице или тормозному барабану, и снять колесо не представляется возможным. Что делать в этой ситуации и как не допустить ее повторения в будущем? Ниже мы расскажем вам все по порядку.
В чём причина?
Колесные диски заедают по двум основным причинам: коррозия и глупость шиномонтажников, которые затягивают шпильки или гайки со всей силы, даже не притронувшись к динамометрическому ключу. Во втором случае их обычно даже невозможно открутить, приходится сначала прикручивать гайку и шпильку, а потом уже диск. Конечно, это не всегда легко, но с этим можно справиться. Однако почти всегда существует возможность оторвать диск от ступицы или барабана. Но откуда берется коррозия?
Наиболее очевидными причинами его появления являются вода и реагенты с дорог. Зимой в городе ездить достаточно проблематично, так как дороги нещадно поливают химикатами, а весной снять колеса может быть проблематично. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать смазку при установке колеса. Но важно знать, что выбирать нужно правильную смазку, а не первую попавшуюся под руку. Потому что вторая причина залипания дисков — это как раз неправильная смазка. Правда в том, что некоторые автолюбители пытаются найти один любимый продукт и использовать его для всего. Этот метод не очень эффективен: высокие температуры могут привести к утечке затвердевшей смазки в дверных замках, WD-40 может повредить резиновые уплотнители, а медная смазка, любимая многими, часто приводит к «прилипанию» литого диска к ступице. К сожалению, он образует гальваническую пару с алюминием и вместо того, чтобы обеспечить защиту, на самом деле усиливает коррозию. Поэтому в первую очередь страдают диски из алюминиевого сплава, а не штампованные стальные диски. Проще говоря, при контакте меди и алюминия оксид распадается на ионы с разными электрическими потенциалами. Начинается электролиз, в ходе которого атомы алюминия, более активного металла (т.е анода гальванической пары), переносятся в медную смазку. Диск начинает активно корродировать, хотя для самой «меди» этот процесс не представляет никакой угрозы. Короче говоря, смазывать сопрягаемые поверхности легкосплавных алюминиевых дисков медной смазкой нельзя — они не только сильнее прилипнут, но и быстрее изнашиваются.
Фото: Kolesa.ru
Мы предполагаем, что нам удалось вкратце прояснить суть происходящего. Если бы кто-то прямо сейчас искал способ оторвать этот злополучный диск от ступицы, он вряд ли стал бы читать скучную теорию. Его больше не интересовало, почему это произошло, а что делать теперь. Итак, продолжим практиковаться.
Стучать, тянуть, немного греть
Конечно, в автомастерских есть оборудование, которое поможет вам быстро и относительно легко справиться с этой проблемой. Существуют механические и гидравлические съемники, обратные молоты и другие удивительные «гаджеты», которые часто изобретаются и свариваются на месте мастерами с помощью железа и палок. Давайте рассмотрим более интересную ситуацию: у вас нет под рукой никаких инструментов и вам нужно установить запасное колесо, но спущенное колесо не снимается со ступицы. Что можно сделать в поле голыми руками?
Во-первых, в этой ситуации можно воспользоваться WD-40. Конечно, смазывать диск во время установки с его помощью бесполезно, но оторвать диск с его помощью можно. Итак, если у вас случайно завалялось немного WD-40, первое, что вам следует сделать, это распылить его на соединение между ротором и ступицей или тормозным барабаном. На всякий случай хочу пояснить, что термин «WD-40» можно использовать не только для обозначения WD-40, но и для обозначения любого другого «жидкого ключа». Даже чистый керосин, если его легче найти, чем специальную проникающую жидкость. Если после 5–10 минут обработки колесо все еще не снимается, то придется применить силу и множество хитрых приемов.
Фото: Михаил Баландин
Чтобы ударить по колесу, нужна сила. Во-первых, хотя бы используйте ноги. Если это не поможет, то вам нужно взять что-то тяжелое, но не слишком тяжелое, чтобы не повредить диск и подшипник ступицы. К сожалению, удар кувалдой по диску не является решением. Решение часто кроется под фальшполом багажника — запасным колесом. Как ни странно, для этих целей она подходит идеально: если вы заденете шиной застрявшее колесо, вы ничего случайно не повредите — резина слишком мягкая. В то же время запасное колесо в сборе диаметром не менее 16 дюймов весит 15–20 кг (вес зависит от диска и установленной шины), поэтому оно будет чувствительно к ударам. Самое главное, если автомобиль стоит на домкрате, не сбрасывайте его с домкрата. И, скорее всего, он будет держаться за него, потому что бить запасным колесом по колесу, на котором припаркован автомобиль, — занятие столь же утомительное и бессмысленное. В целом, это следует иметь в виду.
Не работает? Затем мы применяем трюк с силой: диск нужно нагреть. Вам не нужно из-за этого сердиться. Во-первых, очень сложно нагреть колесо, которое невозможно снять с автомобиля, а во-вторых, невозможно нагреть колесо открытым пламенем. Вы можете повредить диск и шину. Поскольку в вашем багажнике вряд ли найдется фен (по крайней мере, вам понадобится розетка), вам придется найти способ получить много тепла. На самом деле, это не так уж и сложно, если помнить, что тормоза во время работы сильно нагреваются. Поэтому вы можете попробовать несколько раз ускориться и резко нажать на тормоз. После этих упражнений ступица колеса и тормозной барабан обязательно нагреются, и вероятность снятия колеса увеличится. На самом деле этот метод работает только в том случае, если шина не спущена. Только человек, не совсем здоровый психически, будет разгоняться и тормозить со спущенной шиной. Поскольку колеса не закреплены винтами, не забудьте вернуть их на место перед тем, как разогнаться или затормозить.
фото: Лигороси, Depositphotos.com
Итак, все колесо покрыли WD-40, ударили запасным колесом, нагрели как следует, но оно все равно не снимается? Тогда мы принимаем крайние меры. Снова затягиваем шпилькой или гайкой, но не затягиваем полностью. Затем мы испробовали три подхода, два из которых были общими, а один — «узкоспециализированным».
Этот «узкоспециализированный» метод работает только в том случае, если застряло переднее колесо. Это примитивно до уродства: все, что вам нужно сделать, это стоять на месте и крутить руль. В этом случае силы, действующие на переднее колесо, настолько велики, что порой их бывает достаточно, чтобы оторвать диск колеса от ступицы.
Общий метод применим как к передним, так и к задним колесам. Первый — снова разогнаться и затормозить в пол. Только не делайте этого на высоких скоростях: в этот момент не нужно слишком сильно разогревать диск, а нужно приложить к нему усилие, как это происходит при резком торможении и ускорении. Для этого вполне достаточно скорости пешехода, а самое главное — тормозить и ускоряться как можно резче. Если после нескольких попыток ничего не получается, прибегаем к последнему способу – боковой нагрузке. То есть мы едем, слегка покачивая руль попеременно в обоих направлениях. Еще раз хочу отметить, что ехать быстро не нужно, как и выворачивать руль в крайнее положение для поворота: нам нужно оторвать диск от ступицы, а не оторвать все колесо от автомобиля. Конечно, формально разница между этими явлениями в нашем случае не слишком существенна, но она все же есть.
Фото: Михаил Баландин
Если ни один из этих методов не помог, возможно, вам придется обратиться в сервисную службу. В крайнем случае они могут снять диск вместе со ступицей или барабаном и надавить на него, что поможет оторвать застрявшую часть. Но, конечно, на месте этого сделать нельзя.
Чтобы не повторилось
Осталось лишь кратко напомнить, что можно сделать, чтобы колесо рулетки не застряло. Начните с затяжки болтов и гаек колеса с рекомендуемым моментом затяжки, а не с максимальным, с помощью арматурной трубки на баллонном ключе. Это не только «приклеит» диск к ступице, но и может повредить шпильки или гайки. Кстати, если они были перетянуты, их лучше заменить: после такого разрушения крепеж растянется и может сломаться. К тому же, вкрутить вытянутые шпильки гораздо проще, чем потом их выкручивать — придется сначала бороться с ними, а потом уже с диском.
Во-вторых, конечно, обработка прилегающих поверхностей диска, ступицы и барабана. Если они загрязнены, их необходимо очистить перед установкой колеса. Рекомендуется обработать чистые детали какой-либо высокотемпературной смазкой, которая предотвратит коррозию. Как уже упоминалось выше, медь — не лучший выбор для этих целей, но некоторые керамические материалы вполне подойдут.
- Хотите связаться со мной?