Tesla запустила службу беспилотного такси возле своей штаб-квартиры в Остине, штат Техас, на прошлых выходных: десятки беспилотных кроссоверов Model Y забирают пассажиров по фиксированной цене $4,20 за поездку. Илон Маск назвал этот шаг «кульминацией десятилетия упорной работы», но на самом деле это была еще одна пиррова победа.
Еще в 2022 году Tesla официально выпустила коммерческую версию «Full Self-Driving» (FSD), но по факту она соответствует лишь второму уровню классификации SAE, то есть ее работа требует постоянного контроля со стороны человека. Илон Маск обещает, что покупатели Tesla FSD в будущем смогут отправлять свои машины работать такси и получать пассивный доход. Но пока прибыльными являются только сам Илон Маск и его компания Tesla, да и то в случае с Robotaxi ее вряд ли можно назвать прибыльной.
Tesla Robotaxi — это специальная версия кроссовера Model Y, а его рабочая зона ограничена площадью около 80 квадратных километров к югу от Остина. Часы работы — с 6 утра до полуночи, а в случае плохой погоды часы работы могут быть сокращены. Robotaxi действительно реализует автономное вождение. Водителя за рулем нет, но монитор Tesla сидит на правом переднем сиденье каждого автомобиля и может вмешаться в работу в любой момент. Кроме того, работа всех беспилотных такси контролируется центром ситуационной осведомленности, оснащенным несколькими сотрудниками. Другими словами, если обычным такси управляет один человек, то Tesla Robotaxi требует участия как минимум двух человек, что заставляет людей сомневаться в коммерческой эффективности всего проекта.
Однако пока беспилотные такси Tesla явно не приносят прибыли, а номинальная плата в $4,20 за поездку скорее носит PR-целевой характер — то есть люди платят за то, чтобы пользоваться услугой. Каждая машина может перевозить до двух пассажиров и багаж. Первых пассажиров отбирает сама Tesla из числа своих поклонников, а это значит, что не все желающие воспользоваться беспилотным такси смогут ею воспользоваться — нужно подать заявку на сайте и дождаться одобрения, а затем установить на смартфон специальное приложение для вызова такси.
Видеоролики с первым опытом пассажиров в беспилотном такси заполонили социальные сети. Однако, к сожалению для Tesla, внимательные зрители заметили, что Robotaxi допускает некоторые ошибки, некоторые из которых довольно серьезные: он выезжает на встречную полосу, не успев повернуть, и советует пассажирам выйти посреди дороги. Однако читатели, которые следят за нашими репортажами о беспилотных автомобилях, знают, что электромобили Tesla, оснащенные автопилотом FSD, и раньше совершали подобные ошибки, только теперь компании удалось убедить власти Остина запустить это «имитирующее такси», а Илон Маск называет его «шедевром».
Мы много раз указывали, что полномасштабное внедрение беспилотных автомобилей на сегодняшнем уровне развития сталкивается с непреодолимыми этическими и правовыми противоречиями. General Motors запустила беспилотные такси на базе Chevrolet Bolt на дорогах Сан-Франциско еще в 2020 году, но в конечном итоге закрыла проект в конце прошлого года, поняв, что в обозримом будущем он будет совершенно бесполезен.
Mercedes-Benz добился наибольшего прогресса в области беспилотных автомобилей — он оснащен автопилотом SAE Level 3, но он может ездить только по автомагистралям и имеет множество ограничений и запретов. По-настоящему беспилотное такси, которое может довезти вас до вашей двери без какого-либо внешнего или внутреннего контроля, пока остается лишь мечтой, но это не мешает Илону Маску демонстрировать позитивный настрой в неудачном опыте вождения и сообщать о большом достижении.
- Хотите связаться со мной?