Tesla открыла свободный доступ к технической документации на электрический спорткар Roadster первого поколения. Это означает, что каждый может построить свою собственную копию этой модели, хотя этот процесс может быть довольно дорогим, сложным и даже опасным.
Tesla Roadster появился на рынке в 2008 году; сегодня он кажется бесконечно далеким от современных моделей Tesla, но именно с него американская компания во главе с Илоном Маском начала свой путь к успеху. Производство родстера закончилось в 2012 году, и на смену ему пришла первая полностью оригинальная модель Tesla – сохранившийся лифтбек Model S. Общий объем производства Tesla Roadster оказался весьма скромным – всего было выпущено 2450 экземпляров.
Как известно, Tesla Roadster первого поколения базируется на алюминиевой платформе британского спорткара Lotus Elise, адаптированной под установку электросиловой установки и литий-ионного аккумулятора. Более поздние версии модели оснащены электродвигателем мощностью 215 кВт (292 л.с.), с которым родстер достигает первой «сотни» за 3,7 секунды. Емкость аккумулятора составляет 53 кВтч, номинальный запас хода на одном заряде — 393 км по циклу EPA, но понятно, что со временем способность аккумулятора сохранять энергию снижается.
На вторичном рынке Tesla Roadster в хорошем состоянии сейчас стоит не менее $150 000, а идеальные экземпляры с минимальным пробегом уходят на аукционы за полмиллиона – вообще редкая, коллекционная модель.
На днях компания Tesla раскрыла часть технической документации на родстер первого поколения и опубликовала ее на своем сайте с инструкцией «для энтузиастов, на свой страх и риск». Для скачивания доступны четыре раздела, посвященные в основном электронике и системе управления аккумулятором. Теоретически сторонние производители запчастей могут использовать эту информацию, чтобы, например, изготовить новую оригинальную батарею для Tesla Roadster, но сама Tesla не будет нести за нее никакой ответственности, как и за материнские платы, которые распаяны согласно своим рисункам в гаражах электронщиков, любителей. Известно, что неквалифицированная работа с высоким напряжением смертельна, поэтому заявление Теслы вполне обосновано.
Кстати, на заре Tesla Илон Маск вообще был против патентов и за бесплатное распространение технической документации, но более опытные коллеги смогли объяснить ему, что в автомобильном бизнесе так не устроено. Можно сказать, что публикация архивных документов о Tesla Roadster — это дань ранним идеалам Маска.
Напомним, в феврале 2018 года Илон Маск с помощью ракеты-носителя SpaceX запустил в космос один из родстеров Tesla первого поколения, где он и зависает сейчас.
В планы Теслы уже давно входит родстер второго поколения; Прототип был представлен еще в 2017 году, но серийной версии до сих пор нет, и неизвестно, когда она появится – ведь сейчас Tesla работает над более приоритетными проектами.
- Хотите связаться со мной?