Эксперт Холодов рассказывает, чем грозит возвращение обязательных техосмотров
Страховщики рассматривают возможность восстановления обязательного техосмотра на автомобилях 10-летней давности. Autonews.ru выясняет, зачем это нужно, как это повлияет на автовладельцев и что об этом думают эксперты
Фото: Александр Поляков/Global Look Press
В России процедуры технического осмотра могут снова стать обязательными. Во всяком случае, именно такую инициативу выдвинул Союз автостраховщиков России. Однако в разговоре с Autonews.ru представитель ОГА уточнил, что предложение имеет несколько важных нюансов. С помощью профильных экспертов мы узнали все подробности инициативы.
Что предлагают страховщики
Сергей Ефремов, директор по защите активов РСА, подтвердил Autonews.ru, что организация выступает за восстановление обязательных процедур проверки. При этом он отметил, что на данный момент вообще речи об отправке водителей автомобилей в сервисные центры не идет. Он сказал, что в настоящее время это «невозможно и ненужно». Однако в ОГА считают необходимым ввести обязательный техосмотр для старых автомобилей. Например, хотят отправить в сервис машину возрастом более десяти лет.
«Повышается вероятность ухудшения технического состояния таких транспортных средств, что влияет на безопасность дорожного движения и окружающую среду. Поэтому сегодня нам необходимо подумать о том, как стимулировать водителей старых автомобилей эффективно контролировать техническое состояние своих транспортных средств, чтобы снизить вред окружающей среде и другим возможностям участников дорожного движения», — пояснил Ефремов.
В то же время в RSA признали, что им все же пришлось принять участие в проекте из-за некоторых спорных вопросов. Например, Ефремов согласился, что в стране сейчас есть автомобили трех-четырехлетней давности с пробегом более 500 тысяч километров (те же модели, которые раньше использовались в такси). При этом пробег личного автомобиля десятилетней давности может сократиться в несколько раз. Более того, сейчас такой автомобиль находится в гораздо лучшем состоянии, но при этом, в отличие от первого варианта (по инициативе ОГА), ему необходимо будет пройти технический осмотр.
«Водители автомобилей старше десяти лет могут иметь возможность пройти технический осмотр или ежегодное ТО на СТО с диагностикой (приборным контролем) – вариантов много. Как вариант, можно начать осмотр автомобилей старше 15 лет лет. Годы автомобилей. Самое главное для России – это то, что нам нужно узнать возраст или пробег автомобиля, а затем необходим дополнительный технический контроль», – сказал Ефремов.
В качестве примера масштаба проблемы он привел статистику аналитиков агентства «Автостат», согласно которой средний возраст российских легковых автомобилей составляет 15 лет. Кроме того, почти 70% автомобилей десятилетнего возраста.
Фото: Autonews.ru
«Это просто пустая формальность»
Госдума уже отреагировала на предложение ОГА. В частности, против этой инициативы выступил лидер думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Депутат назвал техосмотры пустой формальностью и поводом «отнять у водителей деньги и время». Кроме того, он считает, что на данный момент объективных причин для возобновления этой принудительной процедуры у России нет.
«По данным МВД, доля ДТП по причине технических неисправностей транспортных средств в прошлом году составила всего 3,9%. Эта доля всегда была небольшой. А после отмены обязательных ТО количество ДТП по техническим причинам ошибок не прибавилось», — поделился статистикой Ми Ронофф.
При этом инициативу поддержал член комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов («Единая Россия»), председатель Союза транспортников России. «Мы должны обеспечить безопасность наших пассажиров, поскольку наши автобусы два раза в год проходят технический осмотр. Мы также должны следить за тем, чтобы каждое такси было в исправном рабочем состоянии. Конечно, нужно возвращаться [для технического осмотра] [проверок]», — сказал он в интервью «Ленте.ру.
«Обязательный техосмотр вернут для всех»
Экспертное сообщество также неоднозначно относится к предложениям страховых компаний. Вице-президент Национальной автомобильной федерации Антон Шапарин в интервью Autonews.ru отметил, что проблемы, на которые обратила внимание страховая компания, действительно существуют. По его мнению, автомобили на российских дорогах в определенной степени находятся в плохом состоянии, и сейчас средний российский автомобиль — это «15-летняя Лада».
«Да, конечно, это прямая угроза безопасности дорожного движения», — сказал эксперт.
Однако Шапарин добавил, что этот шаг сам по себе не решит проблему, а является лишь частью глобального плана страховой компании по сохранению «истории огромного рынка».
«Все эти полномочия должны были передать Росаккредитации. Но до конца это не было сделано», — напомнил эксперт.
Фото: Autonews.ru
Он также заявил, что нынешние технические проверки не несут «решающей пользы» для водителей, а сам процесс является абсолютной формальностью и никто «по-настоящему ничего не проверяет». Шапарин считает, что если эти проверки будут восстановлены, страховые компании должны отказаться от участия в этом процессе.
«Второй принципиально важный вопрос заключается в том, что технический осмотр должен приносить пользу водителю. Водитель должен понимать, что это не формальность, а главным образом необходимая для него процедура. Например, диагностикой подвески или другой дополните ее чем-нибудь полезным, Так водитель поймет, что потратил свои деньги на действительно необходимый осмотр», — заключил эксперт.
Аналогичного мнения придерживается и заместитель председателя комитета по безопасности и взаимодействию Комитета общественного контроля Общественной палаты Александр Холодов. По его словам, это предложение — лишь начальный этап плана по возвращению всех в Россию с обязательным техническим осмотром.
«Очевидно, что при отмене техосмотра это послабление не было постоянным. Просто в стране на тот момент программу вообще убили. Известно, что в 99% случаев все эти диагностические карты не работают. Автомобиль Дело было продано без всякого осмотра. Конечно, есть исключения из правил, но в основном эти бумажки приобретаются», — сказал Холодов.
В то же время эксперты полагают, что после реформы процедур техосмотра ситуация стала постепенно меняться за счет высвобождения ресурсов и усиления контроля. Он конкретно привел пример обязательной фото- и видеозаписи процесса.
«Они довольны результатами и теперь хотят распространить схему на другие категории транспортных средств. Однако реально начать проверять состояние всех машин сейчас просто невозможно. Это привело бы к краху. Поэтому сейчас мы Речь идет об автомобилях десятилетней давности. Если эксперимент будет признан успешным, его последствия могут быть распространены и на другие машины, за исключением, возможно, новых моделей», — сказал эксперт.
На самом деле Холодов полагает, что своими действиями страховые компании надеялись вновь вернуть себе полный контроль над техническими проверками, поскольку изначально они просто не смогли выполнить поставленную задачу. Однако, учитывая предыдущие ошибки, на этот раз они планируют предпринимать шаги шаг за шагом.
Фото: Autonews.ru
Кто сейчас проходит техосмотр
Напомним, президент России Владимир Путин в декабре 2021 года отменил обязательные технические осмотры и превратил их в добровольные проверки. Однако в некоторых случаях водителям все же необходимо получить диагностическую карту. Вам необходимо выполнить следующие процедуры:
- Транспортные средства, владельцы которых сменились после постановки на учет и не имеют действующей диагностической карты, со дня изготовления прошло более четырех лет;
- При изменении конструкции автомобиля – речь идет, в частности, о так называемых корректировках (установка лебедок, нестандартной оптики, усиленных бамперов, а также двигателей с наддувом);
- такси, автобусы и грузовики;
- Если проверка ГИБДД обнаружит в транспортном средстве техническую неисправность, водитель также должен пройти ТО после ее устранения.
— Сколько и как сегодня зарабатывает автомеханик в России
— В России с 1 января 2024 года повысятся сборы за техосмотр
— Технический осмотр 2024: все, что нужно знать водителям
— А если авария произошла без техосмотра? В страховой компании все объяснили
- Хотите связаться со мной?