Статистика показала снижение числа пьяных водителей в России. Так ли это

Статистика показала снижение числа пьяных водителей в России. Так ли это Новости

Статистика показывает, что количество случаев вождения в нетрезвом виде в России сократилось

Адвокаты, осуществлявшие защиту по соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса, считают, что статистика не отражает действительности и количество случаев вождения в нетрезвом виде не уменьшилось

Статистика показывает, что в России снизилось количество водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Это правда

Фото: Автоньюс

В 2024 году количество выявленных сотрудниками ГИБДД России случаев управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения сократилось на 81,2 тыс по сравнению с 2023 годом, а число лиц, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, сократилось на 11,6 тыс человек. Данные включены в статистику Национального управления по безопасности на транспорте, которую проверил RBC. В то же время статистика судебной власти Верховного суда, изученная РБК, также показывает, что количество уголовных приговоров за вождение в нетрезвом виде имеет тенденцию к снижению, сокращаясь в среднем на 2–4 тыс случаев в год. Адвокаты, защищавшие дело по соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса, считают, что статистика не отражает действительности и количество случаев вождения в нетрезвом виде не уменьшилось.

сегодня, 9 апреля, заслуженный артист России Михаил Ефремов условно-досрочно освобожден из исправительно-трудовой колонии в Белгородской области. Летом 2020 года он ехал по Москве, когда на встречной полосе врезался грузовик, в результате чего погиб водитель грузовика, 57-летний курьер Дмитрий Захаров. Экспертиза показала, что на момент аварии содержание алкоголя в крови Ефремова составляло 1,05 мг/л, что эквивалентно 2,1 промилле — концентрации, которую можно достичь, выпив бутылку водки. В результатах анализов актера также были обнаружены следы каннабиноидов и кокаина.

обвинение было квалифицировано как «нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное в состоянии опьянения» (статья 264, часть 4, пункт «а» УК). Прокуратура потребовала приговорить Ефремова к 11 годам лишения свободы (максимальное наказание — 12 лет) и подчеркнула, что «звание артиста не дает права управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения». Сам Ефремов отрицал свою вину в ходе судебных заседаний и признал ее только в своем последнем слове, в конце процесса. Суд посчитал его признание «неполным» и приговорил его к восьми годам лишения свободы. Позднее после апелляции срок наказания был сокращен до 7,5 лет.

24 марта 2025 года Алексеевский районный суд Белгородской области рассмотрел ходатайство Ефремова об условно-досрочном освобождении. В своей речи актер заверил суд, что все переосмыслил и осознал, признал, что скучает по своей профессии, и пообещал бросить пить. «Мой главный враг — алкоголь. Я вычеркнул его из своей жизни», — сказал он. Прошение об условно-досрочном освобождении было удовлетворено, и дата освобождения из тюрьмы была назначена на 9 апреля.

Статистика показывает, что в России снизилось количество водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Это правда

В своей речи Михаил Ефремов заверил суд, что все переосмыслил и осознал, признал, что скучает по профессии и пообещал бросить пить (Фото: Белкин Алексей / news.ru / Global Look Press)

Резкий рост «ефремовского» показателя

Адвокат пояснил, что в 2019 году в статью 264 Уголовного кодекса были внесены изменения, существенно ужесточающие предусмотренные ею наказания. В частности, введены более длительные сроки тюремного заключения за смертельные дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по вине пьяного водителя.

Адвокат Леонид Абгаджава привел пример в интервью РБК: «До 2019 года наказание за причинение тяжкого вреда здоровью другому человеку в состоянии алкогольного опьянения составляло до 4 лет, с 2019 года срок наказания был снижен с 3 до 7 лет; наказание за нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее смерть другого человека, составляло от 2 до 7 лет, с 2019 года срок наказания увеличен с 5 до 12 лет». — Нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек, ранее каралось лишением свободы на срок от четырех до девяти лет, а с 2019 года — на срок от восьми до пятнадцати лет»

Ужесточение квалификации таких преступлений по признаку «тяжести» приведет к более суровым правовым последствиям для обвиняемых: увеличению сроков давности, усложнению процедуры условно-досрочного освобождения, а в случае совершения нескольких преступлений — к увеличению сроков тюремного заключения при совокупности правонарушений. Что касается актера Ефремова, то его приговор в 2020 году многие назвали «суровым», что как раз и стало следствием поправок в Уголовный кодекс 2019 года. Об этом свидетельствуют данные судебной власти Верховного суда, статистику которой изучил РБК. Если ориентироваться на статистику назначенных наказаний от 5 до 8 лет (включительно) по частям 3 и 4 Закона, по статье 264 УК (т.е с условным показателем «Ефремов»), то количество преступлений в 2020 году увеличится в 7,9 раза по сравнению с 2019 годом, а в 2021 году — в 12,9 раза по сравнению с 2019 годом.

Так, в 2019 году по частям 3 и 4 статьи 264 УК РФ к лишению свободы на срок от пяти до восьми лет были приговорены 36 человек, в 2020 году — 286 человек, в 2021 году — 465 человек, в 2022 году — 551 человек, в 2023 году — 534 человека. За первое полугодие 2024 года к такому наказанию были приговорены 256 человек, что всего на 30 человек больше, чем в 2020 году — первом полноценном году применения более строгих наказаний.

Стало ли больше заключенных в колониях?

В искусстве. Статья 264 Уголовного кодекса предусматривает девять преступлений в шести разделах, включая вождение в нетрезвом виде, побег с места ДТП, вождение без водительских прав и смерть виновного. Если посмотреть на статистику судебной системы за последние шесть лет, то с момента законодательных изменений 2019 года наблюдается резкое снижение количества приговоров, вынесенных в соответствии с законом. Нарушение статьи 264 УК произошло только один раз после ужесточения законодательства — в 2020 году, когда Ефремову был вынесен приговор. Впоследствии общее количество обвинительных приговоров несколько возросло, как и количество преступлений, связанных с «опьянением», и из года в год оставалось практически неизменным.

Читайте также:  РСА опроверг утечку данных российских автовладельцев

Так, в 2019 году в России по статье 141, части 2 статьи 264 УК РФ осуждено 9066 человек, из них 2332 человека осуждены за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; В 2020 году суды вынесли 7697 приговоров по уголовным делам, из которых 1846 — в отношении виновников ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. В 2021 году по данному закону были осуждены в общей сложности 1000 человек. По статье 264 УК РФ осуждено 8074 человека, из них 2092 человека находились в состоянии алкогольного опьянения; В 2022 году общее число осужденных по данной статье составило 8370 человек, из них 2101 человек были осуждены за нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Данные за 2023 год следующие: Общее количество осужденных по статье 264 УК РФ – 8118 человек, из них 2019 человек находились в состоянии алкогольного опьянения. За первое полугодие 2024 года (более поздние статистические данные судебного ведомства пока не опубликованы) число осужденных по статье 264 Уголовного кодекса составило 4331 человек, из них 940 человек были осуждены за нахождение в состоянии алкогольного опьянения.

В то же время, если посмотреть на тюремную статистику, то количество преступлений сначала резко сократилось, затем медленно росло и, наконец, снова снизилось. При этом невозможно определить, какое влияние оказало ужесточение законодательства в 2019 году на качество нарушений правил дорожного движения, связанных с вождением в нетрезвом виде.

Например, в 2019 году срок полномочий по статье 201 составлял менее одного года. Всего 449 человек получили 264 экземпляра Уголовного кодекса, в 2020 году их получили 242 человека, что почти вдвое меньше, чем в прошлом году, в 2021 году их получили 200 человек, в 2022 году их получили 211 человек, в 2023 году их получили 132 человека, а в первой половине этого года их получили 45 человек. При этом разница еще более очевидна в статистике лишения свободы на срок от одного до двух лет: в 2019 году к такому наказанию были приговорены 1029 человек, в 2020 году — 668, а в 2021 и 2022 годах их число несколько возросло — до 670 и 692 человек соответственно, а в 2023 году резко сократилось до 474 человек. В первой половине 2024 года, согласно статье 141 УК, срок лишения свободы составляет от одного до двух лет. 220 человек были наказаны по 264 уголовным статьям. Аналогичная тенденция наблюдалась в отношении наказаний в виде лишения свободы на срок от двух до трех лет и от трех до пяти лет в период с 2020 по 2024 год. Однако, что касается более строгих наказаний, то согласно статье 14 Уголовного кодекса возможно наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 10 лет. Статья 264 Уголовного кодекса гласит: — Статистика показывает, что количество таких приговоров резко возросло после 2019 года, всего к таким наказаниям приговорено 7 человек. Так, в 2020 году суды выносили такие решения 33 раза, в 2021 году — 76 раз, в 2022 году — 80 раз и в 2023 году — 72 раза. За первую половину 2024 года 36 человек были приговорены к лишению свободы на сроки от 8 до 10 лет.

Статистика показывает, что в России снизилось количество водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Это правда

В первой половине 2024 года 20 268 человек были осуждены за вождение в состоянии алкогольного опьянения, из них 19 435 человек были осуждены за вождение в состоянии алкогольного опьянения (Источник изображения: Комсомольская правда/Global Vision Press)

Тем не менее, адвокат Леонид Абгаджава считает, что число заключенных, отбывающих наказание за вождение в нетрезвом виде в исправительных колониях и следственных изоляторах, выше. Это может быть связано с тем, что суды стали чаще использовать предварительное заключение в качестве меры пресечения и стали чаще назначать наказания сроком более двух лет лишения свободы, чем менее одного года. «По моему личному опыту, после внесения поправок в Уголовный кодекс в 2019 году значительно возросли шансы того, что люди, нарушающие правила дорожного движения и управляющие автомобилем в нетрезвом виде, будут отправлены в тюрьмы и следственные изоляторы», — сказал Абу Газава, — где они стали «заметными» и образовали особую группу. Однако если отвлечься от статистики, то изменения 2019 года привели к увеличению числа таких людей в колонии. Но стали ли дороги безопаснее? Я не могу оценить этот фактор».

Данные министерства юстиции показывают, что число людей, получивших условно-досрочное освобождение, ежегодно снижается. Агентство не предоставляет статистику условно-досрочного освобождения по статьям Уголовного кодекса, а только общие цифры, которые включают условно-досрочное освобождение по приговорам о лишении свободы, содержании в дисциплинарных войсках и принудительных работах (статья 79, пункт 1 Уголовного кодекса, статья 397, пункт 4 Уголовно-процессуального кодекса). В результате количество удовлетворенных судами ходатайств об условно-досрочном освобождении в 2023 году (28 027) сократилось в 1,6 раза по сравнению с 2019 годом (45 387). В 2020 году число лиц, получивших условно-досрочное освобождение, составило 39 175 человек, в 2021 году — 29 759 человек, а в 2022 году — 27 093 человека. Эта тенденция к снижению, вероятно, сохранится в 2024 году, поскольку в первой половине 2024 года суды удовлетворили 13 052 ходатайства.

Читайте также:  Volkswagen официально представил новый Taos. Фото и подробности

Десятки тысяч человек ежегодно

В Уголовном кодексе есть статья, которая прямо содержит в своем названии слова об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (в отличие от статьи 264 УК) — статья «Управление транспортным средством лицом, подвергавшимся административному взысканию или имеющим судимость, в состоянии алкогольного опьянения». Статья 264.1 УК РФ. Еще более впечатляющими являются данные судебных органов о применении этой нормы, которые лучше всего проливают свет на проблему пьяного вождения в России. Однако и здесь можно заметить снижение количества судебных решений из года в год.

Так, в 2019 году за вождение в нетрезвом виде были осуждены 59 498 человек. Эта цифра включает в себя общее число лиц, находившихся в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения на момент управления транспортным средством или совершения ими ДТП. Из них 54 196 находились исключительно в состоянии алкогольного опьянения. Это означает, что еще 5302 человека находились под воздействием запрещенных веществ. В 2020 году число осужденных по данному закону сократилось до 57 731 (из них 52 194 были пьяны) по статье 264.1 Уголовного кодекса. В 2021 году это число немного возросло и составило 58 418 человек (из них 54 201 были пьяны). В 2022 году число лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, продолжало расти: в общей сложности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения было осуждено 55 602 человека (из них 50 531 находились в состоянии алкогольного опьянения). В 2023 году уровень преступности резко снизился: было вынесено 48 655 обвинительных приговоров, в том числе 43 927 за нахождение в состоянии алкогольного опьянения. В первой половине 2024 года было вынесено 20 268 обвинительных приговоров за вождение в нетрезвом виде, в том числе 19 435 — за вождение в состоянии алкогольного опьянения.

Адвокат Денис Кунаев напоминает, что ст. Статья 264.1 была включена в Уголовный кодекс в 2015 году и ужесточена в 2022 году за счет конфискации транспортного средства, которым управлял правонарушитель. «Однако увидеть позитивный эффект от такой законодательной деятельности в статистике невозможно», — сказал Кунаев. — По моему опыту ведения подобных дел, большинство водителей принимают решение сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения, исходя из обстоятельств. На этом этапе практически невозможно, чтобы кто-то всерьез начал искать санкции в Google — нарушители надеются остаться незамеченными или быть наказанными. Об этом же свидетельствует и большое количество уголовных дел по статье 264.1 УК РФ — лица, лишенные в обозримом прошлом права управления транспортным средством, управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, не задумываясь о возможных проблемах в будущем»

При этом важно также оценивать степень общественной опасности в каждом конкретном случае, считает адвокат Леонид Абугазава. Хотя преступления имеют общие характеристики, такие как совершение на изолированных проселочных дорогах и в оживленных мегаполисах, оценка общественной опасности должна проводиться отдельно. В этой оценке должны участвовать все: от инспекторов ГИБДД до следователей и судов. Адвокат привел пример серии ДТП, произошедших в Зеленограде в 2024 году: «Пьяный водитель спровоцировал ДТП — на светофоре он врезался в другую машину, а когда приехала ГИБДД, своей машиной врезался в машину ГИБДД. Дело возбуждено, и суд удовлетворил ходатайство следователей об избрании в качестве меры пресечения запрета определенных действий (т е освобождения лица) вместо домашнего ареста или предварительного заключения. Примерно через полтора месяца этот же обвиняемый в таком же состоянии алкогольного опьянения насмерть сбил человека».

Статистика показывает, что в России снизилось количество водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Это правда

Тревожное количество уголовных дел, возбужденных по статье 264.1 УК РФ, свидетельствует о том, что люди, недавно лишенные водительских прав, садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения, не задумываясь о возможных проблемах в будущем (Фото: Илья Московец / Ura.ru / Global Look Press)

Парадоксальное снижение

Вывод о том, что россияне стали меньше пить за рулем, можно сделать из статистики ГИБДД: ведомство публикует в открытом доступе данные о положениях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), касающихся вождения в нетрезвом виде. В частности, речь идет о положениях «управление транспортным средством в состоянии опьянения» (статья 12.8 КоАП) и «невыполнение водителем транспортного средства требований медицинского освидетельствования на состояние опьянения» (статья 12.26 КоАП). Ответственность у них одинаковая — штраф в размере 45 000 рублей. Лицо также подлежит лишению прав на срок от полутора до двух лет или административному аресту на срок не более 15 суток.

Последнее законодательное ужесточение этих положений произошло 1 января текущего года, когда штраф увеличился с 30 тыс рублей до 45 тыс рублей, тогда как последнее ужесточение имело место в 2013 году, когда к лишению прав на срок от полутора до двух лет добавился обязательный штраф в размере 30 тыс рублей. «До осени 2004 года наказанием был лишь небольшой штраф или лишение права управления транспортным средством на срок до одного года», — вспоминает адвокат Денис Кунаев».

В отличие от уголовных статей, где количество осужденных исчисляется десятками тысяч, статистика ГИБДД показывает, что количество осужденных ежегодно составляет сотни тысяч. Так, в 2020 году инспекторы выявили 14 007 835 нарушителей правил дорожного движения среди водителей. Из них 294 057 человек находились в состоянии алкогольного опьянения, а среди пьяных 274 497 человек находились в состоянии алкогольного опьянения. При этом 170 224 человека отказались от проверки. В 2021 году число водителей, нарушивших закон, возросло до 14 141 106, из которых 291 128 управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а 272 369 управляли транспортным средством только в состоянии алкогольного опьянения. 171 526 человек отказались от прохождения медицинского освидетельствования. В 2022 году показатели резко снизились — инспекторы выявили 12 825 937 водителей, нарушивших правила дорожного движения, в том числе 288 461 пьяных водителей и 270 126 водителей в состоянии сильного алкогольного опьянения. 166 452 человека сообщили об отказе в медицинском обследовании.

Читайте также:  Дилер привез в Россию новый Suzuki Swift за ₽2 млн

В 2023 году общее количество нарушений продолжило снижаться, однако увеличилось количество случаев вождения в нетрезвом виде. Таким образом, в 2023 году было выявлено 12 152 057 нарушений правил дорожного движения, из них 319 475 водителей находились в состоянии алкогольного опьянения, а 302 359 — в состоянии алкогольного опьянения. 158 688 человек отказались от обследования. Однако к 2024 году русские воссоединились. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения, из 11 824 066 нарушителей 236 664 управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а 221 135 управляли транспортным средством в состоянии исключительно алкогольного опьянения. В то же время 147 060 человек отказались от тестирования.

Стоит отметить, что если взглянуть на более ранние данные ГИБДД, например, за 2018 и 2019 годы, то можно увидеть, что общее количество нарушений правил дорожного движения каждый год превышает 17 миллионов. В 2018 году за вождение в нетрезвом виде были пойманы 314 623 человека, а в 2019 году — 278 499 человек. В 2018 и 2019 годах от медицинского осмотра отказались 184 940 и 169 012 человек соответственно.

Культура вождения

Адвокат Денис Кунаев, отвечая на вопрос РБК о причинах снижения количества преступлений, связанных с вождением в нетрезвом виде, указал на две ситуации. Во-первых, МВД продемонстрировало «качество своей работы, в том числе в сфере профилактики правонарушений». Однако, «если отойти от статистических игр», то ответ будет лежать в сокращении численности персонала и передаче функций инспекторов камерам видеофиксации, поскольку «камеры видеофиксации не могут определять состояние опьянения», считает Кунаев. Он признался, что скептически относится к статистике дорожной полиции. Обратите внимание, что общее количество нарушений резко сократилось во время пандемии COVID-19 2020 года — большинство водителей оставались дома в течение шести месяцев, но соответствующего снижения количества «синих» прав не наблюдалось. В последние годы мы с коллегами заметили рост числа отказов от медицинского освидетельствования по сравнению с вождением в нетрезвом виде. На это есть две основные причины: во-первых, лень экзаменаторов, ведь легче добиться медицинского освидетельствования, если они от него откажутся; во-вторых, сложность медицинского освидетельствования — не во всех местах есть проверенное оборудование и действующие лицензии на проведение медицинского освидетельствования».

Статистика показывает, что в России снизилось количество водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Это правда

В 2024 году, по данным ГИБДД, из 11 824 066 нарушителей 236 664 управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а 221 135 — просто в состоянии алкогольного опьянения (Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»)

В результате, по словам юристов, инспекторы зачастую пытаются подтолкнуть водителей отказаться от проверки, чтобы не тратить время. По словам Дениса Кунаева, такая практика наиболее распространена в сельской местности, поскольку там от места стоянки автомобиля до места, где его «обдувают» специальным устройством, зачастую приходится проезжать десятки километров. Еще одной географической особенностью, в которой проверяющие записи адвокатов прибегают к таким действиям, являются города, где широко распространены услуги каршеринга, поскольку техническое завершение аренды автомобиля может стать проблематичным, если водителя останавливают и визуально обнаруживают в состоянии алкогольного опьянения. Статистика ГИБДД не учитывает данные о случаях принудительного отказа от прохождения медицинского освидетельствования.

В то же время, в принципе, нельзя отрицать, что проблема невнимательного вождения существует, считает Денис Кунаев. Однако он подчеркнул, что в провинции и крупных городах проблема носит иной характер.

В Москве пьяные водители садятся за руль, полагая, что вероятность быть остановленными на дороге невелика. Но в Тверской области, например, можно легко проехать несколько километров до соседней деревни — «если что, я просто сверну в поле», — пояснил юрист. — Трудно представить, как изменить эту вопиющую практику. С одной стороны, такое отношение к правилам безопасности невозможно исправить одними запретами и санкциями. Было время, когда никто не пристегивался ремнем безопасности во время вождения; это считалось дурным тоном. Но все изменилось — я по-прежнему проверяю, пристегнута ли моя мама ремнем безопасности, прежде чем сесть за руль, и почти всегда напоминаю ей об этом. Мои дети тоже последовали моему примеру, без каких-либо дополнительных напоминаний. Можно сказать, что это вопрос культурных норм между водителями и пассажирами разных поколений. Я не могу комментировать ситуацию в регионах, но я часто вижу, как люди пристегивают ремни безопасности просто для красоты, а то и вовсе не пристегивают — в замке устанавливается «фальшивый ремень безопасности», чтобы машина не «ругалась».

Культура «пристегните ремни безопасности» развивается с тех пор, как в автомобилях появились системы оповещения о непристегнутых ремнях безопасности. Аналогичная ситуация может быть и с вождением в нетрезвом виде; По данным источников РБК, однажды технологические решения смогут помочь кардинально изменить ситуацию.

Автор Теги Люди Мария Старикова

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий