Дилеры сообщают о росте цен на автомобили на 15% с 1 октября
Предвидя возможное увеличение затрат на утилизацию, дилеры стараются покупать и импортировать как можно больше автомобилей. На границе были длинные очереди. Ожидается, что предстоящий рост цен составит 10-15%
Фото: Юрий Смитик/ТАСС
Что случилось на границе
Пробки возникли на крупнейших пограничных переходах с Китаем — Забайкальск и Благовещенск-Хэйхэ. Об этом сообщили логистические компании, занимающиеся перевозкой. Время ожидания при пересечении границы увеличилось со стандартных 12–24 часов до 7–10 дней и даже дольше. Например, среднее время ожидания в электронной очереди на КПП «Забайкальск» в этом месяце увеличилось до 11 дней. Представители отрасли заявили, что заторы вызваны ожидаемым увеличением ставок по утилизации автомобилей с 1 октября.
Руслан Кривонос, эксперт по продажам подержанных автомобилей, рассказал Autonews.ru о проблеме импорта автомобилей. По словам собеседников, сейчас сложно доставлять автомобили не только в Россию, но и в соседнюю Белоруссию.
«Машина у нас была готова 4-го числа, она прибыла на границу, все документы готовы. Он только сегодня пересек казахстанско-китайскую границу. Потом мы переехали сюда, но здесь у нас тоже очередь, в том числе на таможне. Удлиняются и сроки доставки, и растаможка. Это потому, что все стараются доставить как можно больше машин до 1 октября», — пояснил источник Autonews.ru.
Минпромторг России вынес на общественное обсуждение проект постановления правительства о повышении платы за утилизацию, что спровоцировало резкий рост грузопотоков между Россией и Китаем. Промышленность предлагает очередное повышение процентных ставок. Экспертную комиссию при комитете Госдумы по промышленности и торговле возглавляет президент АвтоВАЗа Максим Соколов. В случае принятия документ, как ожидается, вступит в силу 1 октября 2024 года.
Эксперт Антон Шапарин говорит, что основным бенефициаром является АвтоВАЗ: «Для автомобилей не российского производства затраты на утилизацию увеличиваются. Кроме того, появляются модели, актуальные для наших соотечественников, в том числе минивэны, подходящие для больших семей».
Фото: АвтоВАЗ
Насколько вырастут цены
Если документ будет принят, плата за утилизацию вырастет только для брендов, которые еще не открыли собственные производства в России или соседней Белоруссии. Согласно проекту, в этом году соотношение может увеличиться в среднем на 70-85%, но в дальнейшем продолжит увеличиваться на 10-20% ежегодно.
Расчеты показывают, что при повторном увеличении платы за утилизацию потребуется доплатить:
год Объем двигателя, л Примерный расход, трение. Примерный размер утилизационного сбора за разные годы, руб. Разница 2024 1-2 556 000 +70-85% 2025 667 000 +10-20% 2024 2-3 1 563 000 +70-85% 2025 1 875 600 +10-20% 2024 3-3,5 1 794 600 +70 -85% 2025 2 153 400 +10-20% 2024 >3,5 2 284 750 +70-85% 2025 2 742 300 +10-20%
Повышение цен коснется всех иностранных брендов, не имеющих локализованных производственных процессов. Пока есть только два исключения: у Haval есть завод под Тулой и Geely выпускает модели под брендом BelGee в соседней Белоруссии. Теоретически выгоду могли бы получить и бренд Chery, который собирает автомобили марки XCite на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, и столичный московский завод, выпускающий российскую марку JAC Motors. Возможно, на уступки могут пойти и возрожденный бренд «Волга» и «китаизация» Changan.
Репортер Automotive News попытался посоветовать дилерам, продающим иномарки от имени тайных покупателей, сделать это до начала октября, предупредив, что цены наверняка будут переписаны в ущерб потребителям.
«Удар по авторынку будет очень сильным. Мы прекрасно знаем, что для популярного в Китае автомобиля дополнительные 300 тысяч рублей — это как минимум 10-20% его стоимости Антон Шапарин, заместитель председателя Национальной автомобильной федерации Антон». Шапарина при оценке перспектив роста цен на автомобили.
Фото: Юрий Смитик/ТАСС
Игорь Чикин, исполнительный директор Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), отметил, что «дилеры говорят о повышении минимум на 10%». При этом, по мнению экспертов, на цены будут влиять самые разные факторы:
- Проблемы с переводом средств в Банк Китая;
- Высокие ключевые процентные ставки, что приводит к увеличению стоимости заимствования оборотного капитала;
- Планируйте существенный рост сбора вторичной переработки.
Чикин отметил, что все это отразится на цене не только импортных автомобилей, но и автомобилей отечественного производства.
В интервью Autonews.ru руководитель представительства легковых автомобилей Alpha Rental Group Анастасия Байбароша спрогнозировала, что в четвертом квартале 2024 года цены на российские автомобили вырастут на 10-15%.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов полагает, что после повышения утилизационной платы стоимость автомобилей вырастет в среднем на 400 000 рублей, что негативно отразится на уровне продаж, «особенно с учетом роста по центральным ключевым ставкам». Банки очень затрудняют россиянам покупку новых автомобилей в кредит».
Причины коллапса на границе
Тузов сообщил, что основной груз, застрявший сейчас на границе, — это автомобили. Это легковые автомобили, спецтехника и коммерческий транспорт, а также автобусы и строительная техника.
«Автомобили быстро развиваются, поскольку все ожидают увеличения платы за утилизацию и пытаются легализовать автомобили до того, как это произойдет. Конечно, это попытка вздохнуть, прежде чем умереть», — прокомментировал Антон Шапарин.
Фото: Autonews.ru
В Alfa Rental Group сообщили, что в среднем время ожидания на границе увеличилось до 11 дней, «при этом в Россию ожидается ввоз не только автомобилей и спецтехники, но и другой продукции китайского производства». Объем торговли товарами составляет более трети объема внешней торговли моей страны. Это промышленное оборудование, пластмассы и изделия из них».
Одной из причин краха могла стать проблема расчетов между странами по оплате товаров. В компании заявили, что использование криптовалют и цифровых рублей для взаиморасчетов увеличило объемы торговли, что привело к краху.
Игорь Чикин считает, что увеличение сроков таможенного оформления связано не столько с увеличением транспортных закупок, сколько со сложностями контейнерных, железнодорожных и морских перевозок: это привело к переходу на автомобильный транспорт, что также спровоцировало феномен очередей.
Напоминаем, что при покупке автомобиля из-за границы необходимо единоразово оплатить утилизационный сбор за будущую утилизацию транспортного средства. Плата за утилизацию взимается с сентября 2012 года. Сумма определяется на основе базовой ставки, умноженной на коэффициент, определяемый видом транспорта в зависимости от веса, возраста и объема двигателя. Сумма сбора полностью возвращается российскому автопроизводителю.
Похожие материалы:
- Хотите связаться со мной?