Содержание НПЗ и запрет на экспорт топлива: Что будет с ценами на бензин осенью
Цены на топливо на некоторых российских АЗС в августе вновь выросли. Увеличение объемов переработки и запреты на экспорт пока не остановили рост цен на топливо. Эксперты объяснили Autonews.ru, как изменятся цены осенью
Фото: Элен Ника/Shutterstock/FOTODOM
С чем связаны опасения
Официальные данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (SPIMEX) «Индекс российских европейских частичных территорий» показывают, что с 20 мая по 30 июля цена АИ-92 выросла на 13% до 54 486 тыс руб. За тонну АИ-95 подорожал на 29% до 72 712 тыс руб за тонну.
Всего за два месяца оптовые цены на бензин выросли на 10-30%. Розничные цены также значительно выросли. В июле еженедельная цена на бензин в стране выросла в среднем на 0,5-0,6%. По состоянию на 22 июля цены на бензин выросли на 4,7% по сравнению с декабрем 2023 года%.
Для сравнения: Минэкономразвития официально прогнозирует инфляцию в 2024 году на уровне 5,1%. Согласно действующему законодательству, розничные цены на топливо не могут вырасти больше, чем общая инфляция.
В августе 2024 года оптовые цены на бензин АИ-95 и АИ-92 на бирже СПбМТСБ перестали расти: 16 августа они упали на 0,2% и 0,7% соответственно до 72 000 рублей и 56 400 рублей за тонну соответственно. Однако розничные цены на топливо продолжают расти. Например, «Башнефть» в августе трижды повышала цены на АЗС. С июля цена бензина самой дорогой марки АИ-100 выросла на 3 рубля.
В среднем цены на бензин выросли на 18 копеек по сравнению с предыдущей неделей. Сильный сезонный спрос, цены на нефть, обменные курсы, производственные затраты и логистика продолжают влиять на цены.
В сентябре нефтяники планируют начать период традиционных профилактических ремонтов на некоторых заводах, что приведет к сокращению производства моторного топлива. Чтобы предотвратить дефицит и рост цен на топливо, производители увеличили среднесуточный объем переработки примерно до 760 000 тонн в августе (рост на 20% по сравнению с июлем).
Власти пытаются минимизировать влияние сезонных факторов: 1 августа запрет на экспорт бензина вновь вступил в силу. Первоначально предполагалось, что ограничения продлятся до 1 сентября, но позже были продлены до конца года.
Прогнозы экспертов
Фото: Фарони/Shutterstock/FOTODOM
Доцент кафедры стратегии и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян в интервью Autonews.ru отметил зависимость стоимости российского бензина от цен на нефть на мировом рынке. По оценкам экспертов, цены на нефть на внутреннем и внешнем рынках пока балансируют между $79 и $85 за баррель. Прогнозная цена на осенний и зимний периоды составляет $81-86 за баррель.
«Исходя из этого, можно предположить, что цена на бензин в России этой осенью также останется в текущих пределах, которые составляют 74-76 тысяч рублей за тонну АИ-95, 56-58 тысяч рублей за тонну АИ-92», — сказал он. Экономисты отметили.
«Поскольку курс настолько динамичен, то, скорее всего, цены на заправках также не увидят существенного роста. Цены будут колебаться в диапазоне 52-54 руб. АИ-95 за литр, в зависимости от региона, 57-59. АИ-92 за литр. Содержание также зависит от региона», — добавил он.
Возобновление запрета на экспорт бензина окажет положительное влияние на цены. Кроме того, нельзя исключать возможность продовольственной дефляции в первые месяцы осени: в период с сентября по ноябрь цены на продукты питания могут упасть на 1,5-2,8%.
Заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации надежных партнеров Дмитрий Гусев напомнил, что розничные цены на бензин подвержены инфляции: цены на бензин не могут вырасти более чем на средний уровень инфляции. Эксперты предупреждают: это не означает, что рост достигнет максимально возможного уровня – такое уже случалось. Эксперт отметил, что прямой связи между оптовыми и розничными ценами на бензин и дизельное топливо также нет: речь идет лишь о хеджировании рисков участников рынка.
«Падение спроса в сентябре, скорее всего, окажет давление на цены, как в плане снижения цен, так и уже учтенных в экспорте. Есть общее мнение, что цены на оптовом рынке должны начать падать», — отметил Гусев.
Эксперт добавил, что производственные мощности российских НПЗ позволяют им производить на 10% больше топлива, чем потребляет внутренний рынок. Этот фактор является дополнительным регулятором-демпфером оптового рынка. По его словам, этой осенью не стоит беспокоиться о нехватке топлива.
фото: zedspider/Shutterstock/FOTODOM
Александр Арский, докторант экономических наук, доцент Всероссийского института внешней торговли, отметил, что традиционными факторами, влияющими на рост цен на топливо летом, являются следующие:
- Курортный сезон: увеличивается количество поездок внутри городов и между ними. Планы по стимулированию внутреннего туризма в России приводят к увеличению количества поездок на личном транспорте.
- Лето: сравнимо с сезоном отпусков, но основной трафик личного транспорта приходится на выходные.
- Логистический аутсорсинг: доставка строительных материалов для ремонта дома или дачного строительства
- Обслуживание турпотоков через авиакомпании: увеличение количества туристических и междугородных автобусных маршрутов, а также авиарейсов.
- Сбор и распределение урожая в АПК: традиционный рост спроса на дизельное топливо.
- Активно строит и ремонтирует дороги: требуется строительная техника, топливо и асфальт.
Эксперты говорят, что все эти факторы сейчас приводят к росту цен. В дальнейшем, по прогнозу Арского, в первой половине октября цены стабилизируются до уровня мая 2024 года по мере падения стоимости топлива на мировых рынках.
Сопутствующая информация
- Экспорт топлива снова разрешен. Что теперь будет с ценами на заправках
- 95 Нехватка бензина: как ее избежать
- Октан: суть проблемы и ее последствия в двух словах
- Как рассчитать расход топлива, от чего он зависит и можно ли на нем сэкономить
Автор: Александр Воронцов, Дмитрий Александров
- Хотите связаться со мной?