Ремонт машин по ОСАГО cтанет дольше: юристы объяснили, чем это грозит

Ремонт машин по ОСАГО cтанет дольше: юристы объяснили, чем это грозит Новости

Юрист разъясняет последствия для водителей продления срока ОСАГО

Законопроект о продлении срока ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней еще больше усложнит жизнь российским автовладельцам. На эту проблему указали эксперты, опрошенные Autonews.ru. Вопрос придется решать в суде

Ремонт автомобиля с ОСАГО занимает больше времени: юрист объяснил, чем это опасно

Фото: Autonews.ru

Российским водителям придется дольше ждать ремонта ОСАГО. Страховые компании продолжат принуждать автомобилистов к получению денежной компенсации и отказывать в возобновлении ремонта, предусмотренного Законом об ОСАГО. Юристы и активисты настолько уверены в себе, что по запросу Autonews.ru проанализировали изменения условий предстоящей реставрации. На осенней сессии могут быть представлены инновационные меры.

Опрошенные редактором эксперты считают, что форма физической компенсации в гражданском праве «фактически мертва». К текущему сроку рекомендуется добавить 15 дней, что не улучшит ситуацию. В прошлые годы эта форма компенсации составляла менее 10% от всех присужденных убытков.

Страховая компания возложила вину за проблему на автомастерские, отметив, что запчасти не могут быть доставлены в течение 30 дней, разрешенных законом. Юристы утверждали, что причина невыполнения обязательства кроется в другом: страховой компании было выгоднее выплатить реальные деньги.

Антон Щапарин, вице-президент Национальной автомобильной федерации, считает, что продление сроков ремонта станет еще одним средством давления на автомобилистов. Эксперты говорят: «Либо мы вам сделаем ремонт за 45 дней, либо согласитесь, чтобы вам заплатили 3 копейки» — это будет выбор.

Что произошло

Возможность продления срока ремонта автомобилей по ОСАГО активно обсуждается с весны прошлого года. Страховые компании через Российский союз автостраховщиков (РСА) запросили соответствующие поправки в закон ОСАГО. Общественная торгово-промышленная палата оказывает поддержку в этом вопросе. Перед внесением инициативы в Госдуму было изучено несколько вариантов. В частности, предлагается увеличить срок вдвое – с 30 до 60 дней. В итоговом законопроекте говорится о дополнительных 15 днях, которые можно получить при выполнении ряда условий.

Законопроект получил поддержку, однако в правительстве заявили, что необходимо создать механизмы, обеспечивающие документальное подтверждение/опровержение возможности/невозможности ремонта на АЗС в течение 30 рабочих дней. Еще одним условием является создание механизмов, которые не позволят страховым компаниям злоупотреблять своим правом на продление срока ремонта.

Читайте также:  Как подорожали самые популярные Lada за год. Сравнение цен

27 июля профильный комитет предложил принять законопроект на рассмотрение, а 29 июля было решено включить его в повестку дня осенней сессии. Первое чтение ориентировочно запланировано на октябрь.

Выплаты вместо ремонта

Согласно Закону об ОСАГО приоритетным способом возмещения ОСАГО является ремонт, то есть после ДТП транспортное средство потерпевшего отправляется на СТО, заключившее договор со страховой компанией. В этом случае владелец просто отказывается от автомобиля. Расчет работ и деталей осуществляет страховая компания. На самом деле этот метод практически не используется: вместо ремонта жертва получает деньги.

Ремонт автомобиля с ОСАГО занимает больше времени: юрист объяснил, чем это опасно

Фото: Autonews.ru

Редакция Autonews.ru обратилась за разъяснениями в Союз автостраховщиков России, который подтвердил, что ситуация с физическим возмещением убытков по ОСАГО остается сложной. В ОГА подчеркнули, что по итогам 2023 года доля ремонтных ремонтов в компенсируемых сооружениях составит 5,7% по сравнению с 6,4% в 2022 году. В конце первого полугодия 2024 года доля ТО снизится до 5%. В RSA полагают, что уровень доли ремонта в 2024 году останется на уровне предыдущего, 2023 года.

«Мы считаем, что данная мера (продление срока ремонта — прим ред.) частично решит проблему ремонта, проводимого по ОСАГО», — прокомментировали в РГА.

Редактор Autonews.ru в страховой группе «Совкомбанк» пояснил, что в прошлом году около 4-5% случаев по ОСАГО закончились физической компенсацией, а 95% случаев были выплачены наличными. В компании подчеркивают, что неденежная компенсация (ремонт) предпочтительнее для клиентов, однако «из-за законодательных ограничений и требований на АЗС» такой вариант возмещения убытков по ОСАГО используется в меньшем количестве случаев».

Трудности с возобновлением ремонта в страховом сообществе связаны с невозможностью выполнить работы в установленный законодательством срок (30 дней). В «Совкомбанке Страхование» отметили, что по многим санкционным компонентам (электронные компоненты, фары, датчики, системы безопасности и т.д.) сроки поставки определить невозможно: сроки поставки на данный момент составляют четыре месяца и более. Если ремонт не будет завершен в оговоренный срок, страховая компания получит претензию и выплатит не только компенсацию, но и огромные штрафы, пени и моральный ущерб.

Виды компенсации по ОСАГО

Согласно Закону ОСАГО страховая компания не может отказать в удовлетворении требования о передаче поврежденной детали на СТО для ремонта и замены на новую. Страховщик не имеет права изменять условия обязательств без оснований, предусмотренных законом или согласия сторон. В частности, он не может изменить способ его исполнения.

Читайте также:  Насколько подешевел новый Exeed VX за полгода в России

Денежные выплаты законны и разрешены:

  • Если страховая компания не заключает договор с АЗС, соответствующий условиям, предусмотренным законодательством.
  • По договоренности с заказчиком.
  • В радиусе 50 километров от места проживания застрахованного или места ДТП нет СТО, способного выполнить ремонт.

Ремонт автомобиля с ОСАГО занимает больше времени: юрист объяснил, чем это опасно

Фото: Дмитрий НДМ/Shutterstock/FOTODOM

Если у страховой компании нет необходимой ремонтной станции, с согласия потерпевшего автомобиль может быть отправлен на другую ремонтную станцию ​​для ремонта, но завершить его досрочно невозможно.

Если потерпевший отказывается и не может отремонтировать автомобиль в установленный срок по объективным причинам, предусмотренный законом вид компенсации может быть заменен денежной выплатой.

Чем ремонт лучше выплаты

Юрист Сергей Смирнов, главный редактор Радио «Автодор», напомнил, что по действующему законодательству страховые компании не имеют права самостоятельно решать, выплачивать ли компенсацию пострадавшим на основании каталога запчастей или отправлять автомобиль в ремонт. Водитель должен самостоятельно согласиться принять оплату и, если этот вариант его не устраивает, настоять на проведении ремонта на СТО. Срок ремонта вашего автомобиля не должен превышать 30 дней.

Юрист по автострахованию Сергей Беляков подчеркнул, что при отправке автомобиля на СТО для ремонта ремонтные работы проводятся без учета износа транспортного средства: страховая компания платит подрядчику. Денежное возмещение рассчитывается с учетом износа автомобиля по каталогу RSA (с указанием средних цен). Это позволяет страховой компании существенно занижать выплату и формировать искаженную прибыль: отремонтировать автомобиль на выплаченные средства невозможно.

Чем грозит увеличение сроков

Беляков считает, что продление срока ремонта с 30 до 45 дней только усугубит ситуацию. Отремонтировать автомобиль по ОСАГО будет гораздо сложнее, чем сейчас: вместо одного (учитываются только рабочие дни) это займет до двух месяцев. По мнению экспертов, объективная стоимость запчастей не всегда играет важную роль в выходе системы из строя.

«Страховым компаниям выгоднее потерять деньги, чем ремонтировать машину, но при определенных условиях: мы обсуждаем выплаты с учетом износа по определенным договорам», — добавил Беляков. По мнению экспертов, любое подобное соглашение является распространенной формой обмана.

Сергей Смирнов также отметил, что увеличение срока ремонта по ОСАГО до 45 дней выгодно страховым компаниям, но не автомобилистам. Данное нововведение позволит сократить количество претензий от недовольных автовладельцев и сократить расходы страховых компаний: по истечении установленного законом срока потребители имеют право обратиться в суд с требованием компенсации и штрафных санкций. Чем дольше срок, тем меньше автовладельцев попадут в суд. Больше остальных, скорее всего, пострадают владельцы европейских и японских автомобилей, попавших в мелкие аварии: им придется прожить без машины около полутора месяцев.

Читайте также:  Самые крепкие и неприхотливые иномарки за ₽800 тыс. Их еще можно купить

Смирнов считает, что увеличения доли натуральных компенсаций после принятия закона ждать точно не стоит: анализ проводят страховые компании и СТО, поэтому изначально к ним идут только те автомобили, которые имеют запчасти и подлежат ремонту отправил в ремонт. Сохранится и выгода страховой компании, получающей денежное возмещение: «Во-первых, с учетом износа сумма, выплачиваемая страховой компанией, будет уменьшена, во-вторых, сроки не будут превышены».

Ремонт автомобиля с ОСАГО занимает больше времени: юрист объяснил, чем это опасно

Фото: Autonews.ru

Как быть автолюбителям

В интервью Autonews Сергей Беляков пояснил, что продление срока ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней практически не отразится на знающих свои права страхователях. Эти граждане обращаются за направлениями на ремонт, который страховая компания не может выполнить по объективным причинам. Однако эти люди будут вынуждены жить без машины до двух месяцев: три дня ремонт делать никто не будет.

Если страховая компания не производит ремонт в отведенные законом сроки, специалисты рекомендуют автомобилистам соблюдать несколько правил:

  • Не подписывайте никаких договоров со страховыми компаниями.
  • Держите все в письменном виде.
  • Добивайтесь справедливой компенсации через суд.

Адвокат напомнил, что Верховный суд в этом деле встал на сторону автовладельца, поэтому получение полной компенсации было скорее вопросом времени и ресурсов.

Сергей Смирнов подтверждает: «Если страховая компания заключает договор с автосервисом, но не предоставляет направления, а потребитель требует ремонта, то износ при оплате учитывать не следует.

сопутствующие материалы:

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий