Подозрительные подержанные иномарки с нулевым пробегом, импортированные из Китая в Россию
Как дилеры продают автомобили без пробега на вторичном рынке и можно ли купить такие автомобили
Фото: Донг Чеди
На китайском автомобильном рынке много говорят о подержанных автомобилях с нулевым пробегом. Речь идет об автомобилях, которые были официально зарегистрированы, но фактически не эксплуатировались. Теперь они заполонили рынок подержанных автомобилей. Autonews.ru разбирается, стоит ли покупать такие автомобили и какие риски они могут повлечь.
Как работает схема
Для увеличения продаж новые автомобили в Китае часто регистрируются через аффилированных дилеров или сторонние сайты, где они получают государственные субсидии и практически сразу выставляются на вторичный рынок как подержанные автомобили, даже если у них нет пробега. Это позволяет автопроизводителям увеличивать продажи, а покупателям — получать «новый» автомобиль по сниженной цене.
Вэй Цзяньцзюнь, председатель Great Wall Motor, резко раскритиковал ситуацию, заявив, что автомобильная промышленность Китая демонстрирует тревожные признаки перегрева, аналогичные признакам перегрева в строительной отрасли, где в начале этого года обанкротилась Evergrande Real Estate Group.
«У автомобильной промышленности уже есть свой Evergrande, просто она еще не рухнула», — сказал г-н Вэй в интервью Sina Finance.
Он сказал, что некоторые из «крупных производителей» Китая отчаянно работают над повышением своей рыночной стоимости и цен на акции, но поставщики боролись за выживание из-за давления и задержек платежей. Цепочка поставок пострадала от длительной ценовой войны и огромных потерь, и вся отрасль оказалась в сложной ситуации, добавил г-н Вэй.
Фото: Донг Чеди
Great Wall Motors оценивает, что в схеме нулевого объема могли участвовать до 4000 дилеров, многие из которых активно работали через онлайн-платформы. Эти манипулятивные практики позволяли отдельным игрокам искусственно консолидировать свои позиции на рынке, создавая иллюзию стабильного спроса.
Эксперты отмечают, что эта практика свидетельствует о некоторых давних проблемах в отрасли. Это особенно актуально на фоне хронического избытка производственных мощностей в Китае, где к апрелю 2025 года запасы легковых автомобилей превысят 3,5 млн единиц. В то же время многие заводы работают менее чем на половину мощности, что вынуждает компании принимать агрессивные стратегии продаж. Это усугубляется ценовыми войнами и зависимостью от государственных субсидий, особенно в наиболее конкурентоспособном секторе новых электромобилей (NEV.
Масштабы подобных действий привлекли внимание Министерства торговли Китая, однако никаких нарушений пока не обнаружено.
Какие риски для покупателей и рынка
На первый взгляд эти предложения кажутся заманчивыми: до 30% от рекомендуемой розничной цены. Однако за этим кроются огромные риски. Гарантийный срок обычно исчисляется с даты первой регистрации, поэтому фактическая гарантия может не распространяться. Кроме того, некоторые автомобили имеют непогашенную кредитную задолженность или неясную историю владения, что может вызвать потенциальные юридические и финансовые проблемы у нового владельца.
Искаженные данные о продажах могут ввести в заблуждение инвесторов, затруднить анализ рыночного спроса и нарушить конкурентную среду. Например, цена продажи таких моделей, как BYD Qin L на вторичном рынке, может сократиться до 40%, что приведет к падению цен на всем рынке.
Председатель Российского национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал Autonews.ru, что китайские производители вынуждены активнее экспортировать на фоне переизбытка предложения на внутреннем рынке. По его словам, из Китая в Россию ввезены тысячи подержанных автомобилей с нулевым пробегом.
«Они пытаются использовать все доступные им средства, в том числе заставить автодилеров, официально продающих подержанные автомобили, фактически продавать новые автомобили. Таким образом они обходят экспортные ограничения крупных брендов, которые не хотят, чтобы нелегальная продукция покидала Россию, позволяя местным дилерам, в том числе в России, наживаться на этом», — сказал он.
Один из рисков для российских покупателей заключается в том, что автомобиль может быть заблокирован на программном уровне. Шапарин сказал, что угроза существует, поскольку многие китайские автомобили оснащены доступом в интернет. Он также подчеркнул, что обслуживание таких автомобилей осложнено из-за различий в комплектации между внутренним и внешним рынками. Это особенно актуально для редких моделей, которые имеют меньше официальных лицензий, но гораздо большие неофициальные продажи.
Независимый эксперт в транспортной отрасли Алексей Тузов рассказал Autonews.ru, что продажа автомобилей по неофициальным каналам может создать трудности с регистрацией транспортного средства и оформлением ОСАГО. «Например, если стоимость транспортного средства занижена, могут быть введены таможенные пошлины, что часто бывает у продавцов, использующих схемы серого импорта. Автовладельцы также рискуют получить аннулирование ЭПТС (электронного паспорта транспортного средства. — Autonews) за предоставление недостоверных данных, что, безусловно, приведет к тому, что транспортное средство не будет зарегистрировано», — отметил он.
Тузов считает, что подержанный китайский автомобиль с нулевым пробегом вряд ли будет приносить прибыль в будущем, особенно если количество бывших владельцев будет автоматически расти. Эксперты предупреждают, что могут быть и технические проблемы, связанные с качеством сборки и условиями хранения, а также скрытые дефекты, которые проявятся позже.
Он заключил: «Наконец, использование автомобиля, ввезенного в страну сомнительными путями, может повлечь за собой штрафы и ограничения со стороны регулирующих органов. Поэтому важно проявлять осторожность при покупке автомобиля за границей и проверять законность сделки.
Чем ответит государство
27 мая Министерство торговли Китая провело встречу с крупнейшими автопроизводителями, такими как BYD и Dongfeng, а также представителями платформы подержанных автомобилей Guazi, чтобы обсудить меры по усилению надзора за операциями на рынке подержанных автомобилей и борьбе с раскрытием ложной информации. Одним из возможных решений является создание механизма, аналогичного тому, который используется Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) для борьбы с заваливанием каналов (раздуванием финансовых показателей за счет расширения каналов сбыта.
Фото: Донг Чеди
Участники рынка призвали к более устойчивым решениям: пересмотру производственных планов, повышению прозрачности документации и гарантий, расширению программы регулируемого экспорта подержанных автомобилей (в том числе на российский рынок), что частично смягчило бы внутренний спрос.
Как распознать «нулевой» подержанный автомобиль
Одним из главных признаков является существенная скидка: если цена на 30% и более ниже рекомендуемой розничной цены, то, скорее всего, вы смотрите на так называемый «нулевой» подержанный автомобиль.
Чтобы избежать рисков, покупателям рекомендуется проверять данные идентификационного номера транспортного средства (VIN) — это может помочь вам определить дату регистрации транспортного средства, проверить историю обслуживания транспортного средства и возможные страховые претензии. Кроме того, вам следует выбрать надежного дилера, запросить письменные гарантийные обязательства и убедиться, что транспортное средство не имеет финансового бремени.
Читайте также:
- Импорт автомобилей в Россию резко упал. Какие иномарки все еще импортируются
- «80% пробега не списано». Как мы купили японский кроссовер за 3 миллиона бат
- Geely отказывается строить новый автозавод. Мы узнали почему
Автор тегов: Алексей Панков, Вячеслав Василенко
- Хотите связаться со мной?