Давайте узнаем, что такое «закипание двигателя», чем опасно это состояние и как его предотвратить

Фото: Гончаров_Артем/Shutterstock/FOTODOM
- Принцип работы
- причина
- логотип
- цвет и температура
- что делать
- Как предотвратить
Принцип работы антифриза
1. Расширительный бак для воды, служит для заливки антифриза и компенсации расширения при нагреве;
2. Клапан регулирования давления в системе охлаждения встроен в крышку расширительного бачка;
3. Насосы с механическим или электрическим приводом (водяные насосы;
4. Трубы и шланги;
5. Малый кружок и большой кружок термостата регулируют направление движения антифриза, частью которого является радиатор;
6. Проход между блоком цилиндров ДВС и головкой двигателя;
7. Радиатор с вентилятором.
Пожалуйста, прочитайте наш материал по ссылке, чтобы узнать больше о типах антифризов и о том, как часто их следует менять.

Система охлаждения двигателя — комплекс оборудования, позволяющий поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) (Фото: dr1ver.ru)
Почему кипит антифриз
В отличие от обычной воды, антифриз остается жидким даже при сильных морозах (до -40°С и ниже), что делает его более удобным в использовании зимой, но, как и вода, антифриз остается жидким даже при более высоких температурах кипения. На уровне моря при концентрации антифриза 40-50% температура составляет примерно +120°С (большинство двигателей внутреннего сгорания работают в диапазоне +90-100°С, но в условиях движения она может достигать +115°С). На больших высотах атмосферное давление ниже, около 90°C. К частым причинам закипания антифриза относятся:
Термостат застрял в положении, не позволяющем антифризу циркулировать по широкому кругу после прогрева двигателя;
Выход из строя насоса системы охлаждения;
Утечка в системе охлаждения, из-за которой снижается уровень антифриза в системе;
Загрязнение радиатора снаружи (например, засорение тополиным пухом, сухими листьями) и внутри, приводящее к снижению эффективности охлаждения антифриза, поглощающего тепло от ДВС;
Возникла неисправность в системе, которая включает вентилятор, охлаждающий радиатор;
Удержание регулирующего клапана в крышке расширительного бачка в открытом положении позволяет сбросить избыточное давление в системе охлаждения, тем самым поддерживая максимальную температуру кипения антифриза;
Воздушные пробки в системах охлаждения;
Антифриз некачественный или потерял свои характеристики из-за несвоевременной замены;
Вождение в условиях интенсивного движения и высокой нагрузки, например, при длительных подъемах.
Признаки закипания антифриза
Признаками закипания антифриза являются:
Пар под капотом – самый очевидный признак;
Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на панели приборов находится вблизи красной зоны или находится в ней;
Включить красную лампочку-индикатор температуры охлаждающей жидкости на приборной панели;
Тяга ДВС существенно снижается;
Двигатель внутреннего сгорания при работе издает металлический шум.

Фото: Бьорн Вилезич/Shutterstock/FOTODOM
Цвет антифриза и температура его кипения
Опираться на цвет антифриза (определяемый красителем) для определения его температуры кипения невозможно, так как не существует единых стандартов для всех стран и производителей. Единственное, что можно сказать, это то, что синие охлаждающие жидкости обычно имеют самую низкую температуру кипения (около +110°С). В остальном показатель зависит от состава охлаждающей жидкости и ее концентрации в дистиллированной воде:
Концентрация теплоносителя, % Порог кипения, °С 12,5-25 +100 50 +130-140 60 +150-160 75 +170
Антифриз кипит: что делать
Если не принять немедленные меры при закипании антифриза, последствия могут быть весьма неприятными – вплоть до капитального ремонта двигателя. Что именно происходит при перегреве двигателя? :
Деформация цилиндра. Из-за интенсивного нагрева кольцевой поршень испытывает чрезмерное тепловое расширение, в результате чего зазор между ним и стенкой цилиндра исчезает. Результат – ускоренный износ цилиндро-поршневой группы, повышенный расход моторного масла и снижение мощности двигателя;
Повреждения других элементов конструкции двигателя внутреннего сгорания. Наибольшее негативное воздействие высокие температуры оказывают на пластиковые, резиновые и металлические детали двигателя, вплоть до растрескивания и даже поломки.
Неисправность каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Последнее повышение температуры может привести к спеканию керамических сот катализатора, что может привести к ряду проблем, включая дорогостоящую замену самого нейтрализатора.

Фото: Chebakalex7/Shutterstock/FOTODOM
Поэтому при первых признаках закипания антифриза необходимо:
Включите плиту на максимальную мощность. Поскольку печь поглощает тепло из системы охлаждения двигателя, это сводит к минимуму перегрев двигателя. Но обязательным условием является то, чтобы антифриз не вытек из-за негерметичности контура охлаждения.
Как можно быстрее остановите автомобиль, не выключая двигатель.
При работе отопителя на полную мощность откройте капот, чтобы ускорить охлаждение ДВС;
Подождите, пока температура двигателя не придет в норму, и продолжайте движение;
Немедленно обратитесь в сервисный центр для выяснения причины перегрева двигателя.
Если причиной перегрева ДВС является утечка антифриза, это легко определить по более низкой температуре воздуха, поступающего в кабину при включении отопителя на полную мощность. В этом случае вам нужно:
Остановитесь как можно скорее;
Выключите двигатель;
Подождите дольше, пока двигатель внутреннего сгорания остынет;
Залейте в систему охлаждения антифриз или дистиллированную воду. Если вы их не везете, вызовите эвакуатор;
Немедленно отремонтируйте его.
В любом случае категорически запрещено:
Обливайте холодную воду горячим двигателем во избежание резких перепадов температуры и повреждения металлических частей двигателя внутреннего сгорания;
Залейте в горячий двигатель антифриз или дистиллированную воду. Последствия те же;
Откройте крышку радиатора. Сброс давления в системе охлаждения может привести к повреждению двигателя, а брызги горячего антифриза могут стать причиной ожогов рук и лица.

Фото: AlexandrMusuc/Shutterstock/FOTODOM
Как предотвратить закипание антифриза
Предотвратить закипание антифриза можно, если:
Не перегружайте автомобиль;
При движении в горной местности следует учитывать, что с увеличением высоты атмосферное давление снижается и температура кипения антифриза снижается, и следует регулярно останавливаться, чтобы дать заглушенному двигателю остыть;
Соблюдайте правила замены:
— Антифриз (частота, рекомендованная производителем);
— Крышка расширительного бачка (обычно каждые 100 000 км);
— Насос системы охлаждения (в среднем каждые 70 000 км);
— Термостат (обычно каждые 100 000 км);
Используйте качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля.
Также читайте:
-
Об авторе
-
Хотите связаться со мной?
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.