Все о падении уровня антифриза: куда это ведет, на что обращать внимание и как это исправить
Регулярное добавление в топливный бак «охлаждающей жидкости», которая на первый взгляд может показаться безобидной, может стать предвестником серьезного повреждения двигателя. На Autonews.ru обсуждают применение и применение антифриза
Фото: Наттавит Хомсанит/Shutterstock/FOTODOM
- Зачем нужен антифриз
- Признаки утечки антифриза
- Куда уходит антифриз из бачка
- Почему уходит антифриз: основные причины
- Разгерметизация соединительных элементов
- Разгерметизация (трещины) деталей и узлов
- Пробитая прокладка головки блока цилиндров
- Трещина в блоке или головке цилиндров.
- Неисправный клапан пробки расширительного бачка
- Как понять, что уходит антифриз, если нет подтеков
- Проверка герметичности — только на-холодную
- Что делать, если уходит антифриз
Зачем нужен антифриз
Проще говоря, антифриз необходим любому двигателю внутреннего сгорания для отвода лишнего тепла. Антифриз (antifreeze — буквально означает «разморозить») проходит через стенки двигателя и некоторые связанные с ним узлы (например, турбину), поглощая избыточное тепло и рассеивая его через радиатор. Подробнее об этих процессах и свойствах антифриза мы поговорим в другой статье.
Признаки утечки антифриза
Очевидно, что первым признаком утечки является падение уровня жидкости в расширительном бачке и необходимость периодической доливки охлаждающей жидкости. Однако утечки антифриза не всегда очевидны и обнаружить это можно сразу – например, увидев потеки на асфальте. Это действительно возможно, но это достаточно исключительные обстоятельства, когда повреждение цепи обширно и заметно. Ситуация еще хуже, если жидкость «исчезает» внутри двигателя. Но подробнее об этом мы поговорим позже, а пока перечислим некоторые признаки утечки антифриза.
- После поездки в моторном отсеке стоит неповторимый запах, который часто можно почувствовать в салоне.
- Из трубы пошел белый дым. Важно не спутать этот симптом с аналогичными симптомами ожога маслом.
- Внутреннее повреждение контура часто характеризуется симптомами, появляющимися одновременно с симптомами «дымления»: появлением пены и пузырьков в бачке.
- Если в контуре со стороны салона разгерметизировано (например, лопнула трубка отопителя), на полу и/или вертикальных поверхностях могут появиться признаки вытекания жидкости или лужи. Охлаждающая жидкость кажется жирной и часто имеет сладкий вкус.
- Повреждение интерфейса между системами охлаждения и смазки характеризуется образованием масляной пленки в масляном баке, что приводит к образованию эмульсий в масле.
- Перегрев двигателя и внутренний обогреватель работают плохо. Это ситуация, которую автовладельцы игнорируют и уровень антифриза сильно падает.
Куда уходит антифриз из бачка
В целом у теплоносителя есть только два варианта «ухода» из системы: во внешнюю среду и во внутреннюю полость/прилегающую схему. Во втором случае антифриз сгорит и выделит белый дым или смешается с маслом. Причины этого мы подробно обсудим позже.
Фото: InFocus.ee/Shutterstock/FOTODOM
Почему уходит антифриз: основные причины
Как уже говорилось, повреждения контура охлаждения могут быть внешними (трубы, патрубки, трещины радиатора и т д.) и внутренними. Очевидно, что второй вариант чреват более сложным и дорогим ремонтом, а диагностика не всегда проста. Давайте подробнее рассмотрим типичные причины, по которым падает уровень охлаждающей жидкости в бачке.
Разгерметизация соединительных элементов
Сюда входят все промежуточные и подключаемые внешние части системы охлаждения: впускные/выходные патрубки и металлические трубки, переходники, диверторы и их соединения с другими элементами.
Разгерметизация (трещины) деталей и узлов
В список «подозрительных» входят радиатор, помпа, термостат и теплообменник (если он у вас есть). Отметим, что последнее обычно приводит к утечке не во внешнюю среду, а внутрь. Тонкая стенка, разделяющая контуры масла и антифриза внутри теплообменника, лопнула, в результате чего жидкости смешались.
Пробитая прокладка головки блока цилиндров
Одна из наиболее частых причин потери охлаждающей жидкости. В частности, рубашка охлаждения проходит через прокладку головки блока цилиндров. По ряду причин прокладка может треснуть в самом тонком месте – прямо между камерой сгорания и антифризным каналом. В результате происходит типичное последствие: охлаждающая жидкость из каналов попадает в камеру сгорания (отсюда и образование белого дыма), а газы из камеры сгорания в свою очередь частично «расширяют» контур охлаждения и оказываются пузыриться в баке.
Трещина в блоке или головке цилиндров.
Это последнее, чего бы хотелось, ведь это неизбежно потребует серьезного и дорогостоящего ремонта двигателя. В зависимости от расположения трещины антифриз может попасть в картер, смешаться с маслом или попасть в цилиндр.
Стоит помнить, что горение антифриза в камере сгорания и попадание масла в камеру сгорания вовсе не являются безобидными симптомами, это всего лишь вопрос регулярного добавления соответствующей жидкости. Подобные компоненты в топливно-воздушной смеси крайне негативно влияют на состояние свечи зажигания и катализатора, а также образуют отложения на стенках камер и поршнях. Кроме того, в некоторых случаях это может вызвать взрыв, вредный для любого двигателя.
Неисправный клапан пробки расширительного бачка
Фото: Rito Succeed/Shutterstock/FOTODOM
Как ни странно, причиной утечки охлаждающей жидкости могла быть…система охлаждения полностью герметична. Фактически любой контур жидкостного охлаждения должен быть подключен к атмосфере. При нагреве и увеличении объема охлаждающей жидкости (для антифриза эта величина находится на уровне 5-15%) вытесняемый расширением воздух выбрасывается наружу. Поэтому в бачок или крышку радиатора всегда встроены подпружиненные клапаны. При засорении этого клапана (особенно в семейном автомобиле) воздуху некуда деваться, пока антифриз нагревается. В результате сбывается поговорка «тонкий – хрупкий»: в лучшем случае он начнет сочиться из стыков и соединений узлов, в худшем – треснет бак или радиатор.
Как понять, что уходит антифриз, если нет подтеков
Выше перечислены основные признаки неправильной работы системы охлаждения, с падением уровня жидкости (или образованием загрязнений). Если этого не соблюдается и жидкость необходимо добавлять постоянно, можно использовать люминесцентные лампы. Это специальная индикаторная добавка, которая проявляется под воздействием ультрафиолета. Определить место утечки можно, налив его в резервуар и периодически освещая контур ультрафиолетом. Некоторые виды современных антифризов уже содержат в своем составе подобные присадки.
Второй подход может заключаться в моделировании некоторой облегченной версии засоренного клапана резервуара. При нагнетании повышенного давления в систему определяется место утечки. Эту процедуру можно производить только на холостом ходу, без предварительного прогрева двигателя.
Проверка герметичности — только на-холодную
В некоторых случаях препятствием для диагностики являются характеристики самой охлаждающей жидкости. В отличие от случая с маслом, где охлаждающая жидкость «сифонится» (если, конечно, она не льется туда струей) может быть надолго скрыта даже от внимательного наблюдения. Антифриз испаряется при попадании на горячую поверхность. Есть и второй момент, который зачастую определяет бесперспективность горячих поисков: по мере расширения деталей дырявые места засоряются. Поэтому любое расследование, если нет явных признаков поломки, следует начинать на холодном двигателе, где свежие потеки можно увидеть даже невооруженным глазом.
Что делать, если уходит антифриз
Ответ так же банален, как и сам вопрос: решить проблему. Если повезет, поможет простое затягивание зажимов. Второй уровень сложности – замена труб или металлических труб. Вам придется дольше возиться с термостатом, помпой, теплообменником или радиатором, включая их прокладки. Замена поврежденной прокладки ГБЦ будет более сложной и дорогостоящей. Наконец, если цилиндр или головки повреждены, дело может закончиться капитальным ремонтом. В данном случае все зависит от обстоятельств и общего состояния конкретного двигателя – иногда проще и дешевле заменить его целиком.
- Хотите связаться со мной?