Подшипник – это узел, фиксирующий пространственное положение вала или вала и обеспечивающий минимальное сопротивление вращению или качению. При этом его корпус принимает на себя всю нагрузку от оси или вала, на котором он обеспечивает вращение. Сегодня давайте вспомним, как выглядят подшипники в автомобилях в зависимости от их конструкции и функций.
Для чего нужны подшипники?
Задача любого подшипника звучит просто: обеспечить его вращение при необходимости с минимальными потерями на трение. В зависимости от своего назначения подшипники могут воспринимать постоянные радиальные нагрузки (т.е действия, перпендикулярные оси подшипника) или осевые нагрузки (действия, параллельные его оси). Поэтому назначение подшипника также влияет на его конструкцию. Все подшипники делятся на две основные категории: подшипники качения и подшипники скольжения. В первом случае они состоят из двух колец и тел качения, обеспечивающих перемещение одного кольца относительно другого с минимальными потерями на трение. Тела качения могут быть разными (шарики, ролики или игольчатые ролики), а сами подшипники делятся на разные типы в зависимости от количества рядов тел качения, вида нагрузки, которой они подвергаются, и материалов, из которых они изготовлены.
Вторая по величине категория — подшипники скольжения, в которых нет тел качения и поверхности просто скользят относительно друг друга. Такие подшипники устанавливаются, например, в подшипники коленчатого вала и шатуны поршней. О подшипниках скольжения мы поговорим как-нибудь в другой раз, а пока вернемся к подшипникам качения, подшипники качения бывают разных разновидностей – рассмотрим их основные виды и варианты использования в автомобильной промышленности.
втулки (втулки) для подшипников скольжения. Фото: wikipedia.org
Радиально-упорные подшипники
Практически каждый автомобиль оснащен радиально-упорными подшипниками: обычно они используются в ступицах колес вместе с коническими роликоподшипниками, обеспечивая легкое вращение колес с минимальными потерями на трение. Радиально-упорные подшипники очень хорошо выдерживают радиальные и осевые нагрузки. Их главным преимуществом является способность выдерживать большие нагрузки, сохраняя при этом плавность и бесшумность езды. Ну и многие, возможно, помнят, что от ступичных подшипников зависит не только комфорт, но и безопасность: было бы неприятно, если бы они заклинили на высоких скоростях.
радиально-упорные шарикоподшипники. Фото: wikipedia.org
Шариковые подшипники
Шарикоподшипники используются в рулевых механизмах, коробках передач, генераторах и многих других узлах автомобилей. Они характеризуются способностью справляться с высокими скоростями вращения, но при этом их максимальная нагрузка весьма ограничена. Шарикоподшипники обеспечивают стабильную работу агрегата даже на высоких скоростях, а одним из существенных преимуществ таких подшипников является их относительно невысокая стоимость. Зачастую для восстановления работоспособности генератора или вентилятора печи достаточно заменить недорогой шарикоподшипник, не оплачивая при этом весь узел.
Фото: Евгений Барабас
Роликовые подшипники
Роликоподшипники обычно используются там, где воспринимаются большие радиальные и осевые нагрузки. Эти подшипники выдерживают сильную вибрацию и идеально подходят для использования в суровых условиях. Их часто устанавливают в трансмиссиях и шасси грузовых автомобилей, где требуется высокая прочность и надежность.
Игольчатые подшипники
Игольчатые роликоподшипники представляют собой разновидность роликовых подшипников. Ролики в этом типе подшипников длинные и тонкие, похожие на игольчатые, отсюда и название этого типа подшипников. Игольчатые роликоподшипники характеризуются компактными размерами и высокой грузоподъемностью. Они активно используются в коробках передач, трансмиссиях и других узлах автомобилей, где требуются компактные подшипники, способные выдерживать высокие нагрузки. Несмотря на свои небольшие размеры, игольчатые роликоподшипники имеют завидный срок службы и выдерживают огромные радиальные и осевые нагрузки. Преимущество использования игольчатых роликоподшипников заключается в уменьшении общей массы устройства и продлении срока его службы даже в тяжелых условиях эксплуатации.
Не только шарики и ролики
Конечно, все вышесказанное – это далеко не полная классификация подшипников. Их существуют десятки типов, но важно помнить другое: правильный выбор автомобильных подшипников – залог долговечности и стабильности всех его систем. В зависимости от нагрузки, скорости и условий эксплуатации различные типы подшипников обеспечивают оптимальную работу каждого компонента автомобиля. Использование качественных подшипников позволяет не только существенно продлить срок службы автомобиля, но и сделать его эксплуатацию комфортнее и безопаснее.
Рекламировать. ООО «ТД КАТИКС», ИНН 7751197794 эрид: 2VfnxxCksz8
- Хотите связаться со мной?