Почему опасно покупать «параллельную» иномарку. О чем молчат продавцы

Почему опасно покупать «параллельную» иномарку. О чем молчат продавцы Новости

Эксперты рассказали об основных проблемах при покупке автомобиля по серой схеме

Нет русификации, нет гарантий, но есть риски: понимание недостатков параллельного импорта

Почему опасно покупать «параллельную» рикшу? О чем умалчивает продавец

Фото: Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press

Для многих россиян покупка автомобиля через параллельный импорт остается единственным способом получить снятую с производства брендовую модель или сэкономить на китайской машине. Однако за привлекательными ценами часто скрываются малоизвестные риски. Autonews.ru выяснил, с какими проблемами могут столкнуться владельцы таких автомобилей.

Доначисление утильсбора

В начале 2025 года автовладельцы, купившие автомобили по схеме параллельного импорта, стали получать большое количество уведомлений о дополнительных сборах за утилизацию. Речь идет о достаточно крупных суммах — от 300 000 рублей до 1 миллиона рублей. Проблема затрагивает десятки тысяч людей и связана с тем, что брокеры используют законодательные лазейки при импорте автомобилей, чтобы занизить их таможенную стоимость.

По словам участников рынка, покупатели часто обращаются к частным посредникам, поскольку они предлагают более низкие цены и имеют доступ к редким или исчезнувшим с российского рынка моделям. Однако теперь таможенные органы все чаще проверяют счета-фактуры задним числом. В 2024 году начнется более строгая проверка базы данных Минпромторга, где фиксируются средние рыночные цены. При обнаружении каких-либо несоответствий будет взиматься дополнительная плата.

Таможня указала, что заявка на данную льготу была незаконной, поскольку автомобили были ввезены под видом ввоза для личного пользования и перепроданы. «Это просто вопрос доказательств», — заявил Autonews.ru президент Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.

Некоторые автовладельцы не желают спорить и платят требуемую сумму сразу. Другие обратились в суд, чтобы доказать, что вина за нарушения лежит на брокерах, которые гарантировали, что все пошлины включены в стоимость автомобиля. Размер дополнительной платы во многом зависит от марки и стоимости автомобиля. Зачастую покупателей вообще не предупреждают о подобных рисках. Многие из них предпочли «урегулировать вопрос» и заплатить пошлины, чтобы избежать дальнейших судебных разбирательств.

Читайте также:  В России заработало короткое ОСАГО. Какие подводные камни

Ситуация усугубляется ростом самих сборов за переработку. С октября 2024 года базовая ставка увеличилась в среднем на 75%, а с января 2025 года базовая ставка увеличилась еще на 10–20%. По плану Минпромторга, к 2030 году расходы на переработку отходов будут увеличиваться на 10–20% в год.

Примерно каждая десятая иномарка на российском рынке попадает в страну по программе параллельного импорта.

Заявленная стоимость транспортного средства имеет значение при расчете таможенных пошлин. Например, если в документе указана цена 20 000 долларов, но на самом деле автомобиль стоит в несколько раз больше, с владельца может взиматься дополнительная плата, рассчитанная на основе фактической рыночной цены во время осмотра. Теперь такие случаи все чаще встречаются в автомобилях, зарегистрированных в период с 2023 по 2024 год.

Обращаем ваше внимание, что с августа 2023 года на льготных условиях можно будет ввозить только один автомобиль в год.

Аннулирование ЭПТС

Владельцы автомобилей, купившие свои машины по схеме параллельного импорта, могут столкнуться с отменой электронного ПТС. Эксперт-автокриминалист Максим Шелков сообщил, что таможенные органы начали выявлять случаи подделки документов и аннулировать ранее выданные паспорта транспортных средств.

В основном это касается транспортных средств, импортируемых частными лицами через третьи страны. Autonews.ru сообщал о таком случае в 2024 году — автовладелец, купивший и ввезший машину из Киргизии в прошлом году, внезапно обнаружил, что его ЭПТС аннулирован, хотя все документы на машину были оформлены правильно, включая СБКТС и регистрацию в ГАИ.

В ходе расследования было установлено, что при таможенном оформлении были занижены технические характеристики транспортного средства — объем двигателя был «занижен» с 3,3 до 2,0 литров с целью снижения утилизационного сбора. Это сэкономило нам почти миллион рублей, но теперь собственнику придется доплатить эту сумму дополнительно. Регистрация на SBKTS и PTS осуществляется до пересечения границы, что усложняет проверку.

«У таможенников есть техническая возможность зайти в систему и сравнить, какие документы были фактически поданы, а какие были занесены в систему», — отметил Шелков. «В случае с ракетами «Стингер» утилизационный сбор взимался исключительно на основании представленных документов, однако эти документы были поддельными, и таможенники списали партию, не дожидаясь появления информации в «Русском стандарте.

Читайте также:  Суд запретил продавать устройства для скрытия номеров машин от камер

Подобные ситуации не редкость. Многие судовладельцы до сих пор не знают, что их EPTS отменены или могут быть отменены в ближайшем будущем. Таможенные органы начали активную проверку автомобилей, ввезенных по серым схемам, и выявили случаи предоставления недостоверных данных.

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ) Антон Шапарин отметил, что проблема усугубляется отсутствием контроля за выдачей СБКТС: эти документы выпускают частные организации, что позволяет вносить в них любую удобную информацию, в том числе в целях снижения утилизационного сбора.

Отсутствие гарантии

Очевидной проблемой, с которой сталкиваются владельцы параллельно импортируемых автомобилей, является отсутствие официальной гарантии от оригинального производителя. Причина проста — в большинстве случаев производители либо полностью ушли с российского рынка, либо приостановили деятельность, а ремонтировать старые автомобили просто некому. Даже если марка официально не снята с производства, официальные дилеры и авторизованные сервисные центры обычно не принимают на ремонт такие автомобили.

Некоторые продавцы предлагают альтернативу — гарантию, предоставляемую салоном или импортером. Однако, как правило, это либо дополнительная услуга, требующая отдельной оплаты, либо ее стоимость уже «заложена» в конечную цену автомобиля. Условия таких гарантий часто ограничены, а сама услуга может быть доступна только в одном регионе или даже только у конкретного дилера.

Трудности с программным обеспечением

На российский рынок по параллельным программам выходят не только дорогие европейские автомобили, но и китайские модели средней ценовой категории (в том числе официально продаваемые в России). Причина — огромная разница в стоимости. Неофициальный импорт может сэкономить десятки и даже сотни тысяч рублей по сравнению с покупкой у сертифицированного дилера.

Однако такие машины могут существенно отличаться от тех, которые предназначены для внутреннего рынка. Различия касаются не только конфигурации, но и работы электроники, в частности блока управления. Это означает, что даже простая диагностика может оказаться невозможной: устройство не сможет распознать системы автомобиля.

Читайте также:  В Россию привезли самую мощную версию Audi RS6 Perfomance за ₽23,4 млн

Еще одной неприятной проблемой является отсутствие русификации. Некоторые модели даже не поддерживают английский язык, что затрудняет использование мультимедиа и навигации. Неофициальные сервисы предоставляют прошивку и добавляют русский язык, но вмешательство в программное обеспечение может привести к полной блокировке системы и потере функциональности автомобиля.

«Производители адаптируют его под потребности рынка и предпочтения клиентов, поэтому в разных странах конфигурация может отличаться. Конечно, перепрошивка сложная — нужно русифицировать ПО, а это стоит немалых денег», — рассказала Нонна Шалина, генеральный менеджер Eastcom Automotive Center.

Проблемы с запчастями

Еще одной трудностью, с которой сталкиваются владельцы «параллельных» автомобилей, является сложность поиска запасных частей. Если говорить о популярных моделях, то поставка деталей идеальна и дефицита обычно не возникает. Но для менее распространенных автомобилей ситуация иная: для некоторых автомобилей, не имеющих официального представительства в России, время ожидания необходимых деталей может достигать месяцев.

Проблема становится особенно острой, когда необходимо заменить крупные детали кузова и критически важные узлы, такие как двигатель или трансмиссия. Запасные части часто приходится заказывать отдельно из-за границы, что влечет за собой дополнительные расходы и время. Даже если необходимые детали найдены, не всегда легко найти специалиста, который сможет их установить и гарантировать качество работы.

Автор тега эксперт Алексей Панков

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий