Все о стеклоподъемниках: почему не работают и как исправить
Даже самые простые и давно знакомые варианты со временем могут выйти из строя. Как работают электростеклоподъемники и возможные поломки: объясняет Autonews.ru
Фото: Наталья Плоская/Shutterstock/FOTODOM
Как работают стеклоподъемники
Любой стеклоподъемник представляет собой конструкцию, состоящую из 12-вольтового электродвигателя, подсоединенного к нему тягового троса и вспомогательного элемента, по которому движутся трос и стекло.
Альтернативой тросовым приводам являются системы с реечными механизмами, по которым движется мотор (вместе со стеклом). Все это дополняется направляющими, уплотнителями и другими вспомогательными элементами. Как ни странно, самой сложной частью конструкции оказались кнопки управления. В современных автомобилях это не просто механический контактор, а контакт, передающий сигнал на электронный блок управления по CAN-шине. Блок управления посылает электродвигателю команду открыть или закрыть окно.
CAN-шина расшифровывается как Controller Area Network — буквально «Область сети контроллеров». Шина в данном случае — это провод, по которому передаются данные. В переводе на понятный язык это означает, что почти каждый электрический механизм в автомобиле подключен к цифровому блоку управления. Он не только передает команды операции исполнителю, но и контролирует ее состояние. Например, он может обнаруживать короткие замыкания или другие эксплуатационные ошибки. CAN-интерфейс сегодня используется практически во всех автомобилях и существенно упрощает схемы подключения и диагностику.
Очевидно, что в ручном приводе стеклоподъемников, который сегодня практически вымер, нет мотора с кнопкой. Однако общая логика работы механизма (троса или стойки) одинакова.
Почему стеклоподъемник не работает
Неисправность может иметь две причины: механическую или электрическую. Давайте рассмотрим эти два варианта.
Механические повреждения
Сам мотор, а также пластиковые шестерни коробки передач (вращающийся механизм передачи) с возрастом выйдут из строя (могут перегореть или застрять грязью, могут повредиться щетки). Тросы привода также часто рвутся или застревают в оболочке. Более экзотические варианты включают индивидуальные «болезни» для каждой модели. Это может быть выход из строя или сильный износ направляющих, фиксаторов, роликов, колодок и других узлов, обеспечивающих бесперебойную работу всего механизма.
Распространенной причиной выхода из строя или плохой работы стеклоподъемников являются сухие и деформированные уплотнители. Стекло в нем только деформируется, поэтому оно либо полностью застрянет, либо будет трудно двигаться.
Фото: ДимаБерлин/Shutterstock/FOTODOM
Электрические неисправности
Обрыв провода или короткое замыкание – самый распространенный вариант в этой категории (после перегорания предохранителя).
Критические модули выходят из строя реже — особенно подвержены этому отечественные автомобили.
Электронные блоки управления редко выходят из строя. Обычно это происходит из-за попадания воды внутрь, хотя сбои случаются и без видимых причин.
Стеклоподъемник не работает: что делать
Во-первых, необходимо знать, к какой из вышеперечисленных категорий относится неисправность. Если при нажатии на кнопку электростеклоподъемника хоть что-то происходит со стеклом – например, оно пытается двигаться, начинает медленно двигаться или хотя бы издает звук работающего механизма – то проблема, скорее всего, кроется в механике. Чтобы выяснить точную причину, если обычная смазка уплотнителя не помогает, дверь необходимо разобрать. Поскольку сам механизм стеклоподъемника очень прост, обычно все становится понятно, как только снимаешь дверную карту (которая представляет собой обшивку с внутренней стороны). Вам следует обратить внимание на следующие моменты:
- Целостность троса привода стекла и легкость его перемещения.
- Повреждения и износ направляющих или других узлов, обеспечивающих точную кинематику (схему движения) всего механизма.
- Положение стекла в зажиме, удерживающем стекло. Иногда он деформируется, что затрудняет нормальную эксплуатацию.
- Изнашиваются пластиковые шестерни коробки передач, которые передают усилие непосредственно от двигателя к механизму привода.
- Загрязнение и коррозия стержневых систем, тросов и других движущихся частей.
- Двигатель изнашивается и больше не способен создавать необходимое усилие. Некоторые двигатели можно разобрать, проведя внутренний осмотр и очистив от продуктов износа.
Иногда, даже если есть очевидная проблема с аппаратной частью, неисправность все равно кроется в электрической части. Например, если вышел из строя самовосстанавливающийся предохранитель. В этом случае цепь оборвется через несколько секунд после начала работы мотора, создавая впечатление, что механизм внезапно застрял.
Фото: Келли Маркен/Shutterstock/FOTODOM
Остается только добавить к приведенному выше алгоритму проверки электрическую часть. Это включает в себя:
- Проверьте проводку на предмет изношений и разрывов.
- Проверьте разъемы: из-за коррозии контакты могут не обеспечивать достаточную надежность соединения.
- Проверьте предохранитель, отвечающий за цепь ESP. Эту схему можно найти в руководстве по эксплуатации или на крышке блока предохранителей.
Даже если замена предохранителя решит проблему, нужно помнить, что перегоревший предохранитель – это следствие, а не причина. Поэтому, если инцидент повторится, следует искать потребителя-виновника, вызывающего сбой защиты.
- Проверьте самовосстанавливающийся предохранитель. Его еще называют термопредохранителем. Эта деталь используется для защиты схемы от чрезмерного тока – например, когда что-то попадает под закрытое стекло. Однако, в отличие от традиционных предохранителей, этот предохранитель не перегорает, а лишь размыкает цепь на несколько секунд (минут). Если у вас возникли проблемы с электростеклоподъемниками и при снятии самовосстанавливающегося предохранителя все начинает работать быстро и без сбоев, возможно, он неисправен.
Как вручную поднять стекло при сломанном стеклоподъемнике
Предположим, стеклоподъемники внезапно перестали реагировать на кнопки, но предохранитель остался цел. Первое, что вам нужно сделать, это разобрать дверь, так как советы, циркулирующие в Интернете, такие как «сожмите стекло руками и потяните его вверх», вероятно, не сработают (хотя попробовать стоит). Сняв кожух, нужно проверить механизм: возможно, неисправность удастся устранить сразу.
- Если обрыв троса очевиден, можно руками поднять стекло вверх и закрепить его удобным способом. Например, используйте малярный скотч или поместите что-нибудь между стеклом и уплотнителем.
- Если явных повреждений нет и стекло просто приклеилось, стоит проверить разъем – возможно, где-то нет контакта. Если все идет хорошо, задача состоит в том, чтобы вручную перемещать стекло по рельсам. Все зависит от механизма стеклоподъемника вашего конкретного автомобиля. Есть место, где дергаешь трос, который поднимает стекло. Где-то придётся снимать крышку коробки передач (возле мотора) и крутить шестерни вручную.
- Третий вариант — подключить электродвигатель стеклоподъемника напрямую, если проблема связана с проводкой или органами управления. Для этого необходимо убедиться, что при нажатии кнопки на двигатель не поступает напряжение. Затем его можно запитать вручную от внешнего источника питания. Чтобы не повредить электронику, перед выполнением этой операции обязательно отсоедините разъем двигателя и подайте питание непосредственно на него. Подайте на контакты 12 Вольт: в одной полярности мотор будет опускать стекло, в другой полярности – поднимать.
Фото: Наталия Дмитренко/Shutterstock/FOTODOM
Обратите внимание, что последний подход работает только в классических схемах, где двигатель является отдельным компонентом. На многих современных автомобилях электродвигатель является неотъемлемой частью цельного кузова, в котором механические и электронные компоненты размещены в едином корпусе.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?