Эксперт Семенов считает, что налог на гибридные автомобили — это мера стимулирования российского автопрома
Метод расчета налога для гибридных автомобилей нуждается в корректировке. Этот вопрос привлек внимание отраслевых экспертов. Мы объясним, почему это важно
Фото: Руслан Литвин/Shutterstock/FOTODOM
Несправедливый расчет налога на гибридные автомобили в России неоднократно привлекал внимание отраслевых экспертов и владельцев гибридных автомобилей.
Директор Ассоциации «Параллельный импорт» Анатолий Семенов рассказал Autonews.ru, что игра по совмещению мощности электрических и бензиновых двигателей гибридных автомобилей имеет вполне понятную цель — установить барьеры для импорта современных автомобилей с целью повышения конкурентоспособности отечественного автопрома с точки зрения стоимости владения автомобилем.
«Это ничем не отличается от сборов за утилизацию, которые не имеют ничего общего с самой переработкой. Это просто замена национальным налогам на импорт под лозунгом защиты окружающей среды», — отметил эксперт.
Почему это важно
Методология, используемая в действующем налоговом законодательстве, устарела. Налог рассчитывается на основе мощности двигателя (в лошадиных силах), что откровенно недостаточно для автомобилей с многоцилиндровыми двигателями. Суть проблемы в том, что максимальная мощность двигателя — это не просто сумма мощностей его компонентов. Для определения фактической мощности нужна специальная методика, учитывающая различные условия эксплуатации. В настоящее время некоторые гибридные автомобили облагаются налогом слишком сильно, а другие — недостаточно. Также есть нелепые случаи, когда одна и та же модель облагается налогом по-разному в зависимости от мощности, указанной в документации.
Еще в 2024 году Autonews.ru поднимал вопрос о некорректном расчете мощности гибридных автомобилей в России. Владельцы таких машин обратились в редакцию и попросили разобраться в особенностях налогообложения и расчета мощности. Выяснилось, что в транспортном налоге (УСН) часто указывается недостоверная информация о мощности, что приводит к росту налоговых ставок. Эта проблема носит массовый характер.
В частности, владелец гибридного кроссовера Toyota RAV4 Евгений Кармен рассказал, что при регистрации автомобиля не только суммировали мощность бензинового двигателя и электродвигателя, но и завысили мощность одного из электродвигателей. В результате транспортный налог для этого самого обычного кроссовера получился аж в 42 тысячи рублей.
Огромные налоги делают нецелесообразным приобретение в России современных высокотехнологичных гибридных автомобилей, хотя такие машины потребляют меньше топлива и изначально должны быть более экономичными с точки зрения эксплуатационных расходов.
«Получив документы из лаборатории, я с радостью побежал в МРЭО ставить машину на учет, но девушка там меня удивила: мощность машины оказалась не 178 лошадиных сил, а 280. Для меня это стало настоящим шоком!» — рассказал владелец Autonews.ru.
Toyota RAV4 Hybrid (Фото: Toyota)
В каталоге производителя для этой модели указана максимальная мощность 222 л.с. В реальности RAV4 имеет двигатель внутреннего сгорания мощностью 131 кВт, передний электродвигатель мощностью 48 кВт и задний электродвигатель мощностью 11 кВт.
Как работает гибрид
В России хуже всего приходится владельцам параллельных гибридных автомобилей, где двигатель внутреннего сгорания (ДВС) приводит в действие генератор для зарядки тяговой батареи. Аккумуляторы в таких автомобилях небольшие, а запасенная энергия расходуется только при разгоне и неспешной езде по городу. Например, у Toyota RAV4 емкость аккумулятора составляет 1,2 кВт·ч, и зарядить его от сети нельзя.
Другими словами, двигатель внутреннего сгорания сжигает бензин, заряжает аккумулятор, а накопленное электричество затем приводит в действие электродвигатель. Алгоритмы гибридной силовой установки разработаны для экономии того же количества топлива. В большинстве режимов автомобиль работает исключительно на двигателе внутреннего сгорания.
Как выгодно суммировать
После ухода из России всемирно известных автомобильных брендов мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя стали учитываться в стандартах электрической мощности (ЭПТС) для гибридных автомобилей. Если раньше производители имели возможность влиять на эту ситуацию и предоставлять реальные данные о мощности силовых агрегатов, то теперь, в отсутствие продуманной нормативной базы, их мнение учитываться не будет.
По документам МРЭО получает мощность в кВт (лошадиных силах) для УСН, а мощность в кВт для налоговых органов — от ЭПТС. Электронный паспорт выдают испытательные лаборатории, которые также выдают свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Показатели мощности четко прописываются в лаборатории. Для электродвигателей учитывается «30-минутная максимальная мощность в кВт» — показатель, взятый из каталога продукции производителя. Если этого показателя в каталоге продукции нет, лаборатория сама его рассчитывает, но обычно никаких измерений не проводится. Вместо 30-минутной максимальной мощности лаборатория использует пиковую мощность, которая является существенно более высоким показателем. Затем мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя суммируется, в результате чего получается внушительная цифра, а значит, и не менее внушительная налоговая ставка. Стоит отметить, что параметр «30-минутная мощность» обычно не включается в каталоги продукции автопроизводителей.
Toyota RAV4 Hybrid (Фото: Toyota)
Если взять в качестве примера вышеупомянутый RAV4, то его 30-минутная максимальная мощность относится к средней мощности в течение 30 минут, однако электродвигатель этого автомобиля не может продолжать работать в течение указанного времени: аккумулятор емкостью 1,2 кВт·ч разряжается практически мгновенно.
В настоящее время в России еще не оформлена нормативная база, обеспечивающая правильное оформление документации на гибридные автомобили. Некоторые модели МРЭО только добавляют мощность, а некоторые — нет. Меньше проблем у владельцев серийных гибридных автомобилей (где колеса приводятся в движение только электродвигателем). В этом случае мощность двигателя внутреннего сгорания при расчете налогов не учитывается.
В 1999 году Евросоюз попытался решить проблему с помощью ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН № 85). В этом документе говорилось, что электродвигатель, ограниченный емкостью аккумуляторной батареи, не может вырабатывать большую мощность: если мощность двигателя ограничена тяговой мощностью аккумуляторной батареи, то тяговую мощность аккумуляторной батареи можно учитывать. Этот документ был отменен.
Впоследствии Министерство финансов выпустило четкие положения о налогообложении гибридных транспортных средств в 2023 году, в которых указано, что размер налога для параллельных гибридных транспортных средств должен рассчитываться как сумма максимальной мощности в течение 30 минут и мощности двигателя внутреннего сгорания. Для последовательных гибридных транспортных средств, не имеющих механической связи с коробкой передач двигателя внутреннего сгорания, рассчитывается только мощность электрической части.
Председатель Всероссийской федерации профсоюзов Антон Шапарин в интервью Autonews.ru предложил взимать налоги, связанные с параллельными гибридами, только с автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Эксперт считает, что только так россияне начнут активно переходить на современные и экологичные виды транспорта.
Autonews.ru обратился в Министерство промышленности и торговли РФ за комментариями по расчетам гибридного автомобиля. На момент публикации ответа от министерства не поступило.
Читайте также:
- Какие автомобили будут облагаться налогом на роскошь в 2025 году: список
- Гибридные автомобили составляют 40%. Как россияне оценивают глобальный переход на электромобили
- +27%. Voyah снова стал самым продаваемым гибридным автомобилем в России
- Три в одном. Британские инженеры научились превращать электромобили в гибриды
Автор тегов: Александр Воронцов
- Хотите связаться со мной?