Zeekr, Lynk&Co и Avatr не имеют представительств в России и им будет разрешено импортировать параллельные продукты
Система параллельного импорта будет продлена до 2025 года. Какие автомобили можно ввозить в Россию минуя лицензии производителя
Ideal L9 (Источник изображения: dongchedi.com)
Решение о продлении принято
Первый вице-премьер России Денис Мантуров озвучил в ходе ПМЭФ информацию о решении правительства продлить параллельный импорт до 2025 года. Чиновник подчеркнул, что перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту, будет пересмотрен и сокращен. Перечень продукции автопрома также может быть сокращен. По мере появления на рынке отечественной продукции необходимого качества и количества возможность параллельного импорта будет сокращаться.
По данным Совета автопроизводителей Европейской бизнес-ассоциации (АЕБ), только в мае Россия импортировала 6862 автомобиля по схеме параллельного импорта. Ранее около 13% всех регистраций новых автомобилей (всего 87 359) в январе 2024 года были «параллельными» автомобилями. После изменения правил импорта с 1 апреля 2024 года придется оплатить дополнительные расходы, поэтому от поставок некоторых моделей придется отказаться: экономическое значение импортных автомобилей, официально выставленных у дилеров, исчезает. Однако план продолжает работать: сообщается, что основные модели, поставляемые в Россию, — японские, корейские, европейские и американские бренды.
Что такое параллельный импорт
Под параллельным импортом понимается процедура, при которой юридическое лицо ввозит оригинальные иностранные товары без согласия правообладателя, торговая марка которого ранее была зарегистрирована в Российской Федерации. Схема распространяется и на автомобили. Автомобили, ввезенные физическими лицами для личного пользования, не считаются параллельным импортом.
Параллельный импорт автомобилей регулируется Постановлением №506 от 29 марта 2022 года. Регулярно обновляемый перечень утвержден приказом Минпромторга № 2701 от 21 июля 2023 года и содержит перечень автомобильных марок, разрешенных к ввозу по схеме параллельного импорта. Правообладатели иностранных брендов будут исключены из списка после их официального возвращения в Китай. Китайские бренды, имеющие представительства в России, в этот список не включены, а компании не имеют права официально осуществлять импорт при регистрации в качестве юридического лица.
Какие машины доступны по параллельному импорту
Согласно Приказу Минпромторга №2701 от 16 января 2024 года в Россию разрешен параллельный ввоз следующих марок легковых автомобилей:
- Акура,
- Альфа-Ромео,
- Aston Martin,
- ауди,
- Бентли,
- BMW,
- Бугатти,
- Кадиллак,
- Шевроле
- Крайслер
- ДЭУ,
- Дафа
- Даймлер,
- Датсун,
- уклоняться,
- Феррари
- указ,
- Корпорация Дженерал Моторс
- Хонда
- Хаммер,
- бесконечный,
- Ягуар
- джип,
- Ламборджини,
- Land Rover,
- Лексус,
- Линкольн
- Мазерати,
- майбах,
- Мерседес Бенц
- мини,
- Мицубиси,
- Ниссан
- Порше
- Rolls-Royce,
- Ровер,
- Сааб,
- сиденье
- Шкода,
- умный,
- Субару,
- Сузуки
- Тесла,
- Тойота
- Фольксваген
- Вольво.
Новый министр промышленности и торговли Антон Алиханов подтвердил, что министерство выступает за сокращение перечня товаров, которые можно ввозить посредством параллельного импорта. Около 600 позиций рискуют быть исключенными из списка. Это могут быть автомобили.
Audi Q5 L (Источник фото: dongchedi.com)
Эксперты, опрошенные Autonews.ru, полагают, что список обязательно будет пересмотрен. В частности, вице-президент Национальной автомобильной федерации Ян Хейзер отметил необходимость обновления списка автомобилей, которые можно ввозить посредством параллельного импорта. Например, в него входят такие бренды, как Rover и Saab, которые давно не выпускают автомобили, но не имеют моделей, пользующихся высоким спросом у покупателей.
«Есть некоторые [модели], которых нет в списке. Почему-то в списке есть Nissan Patrol, но нет Nissan Patrol Super Safari. Эти машины поставляются в Россию в небольших количествах. Или Toyota Land Cruiser 70 — Они тоже вне этого. Это введено для определенных целей. Это случайность, которую надо исправлять», — отметил эксперт.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов также считает, что объемы и номенклатура ввозимых в страну товаров сократятся. Это влияет на машину. По мнению экспертов, наиболее популярными «параллельными» моделями в первом квартале 2024 года являются:
- Ли Сян (15% импортировано);
- Тойота (10%);
- Hyundai и Kia (8% и 7%).
На верхнем сегменте рынка чаще всего импортируются следующие продукты:
- ауди,
- BMW,
- Мерседес Бенц
- Вольво,
- Ягуар
- Land Rover
- Порше
- Ламборджини,
- Феррари
- Майбах.
Стоимость таких машин существенно превышает стоимость официальных конкурирующих машин. В России стали популярны необычные модели: Skoda Kodiaq GT, Hyundai Bayon, BMW 5 G60 и другие. Но все больше официальных представителей авторитейла отказываются от ввоза «европейских автомобилей» и «японских автомобилей».
Тузов напомнил, что некоторым брендам запретили ввозить методом параллельного импорта. К ним относятся Voyah, Tank и Chery. Эксперт отметил: «Поскольку список товаров, ввозимых в Россию без согласия производителя, будет уменьшаться, список таких автомобилей будет расширяться.
танк 300 (Фото: dongchedi.com)
Что с «китайцами»
Юридическим лицам параллельного импорта уже законодательно запрещено ввозить китайские автомобили, официально представленные в России.
По официальным данным, в России работают следующие марки автомобилей:
- Чери
- Чанъань
- Превосходить
- благоприятный
- Гарвард
- Цзянхуай Автомобильный
- Джиету
- Омода
- ФАВ
- бак
- Великая стена
- Кайи
- Дунфэн
- Войя
- Автомобильная группа Гуанчжоу.
Автомобильный эксперт Антон Шапарин, вице-президент Национальной автомобильной федерации, рассказал, что если раньше такие автомобили попадали в страну окольным путем — через Киргизию, Армению и Казахстан, то теперь остается только план с Белоруссией. «Китайцев», импортирующих разными способами, кроме как через официальных дилеров, уже не так много: «Раньше шло через Кыргызстан, а теперь, когда Кыргызстан закрылся, перевозки стали нерентабельны и скучны».
При этом, по логике Минпромторга, автомобили китайских марок, официально не представленные в России, не запрещены к ввозу в качестве параллельного импорта.
Например:
Зекель;
округ Ли;
Линк и Ко
Нео;
полярность;
Аватар;
Ли Автомобиль.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведет Федеральная таможенная служба (ФТС), позволяет проверить, запрещен ли ввоз в Россию товаров конкретной марки без разрешения правообладателя. Товары могут ввозить в частном порядке физическое лицо только при наличии имени в этой базе данных.
Чего ждать от параллельного импорта в 2025 году
Опрошенные Autonews.ru эксперты полагают, что параллельный импорт автомобилей сохранится и в 2025 году. Есть много причин.
Алексей Тузов заявил, что этот план будет способствовать насыщению отечественного авторынка и расширению его охвата. В частности, в первом квартале 2024 года поставленные по плану японские и корейские автомобили составили 12% от общего объема импорта, причем четверть машин поступила из Китая.
range Rover Velar (Фото: dongchedi.com)
В то же время эксперты отметили, что защитные меры России по импорту автомобилей, а также запрет на ввоз некоторых автомобилей в некоторые страны и постепенное сокращение использования параллельных планов могут повлиять на котировки оптовых дилеров. Тем более в апреле 2024 года продажи таких автомобилей упали на 4% по сравнению с мартом этого года и на 5% по сравнению с февралем.
Ян Хейзер рассмотрел стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 года, согласно которой количество проданных автомобилей должно равняться количеству выпущенных автомобилей. Он также выразил уверенность, что автомобили, ввозимые в страну сейчас, не будут конкурировать с машинами, которые могли бы производиться.
«У нас много импортных моделей, которые не оказывают существенного влияния на отечественное автопроизводство. В определенной степени они уже насыщены (рынок — Autonews.ru). Эти автомобили нужны многим людям, в том числе определенному количеству коммерческих автомобилей, Какие автомобили тоже завозятся путем параллельного импорта, поэтому, на мой взгляд, страна уйдет от этой возможности», — заключил эксперт.
Антон Шапарин назвал объявленное решение о продлении параллельного импорта до 2025 года позитивной новостью, поскольку это единственный канал поступления в Россию санкционных товаров, в том числе автомобилей и запчастей.
«Конечно, параллельный импорт очень дорогой. Это растаможка, это плата за утилизацию, но это все равно возможность», — пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что продукция всех автомобильных марок, официально не продающихся в России, по-прежнему имеет потенциал поставок.
Autonews.ru направил запрос в Минпромторг о возможности сокращения или расширения списка поставок параллельно импортируемых автомобилей в 2025 году.
- Хотите связаться со мной?