Ретроспективное тестирование старых советских автосигнализаций преподнесло нам приятный сюрприз: данная модель полностью соответствует принципам построения современных систем безопасности автомобиля. Но система охранной сигнализации OSA была произведена в конце 1980-х — начале 1990-х годов, то есть 35 лет назад!
Предупреждать и охранять
Первые промышленные модели автосигнализаций в СССР появились в 1960-х годах как продукция Комитета народного хозяйства. Долгое время они были крайне примитивными и реагировали только на открывание двери и поворот ключа зажигания. Эти сигнализации даже не пытаются предотвратить запуск двигателя, а просто подают звуковой сигнал. Угонщику не составит труда обойти эту «меру безопасности»: ему нужно будет просто снять клемму с аккумулятора.
Алгоритм управления старинными сигнализациями столь же примитивен и не менялся от модели к модели на протяжении десятилетий, независимо от производителя. Заключается он в установке так называемой «скрытой кнопки». В салоне автомобиля установлена довольно большая и заметная кнопка включения/выключения, «о которой будет знать только водитель», как говорится в руководстве. Когда владелец выходит из машины, он нажимает на этот выключатель и закрывает дверь, а дверной выключатель немедленно переключает сигнализацию в режим безопасности. Когда владелец открывает дверь и садится за руль, сигнализация начинает отсчет времени, необходимого для поиска и нажатия скрытой кнопки. Обычно допускается интервал в 5–10 секунд, после чего двигатель можно заводить, не беспокоясь о гудке. Если злоумышленник проникнет в автомобиль, то при условии, что он не знает о скрытой кнопке, через 5–10 секунд раздастся сигнал тревоги.
Проблема в том, что в спартанско-строгих домах «Жигулей», «Москвичей», «Волг», а тем более «Запорожцев» и «Таврий» крайне сложно разместить «скрытую кнопку» действительно незаметно, а нажатие на нее не требует акробатики и ловкости, как у артиста из Цирка дю Солей. Вору нужно только снова отсоединить клеммы аккумулятора, чтобы обеспечить тишину, а затем он может спокойно сесть на водительское сиденье и руками рыться в содержимом. Это был лишь вопрос времени, когда он найдет кнопку, и вот так — охранники будут устранены. К тому же, искать кнопки вообще не нужно: в карбюраторном автомобиле в принципе нет ничего, что могло бы серьезно заблокировать двигатель от несанкционированного запуска. Вор может легко найти «секретный» обрыв в проводах, идущих от распределителя к катушке или выключателю под капотом, и устранить его с помощью нескольких проводов. В крайнем случае провода от тумблера можно использовать для быстрого обнаружения самого блока сигнализации. К сожалению, простые передние панели советских и российских автомобилей не позволяют скрыть это достаточно надежно.
Теперь давайте рассмотрим, что означает современная концепция защиты автомобиля от угона. Блокиратор двигателя расположен под капотом и должен быть защищен дополнительным электромеханическим замком капота. Линии связи от основного блока сигнализации в салоне автомобиля до замка двигателя и дополнительного замка капота закодированы. В данном случае проникновение в салон автомобиля само по себе не принесет вору никакой пользы: капот не открывается стандартной ручкой, нет прямой связи салона с реле, отключающим цепь управления двигателем под капотом, да и простая подача 12 вольт по проводу, идущему из-под панели приборов через моторный щиток, тоже не работает.
Удивительно, но мы обнаружили метод защиты от кражи, который по своей концепции очень близок к современным системам безопасности, в системе охранной сигнализации под названием «OSA». Выпускался с 1989 по 1996 год на Свердловском заводе радиоаппаратуры, изначально разрабатывавшем средства дальней радиосвязи для военно-промышленного комплекса, а в 1980-х годах начавшем выпуск продукции народного потребления. Инженеры, разработавшие систему OSA, действительно заслуживают похвалы за их способность предвидеть будущее и за их вдумчивое рассмотрение алгоритмов работы и установки системы безопасности. Вы можете не верить, можете смеяться, но 35-летняя система сигнализации и сегодня способна защитить автомобили. В отличие от всех других советских «сирен», они были малополезны в те годы и совершенно бессмысленны сегодня.
Сложно, но эффективно
Аббревиатура «OSA» расшифровывается как «Автомобильная система безопасности». Найденный нами экземпляр был целым и датировался 1991 годом. Гениальность этой идеи на тот момент заключалась в ее чрезвычайно совершенном принципе установки и алгоритме работы:
- Сигнализация расположена не в салоне, а под капотом.
- Блокировка катушки зажигания и подключение к клаксону также осуществляется под капотом.
- Система сигнализации оснащена дополнительным электромеханическим замком капота, который предотвращает отключение аккумуляторной батареи и разблокировку замка. Угонщики не имели доступа к устройствам блокировки двигателя.
- Постановку и снятие с охраны можно осуществлять бесконтактно, находясь снаружи автомобиля, приложив кодированный магнитный транспондерный ключ к датчику на стекле.
- Злоумышленнику бесполезно пытаться подобраться к датчику, чтобы разобрать его и подобрать код, так как неправильный код вызовет срабатывание сигнализации.
Оказывается, если под капотом есть такой замок двигателя, то его невозможно открыть без лома, а сигнализацию невозможно отключить проводом, тянущимся из салона под капот. За прошедшие годы многие советские автосигнализации прошли наш тест на винтажность, но «ОСА» — единственная, которая рассчитана на установку электроники под капотом и оснащена электромеханическим замком капота. Поэтому его уникальность неоспорима, а эффективность — высочайшего порядка.
Что внутри?
Основной блок сигнализации представляет собой большой и тяжелый «кирпич» размерами 170×95×50 мм, с множеством контактов для подключений и ручкой для регулировки чувствительности встроенного датчика удара. Она окрашена в веселый желтый цвет, но, в отличие от всех других сирен, установленных в кабине под приборной панелью, видимость под капотом не важна, поскольку на капоте имеется дополнительный замок. Яркий цвет поможет водителю не забыть устройство при чистке двигателя. Требование «защитить блок цилиндров от попадания воды при мойке моторного отсека» прямым текстом указано в инструкции, что, кстати, весьма удивительно. Добавьте к этому чрезвычайно современную концепцию OSU, и возникнет вопрос: совершали ли ее создатели путешествие во времени в будущее? Потому что на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века автовладельцы в нашей стране никогда толком не чистили моторный отсек своих машин. Эта мода, как и пистолеты высокого давления, появилась гораздо позже, а именно в эпоху реактивных автомобилей. Чистка моторного отсека карбюраторного автомобиля может иметь неприятные последствия: если распределитель и карбюраторы залиты, после чистки вы не сможете далеко уехать.
OSA контролируется бесконтактно. Сигнализацию можно включать и выключать снаружи через стекло с помощью двух магнитных брелоков-транспондеров, входящих в комплект. Брелоки довольно большие, но в целом их можно прикрепить к брелоку автомобиля. Приемник датчика имеет такие же большие размеры, имеет фланец для вставки изнутри салона в нижнем углу со стороны водителя, под резиновым уплотнителем лобового стекла, и оснащен диодным индикатором. На датчике имеется надпись «OSA», по-видимому, указывающая на то, что автомобиль находится под охраной, а также контур брелока, что помогает разместить его точно в нужном месте на стекле.
Ну, а лучшая часть этой системы — электромеханический замок. Это соленоид с кронштейном и грибовидным штифтом с конической головкой, который вставляется в отверстие в кронштейне. Соленоид установлен на краю моторного отсека, а «грибок» — на капоте. Шток соленоида упирается в «грибок» под углом 90 градусов, после чего крышка не позволяет ему выскочить и открыть капот! В остальном электромеханические замки ничем не отличаются от современных замков. Например, его даже можно подключить к аварийному кабелю, чтобы принудительно открыть дверь вручную, если разрядится аккумулятор. Этот кабель вводится в моторный отсек снизу и не может быть доступен снаружи никому, кто не знает о его местонахождении и наличии.
Приемник датчика содержит четыре геркона — контакты замыкаются при приближении магнита. Итак, на брелоке есть четыре позиции для магнитов, но не все они заняты. Именно эти магниты используются для кодирования. Точнее, их количество и расположение в корпусе брелока. В нашем примере используются два магнита. Индивидуальное расположение магнитов в каждом блоке сигнализации не позволяет злоумышленнику использовать самодельный «противоугонный» брелок или просто большой магнит для одновременной активации всех герконов. Если при снятом с охраны устройстве сработает неправильный геркон, система OSA обнаружит попытку подбора кода и включит сигнализацию.
Да, существует ограниченное количество вариантов кодирования брелока с помощью магнитов. А при массовом производстве сигнализаций версии кодов, очевидно, повторялись. Но даже ограниченные возможности были адекватны той эпохе, учитывая, что при первом вводе неверного кода раздавался сигнал тревоги. Конечно, удачливому угонщику может повезти сразу, и первая же комбинация магнитов обезвредит «OSU». Эту возможность нельзя исключать.
Теперь давайте заглянем внутрь основного блока. Его корпус представляет собой огромный, толстый алюминиевый радиатор. Судя по двум установленным на нем диодам и тиристорам, а также по тому, что «ОСА» коммутирует только катушку зажигания, штатный звуковой сигнал и слаботочный замок капота, этот радиатор не был изготовлен специально для сигнализации, а был позаимствован откуда-то еще. Для нагрузок, которые эксплуатирует OSA, такое эффективное охлаждение не требуется.
Салон автомобиля был наполнен отчетливым, узнаваемым запахом лака и советской электроники. Радиолюбители и опытные профессиональные инженеры поймут! Логические микросхемы относятся к серии 561, одна из них — «золотая» 564 «военная» серия, распаянная на переходной микроплате.
Самое шокирующее — это оптический датчик удара! Это очень круто и совершенно уникально: мы никогда не видели ничего подобного ни в одной системе сигнализации, ни до, ни после.
В целом, датчики удара большинства советских сирен были примитивного, контактного, качающегося типа. Реже встречается индукционная катушка в виде пружинного магнита, установленного напротив катушки. Варианты с пьезоэлементами встречаются еще реже, в основном их можно увидеть в сиренах 90-х годов, но оптические — никогда!
Датчик «OSA» представляет собой инфракрасный светодиод и фотодиод, установленные друг напротив друга на специальной панели под крышкой. Между диодами находится занавеска с отверстиями, прикрытая пластиковой сеткой с тончайшими прорезями размером с драгоценный камень. Когда сетка раскачивается от удара, она модулирует свой инфракрасный сигнал в зависимости от силы удара по кузову транспортного средства. Честно говоря, это решение немного технологично, но энтузиазм свердловских инженеров и разработчиков заслуживает восхищения, они явно хотят создать шедевр в своей области. Они могут это сделать, если захотят!
- Хотите связаться со мной?