Эксперт Присов рассказал о предстоящем повышении цен на моторные масла
Autonews.ru узнал, как изменился рынок смазочных материалов и автохимии после того, как система «Честный знак» сделала маркировку моторных масел, антифризов и технических жидкостей обязательной
фото: vin.rusanov/Shutterstock/FOTODOM
Решение о маркировке моторных масел, антифризов и других технических жидкостей принято постановлением Правительства № 1683 от 30 ноября 2024 года. Регистрация участников системы «Честный знак» в России начнется с 1 марта 2025 года; С сентября все новые партии продукции будут в обязательном порядке маркироваться, а с 1 ноября 2025 года будет запрещена транспортировка немаркированной продукции.
Autonews.ru поговорил с представителями отрасли и ЦРПТ (оператором государственной системы маркировки «Честная марка»), чтобы узнать, как нововведение поможет избавиться от контрафакта и повлияет ли оно на стоимость автохимии.
Зачем нужна маркировка «Честный знак»
Маркировка товаров в системе «Знак добросовестности» позволяет отслеживать всех участников товаропроводящей цепочки, тем самым защищая российский рынок от контрафактной продукции. Это значительно снижает долю продаж серых товаров и защищает покупателей от приобретения контрафактной продукции. Работать начал в 2017 году.
Функция маркировки заключается в следующем. Производители товаров должны заказывать специальные коды DataMatrix и наносить их на упаковку в процессе производства, а импортеры также должны заказывать коды и наносить их на упаковку до ввоза товаров в страну. С 1 сентября по 31 октября 2025 года все магазины и оптовые склады, хранящие на своих складах немаркированные автомобильные жидкости, должны будут самостоятельно наносить такую маркировку. С 1 декабря 2025 года будет полностью запрещен оборот немаркированных моторных масел, антифризов и других автомобильных жидкостей. С 1 апреля 2026 года станет обязательной передача сведений о выводе товаров из оборота с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ) и электронного документооборота (ЭДО).
Участники рынка могут заказать коды маркировки из Национального каталога продукции со знаком честности. Для заказа вам понадобится код GTIN (EAN 13) товара.
Согласно статье 15.12 КоАП РФ, штраф за неисполнение обязанности по маркировке составляет для индивидуальных предпринимателей от 5000 до 10 000 рублей, для организаций — от 5000 до 30 000 рублей. И конфисковали всю партию товара. Фальсификация кодекса также влечет за собой ответственность: речь идет об уголовной ответственности со штрафом до 1 миллиона рублей и тюремное заключение на срок от трех до шести лет.
Представители Honest Sign пояснили, что причиной обязательной маркировки моторных масел является высокий уровень контрафактной продукции: по оценкам Международной ассоциации по борьбе с контрафактной продукцией, этот показатель составляет от 50 до 60 процентов%.
Фото: Kardasov Films/Shutterstock/ФОТОДОМ
Как это работает
Эксперимент по маркировке масел проводился с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года, пояснили редакции Autonews.ru в ЦРПТ. За это время нам удалось протестировать применение кода маркировки к различным видам упаковки и протестировать бизнес-процессы, в том числе работу с системой Honest Mark. За время пилотного периода в системе зарегистрировалось более 7500 компаний. В настоящее время в ярмарке зарегистрировано 10 700 участников, в том числе более 500 производителей и около 900 импортеров.
Представители отрасли отметили, что влияние внедрения системы маркировки на количество контрафактной продукции на российском рынке пока крайне сложно оценить, однако, судя по ранее введенным категориям, доля серой продукции должна существенно снизиться.
Илья Плисов, исполнительный директор «Евроавто» и член правления Альянса автомобильных услуг, отметил, что обязательная маркировка действительно поможет выявить недобросовестных игроков на рынке.
«Когда была сформирована Группа моторных масел и технических жидкостей, этот логотип уже использовали 27 отраслей», — подчеркнул источник.
«Сегодняшний эксперимент лишь прояснил специфические обстоятельства отрасли, которые раньше могли не учитываться. Так, на начальном этапе эксперимента нельзя было разливать масло юридическим лицам, что было обычным делом, когда юридические лица оказывали услуги по ремонту автомобилей в сервисных центрах, и масло разливалось не из канистр, а из бочек», — отметил эксперт.
Директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT Service Татьяна Овчинникова считает, что делать выводы пока рано: ситуация прояснится к середине или концу 2026 года, но пока оценить ее последствия смогут только поставщики и импортеры. Эксперты заявили, что необходимость маркировки тормозной жидкости и антифриза может быть связана с большим количеством контрафактной продукции, однако компания не проводила специальных исследований по этому вопросу.
По данным ЦРПТ, по оценкам отрасли, доля контрафактных антифризов и тормозных жидкостей в 2024 году составит 25–35%, а в некоторых регионах достигнет 40–50%.
фото: anek.soowannaphoom/Shutterstock/FOTODOM
Присов отметил, что маркировка автомобильных технических жидкостей направлена не только на борьбу с подделками, но и на контроль их оборота. HonestMark выполняет ряд задач. Это помогает выявлять недобросовестных людей и удалять с рынка контрафактную продукцию. Получается, что с помощью «знака честности» государство может взимать дополнительные налоги, а таможня считает, что товар поступает на рынок нечестным путем. Это также помогает органам по сертификации. «Это переломный момент для отрасли», — пояснил он, отметив, что «знак честности» фактически стал еще одной фискальной системой.
В качестве примера эксперты привели шины, маркировка которых началась с 1 ноября 2020 года. В апреле CRPT заблокировал продажу более 1 миллиона шин, что эквивалентно 2000 контейнеров. Оператор системы отмечает, что в случае с автомобильными дисками и шинами введение маркировки могло бы сократить долю нелегальной торговли вдвое.
«По сути, маркировка стала дополнительным механизмом контроля на всех этапах жизненного цикла товара — от производства и импорта до конечного потребителя», — поясняет Присов.
«Этикетки на тормозной жидкости и антифризе не предназначены для борьбы с подделками. В этих категориях очень много подделок», — сказал он.
Что будет с ценами
В пресс-службе оператора региональной системы транспорта нефти «Центр» оценили, что возможный рост цен на нефть после включения масел и технических жидкостей в систему обязательной маркировки не будет существенным.
«Ни в одной товарной группе маркировка не повлияла на себестоимость более чем на 1% за шестилетний период — это подтвердило исследование Института финансов Министерства финансов».
Однако Овчинникова отметила, что обязательная маркировка кулинарных масел пока не оказала влияния на стоимость продукции на российском рынке. А сейчас средняя цена даже снизилась, но лишь потому, что многие производители и импортеры были вынуждены распродавать оставшиеся немаркированные товары и снижать цены. В будущем эксперты ожидают роста цен.
«Цепочка продаж усложнится, потребуются дополнительные логистические склады для маркировки, деньги на наклеивание и т д. Все это отразится на цене», — пояснила Овчинникова. Она отметила, что работы по расчистке останков все еще продолжаются. По ее оценкам, примерно через год поставщики будут отгружать только товары с этикетками поставщика.
Илья Присов также сообщил, что дело не только в том, чтобы добавить 60 копеек к цене продукта и наклеить этикетку на упаковку.
«Отрасль тратит больше. Производители поставляют много оборудования, обращаются в честные компании по маркировке, производят и наносят ее. Это дорого. Люди заняты. Наша компания тратит 10 миллионов рублей только на зарплату сотрудникам. И непонятно, где мы все это успеваем делать: мы считаем тысячи товаров», — добавил он.
фото: mk1one/Shutterstock/FOTODOM
По расчетам экспертов, данное нововведение не повлияет на себестоимость продукции для местных производителей: это обусловлено спецификой производства, размерами тары и сравнительно высокой ценой товара. Что касается импорта, то цены на продукцию выросли в среднем на 50–100 рублей. За каждую единицу товара. Аренда склада, вывод контейнера из эксплуатации, оборудование, демонтаж и сбор всех товаров вплоть до последней грузовой единицы с индивидуальной маркировкой стоят денег. В один контейнер можно поместить более 1000 шин.
Какие гарантии от подделок
Овчинникова отметила, что сама по себе маркировка «Честный знак» и включение товаров в DataMatrix не гарантируют защиту от подделок. Система не проверяет качество продукции, а лишь оцифровывает ее оборот, «отбеливая» количество и поток продукции.
Присов предупредил, что отрасль сталкивается с проблемами защиты данных, поскольку хакеры имеют доступ ко всей базе данных CRPT. Это позволило бы, например, конкурирующей компании отслеживать все конфиденциальные данные своего оппонента. По его оценкам, в продаже действительно не будет серых товаров, но этот эффект будет достигнут где-то к весне 2026 года. Он также отметил, что код на продукте — это не просто наклейка, а уникальный идентификатор конкретного продукта в системе. Простое копирование этого кода не позволит продать этот продукт при оформлении заказа.
«Можно попытаться «угадать» некоторые коды, но один из них принадлежит Grey Socks, а другой уже не находится в обращении. Это не то же самое, что копировать акцизную марку. Система учетных кодов на национальном уровне стала бы революционной для торговли», — пояснил эксперт.
ЦРПТ напомнил, что проверка маркировки автомобильных деталей будет проводиться с 25 февраля 2025 года по 28 февраля 2026 года. По результатам проверки будет принято решение о включении ее в перечень обязательных к маркировке позиций.
«Мы увидели снижение нелегальной торговли по всем товарным категориям, где была введена маркировка. По данным Национального центра торговой науки, в табачном секторе нелегальная торговля снизилась с 15,6% до рекордных 10,8%. В молочном секторе процент контрафактной продукции снизился с 30% до 0,01%. На рынке питьевой воды система помогла «выйти из тени» 557 компаниям, ранее неизвестным государственным органам», — рассказал оператор «Честной этикетки».
Кроме того, представитель ЦРПТ отметил, что за счет маркировки финансовая выгода составила 1,2 трлн рублей. Сегодня система маркировки интегрирована с 25 организациями, что позволяет потребителям быть уверенными в подлинности приобретаемых ими товаров. Для проверки просто отсканируйте код, и он предоставит всю информацию: дату и место производства, лицензию, состав, срок годности и т д. Если вы обнаружите поддельный продукт, вы можете подать жалобу в регулирующий орган прямо в приложении. 27 миллионов пользователей оставили отзывы о более чем 300 миллионах товаров.
Читайте также:
Автор тегов: Александр Воронцов
- Хотите связаться со мной?