Системный оператор: камера будет обучена распознавать нарушения правил дорожного движения на скутерах
Дорожные камеры скоро смогут распознавать людей, едущих на самокатах по пешеходным переходам, водителей, отправляющих СМС, и пешеходов, едущих на красный свет: как развивается фото- и видеосъемка Вы здесь
Фото: ГИБДД
В России около 30 тысяч дорожных камер, которые распознают около 60 видов нарушений ПДД: от парковки на «островках» до разговоров по телефону. Из них около 6000 комплексов находится под управлением группы компаний Urbantech, которая разрабатывает и эксплуатирует уникальные цифровые решения в области управления транспортной инфраструктурой, систем управления и видеоаналитики. Александр Домбровский, директор по безопасности дорожного движения и аналитике группы компаний UrbanTech, рассказывает, какие новые нарушения вскоре смогут фиксировать камеры дорожного движения и как нейронные сети будут мешать им совершать ошибки. О том, как он учит, Autonews.ru рассказал.
— Камеры дорожного движения регулярно обучаются фиксировать новые нарушения правил дорожного движения. Поначалу водители были недовольны. Например, камера не показала черный пояс с черной футболкой. Улучшилось ли качество удержания?
— Нарушение правил использования ремней безопасности — это сложный комплекс нарушений правил дорожного движения. Весь фото- и видеоматериал из системы фото-видеофиксации проходит этап предварительной обработки нейросетью, а затем рассматривается инспектором ГИБДД, который принимает окончательное решение о наложении штрафа. В этом случае сомнения инспектора будут истолкованы в пользу водителя. ГИБДД получает на экспертизу больше фото- и видеоматериалов с изображением автомобилей, чем водители получают штрафов. При этом качество фотоматериала, осмотренного инспектором, лучше того, что получает водитель. Инспекторы могут увеличивать изображения и определять наличие нарушений без ущерба для качества.
Александр Домбровскис, директор по анализу безопасности дорожного движения группы компаний Urbantech (Фото: группа компаний Urbantech»)
Была проведена тщательная подготовка, прежде чем система фото-видеофиксации начала распознавать, что ремень безопасности отстегнут. Чтобы нейронная сеть работала корректно, она была обучена на более чем 500 000 эталонных изображениях со знаками нарушения правил дорожного движения и без них. Эти фотоматериалы объединяются в датасет. Затем сеть тестируется на новых изображениях и, если она показывает точность распознавания, она готова к использованию.
Нейронная сеть сейчас проходит дальнейшее обучение, но об этом позже. Сегодня в современных системах фото-видеофиксации, таких как «Азимут 4», нейронные сети обучены «видеть» участок ремня безопасности, прикрепленный к кузову автомобиля за плечами водителя. Если ремень безопасности пристегнут, нейросеть «узнает» об этом с полной точностью.
Фото: ГИБДД
Также для корректной работы в темное время суток в новейшей системе фото-видеофиксации предусмотрена инфракрасная подсветка, позволяющая освещать салон автомобиля, не засвечивая государственный регистрационный знак. Это касается вопроса о том, как работают камеры в ночное время и когда водители носят черную одежду. Нынешнее качество распознавания намного выше, чем в 2022 году, когда только начиналось использование систем фото-видеофиксации в истории непристегивания ремней безопасности.
Процент брака действительно стал минимальным. Однако время от времени в СМИ мы видим отдельные случаи ложных штрафов, вызывающих резонанс. Например, знаменитый штраф за расстегнутых кошек. Такая единичная ошибка при распознавании признаков нарушения не только дает исследовательский материал для операторов центров фото- и видеозаписи и разработчиков камер, но и служит для дополнительного обучения нейросетей и улучшения их работы. Поэтому рекомендуется оспаривать любые неправильные штрафы. Это можно сделать онлайн.
Фото: ГИБДД
— Были случаи, когда водители пропускают ремни под руки. Все камеры сочтут это нарушением?
— Должны быть правильно затянуты. То есть плечевые и грудные участки тела принимают на себя основные силы воздействия, поэтому ремень следует располагать вдоль груди и вплотную к шее. Ремень должен проходить вокруг талии, так как нижняя часть ремня должна поддерживать таз, а не живот. Именно в этом положении ремень выполняет свою основную функцию. Это снижает тяжесть последствий в случае аварии и уберегает людей от серьезных травм. В противном случае это не только бесполезно, но даже опасно. Если вы пропустите ремень под рукой, система фото-видеофиксации распознает возможное нарушение и инспектор ГИБДД в дальнейшем выпишет штраф.
Фото: Autonews.ru
— Как качество записи с помощью телефона? Например, водителей праворульных машин за это могли оштрафовать, когда их пассажир держал в руках телефон…
— Качество и возможности технологий фото- и видеозаписи продолжают расти, а алгоритмы распознавания постоянно совершенствуются. В современных системах фото-видеофиксации нейронные сети обучены различать автомобили с левым и правым рулем. Еще раз напоминаем, что решение о наложении штрафа принимает инспектор ГИБДД, а комплекс лишь фиксирует возможные нарушения. Если наложен неправильный штраф, его необходимо оспорить, и штраф будет отменен. В России праворульные автомобили наиболее распространены на Дальнем Востоке и в Сибири. Информации о том, что в этих районах широко распространены ложные штрафы, нет. Также отметим, что системы фото-видеозаписи также можно научить распознавать водителей, которые не только разговаривают по телефону, но и пишут сообщения во время вождения.
Фото: ГИБДД
— Весной в Москве мотоциклисты обычно начинают замечать отсутствие шлемов. Как камера понимает такие тонкие нюансы?
— Распознавание такого вида нарушения ПДД, как езда на мотоцикле без шлема, осуществляется на первом этапе с помощью нейронных сетей, аналогично отстегиванию ремня безопасности. После анализа нейросетью фото- и видеоматериала с комплекса фото-видеорегистрации этот же материал проверяется в Московском центре организации дорожного движения (Московский центр организации дорожного движения), а затем передается в ГИБДД для публикации отлично. Эта многоступенчатая система помогает минимизировать ошибки. Разработчики признают, что ошибки могут возникать, но случаются они редко и только в определенных случаях, например при нанесении дизайна на шлем. Современные фото- и видеокамеры обычно оснащены оборудованием, которое можно обучить распознаванию изображений. Самое главное здесь — чтобы материала для обучения нейросети было достаточно. Москве потребовалось два года, чтобы собрать достаточно материала для обучения нейронной сети. В ближайшее время системы фото-видеофиксации могут начать распознавать подобные нарушения ПДД и в других регионах.
— Недавно в Москве начали фиксировать, как пешеходы садятся в трамваи и отказываются их пропускать. Как происходит привязка? Есть ли интерес со стороны других регионов?
фото: mosgibdd77/Telegram
— Недавно в Москве возле трамвайных остановок заработали первые камеры, фиксирующие возможные нарушения правил движения. Этот комплекс фиксирует траекторию и скорость автомобиля и делает несколько фотографий. Алгоритм прост. В момент приближения трамвая к остановке начинает работать камера и включается световое табло. Световой дисплей имеет подсветку, благодаря чему он полностью виден как в реальном потоке водителю, так и на фотоматериале для сотрудников ГИБДД. Инспектор должен решить, назначать штраф или нет.
Этот комплекс дает полную доказательную базу. Он увидел знак, что трамвай остановился. Трамвай остановился, и загорелся знак «Пассажиры, будьте осторожны!». Далее небольшая проблема. 1.17.2 Измерьте скорость автомобиля и зафиксируйте, остановился ли он перед платформой или, если очереди нет, перед трамваем. После этого мы передадим фотоматериал вместе с доказательствами в центр обработки информации. Через некоторое время опыт столицы могут начать перенимать и другие регионы. Москва всегда создает тренды.
фото: mosgibdd77/Telegram
Проблема нарушения правил проезда возле трамвайных остановок стоит остро во многих городах, причем не только в России, но и за рубежом. Водители не всегда уступают дорогу пешеходам, что часто приводит к столкновениям. Между тем статистика аварийности показывает, что наезды на пешеходов являются вторым по распространенности видом дорожно-транспортных происшествий. В Австралии и других странах мира уже предпринимаются попытки использовать камеры для фиксации нарушений правил дорожного движения возле трамвайных остановок. Однако там камеры установлены прямо на самом трамвае. Поэтому он считается более целесообразным, так как обеспечивает контроль соблюдения правил дорожного движения на всех остановках маршрута.
— Есть еще одно довольно необычное нарушение записи: не горят фары. Где они появятся на камере?
— Системы фото- и видеофиксации уже несколько лет умеют распознавать не горящие фары. Данная технология распространена во многих регионах и используется практически во всех крупных городах, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Волгограде и Омске. Для распознавания этого типа нарушения правил дорожного движения используется обработка данных нейронной сети.
Фото: ЦОДД
— Какие еще новшества можно ожидать на дороге?
— С помощью систем фото-видеофиксации высока вероятность автоматического выявления нарушений со стороны пользователей электросамокатов. Это полностью оправдано. В России с каждым годом увеличивается количество аварий с участием электросамокатов. Например, за девять месяцев 2023 года количество несчастных случаев, связанных с SIM-картами, увеличилось на 215% по сравнению с 2022 годом, и эти происшествия стали причиной 260 000 травм и 31 смерти. Жертв было 919. Среди детей до 16 лет умерли трое детей. Несложно научить систему фото-видеофиксации распознавать номерные знаки на электросамокатах отдельных операторов кикшеринга.
Сейчас мы разрабатываем специальное техническое решение для автоматической фиксации нарушений со стороны пользователей электросамокатов. Это будут независимые комплексы, которые будут устанавливаться на дороге, исходя из особенностей и правил безопасности передвижения на электросамокатах.
фото: Петров Сергей/news.ru/Global Look Press
Если вы ездите на электросамокате, вам следует выйти на пешеходном переходе. Это правило часто игнорируется. Разрабатываемая система фото- и видеофиксации сможет распознавать не только это нарушение, но и другие нарушения, такие как езда по тротуарам с выделенными велодорожками и езда рядом с велосипедами. На практике это применяется после принятия соответствующего правового акта.
Фото: Константин Кокошкин/Global Look Press
— Можно ли научить обычных пешеходов фиксировать на камеру свои нарушения ПДД? Если да, то какой и как?
— Действительно, среди экспертов ходят разговоры, что в будущем системы фото- и видеофиксации смогут распознавать среди пешеходов нарушителей ПДД. Например, пешеход, идущий по велодорожке, переходит дорогу в неположенном месте или на красный свет. Данные можно использовать только в том случае, если станет доступным соответствующее законодательство. Как только такие технические возможности будут определены на законодательном уровне, сразу появятся и комплексы, и необходимое программное обеспечение, позволяющее использовать эти технологии на практике.
— Новые требования по установке дорожных камер, над которыми сейчас работает Минтранс, должны вступить в силу в ближайшее время. Действительно ли необходимо после запуска отключать части комплекса?
— Осенью 2024 года вступит в силу Федеральный закон № 197-ФЗ, который существенно ограничит эффективность использования технологий фотовидеозаписи. Существует огромный риск того, что до 70% систем фото- и видеофиксации на российских дорогах будут отключены. Это связано с тем, что перечень мест, где могут быть установлены комплексы, в законе весьма ограничен и отдельные моменты неясны с правоприменительной точки зрения.
Фото: Константин Кокошкин/Global Look Press
В документе указаны только девять мест, где будет разрешено размещение комплексов, и никаких других мест. Это лишает местные транспортные власти возможности устанавливать камеры там, где им необходимо предотвращать аварии, а не ждать, пока они произойдут.
В последние годы различные программные решения, разработанные на основе накопленного опыта и экспертов, фактически становятся своего рода зачатками. Например, сегодня существуют интеллектуальные решения, позволяющие не только анализировать, но и прогнозировать аварийность на будущие периоды и своевременно готовить меры по повышению безопасности дорожного движения. Это тоже тот самый прогнозный анализ. Одна из таких систем — «Модуль анализа безопасности дорожного движения» — используется в Московском регионе с 2021 года и на данный момент является одной из лидеров в России по темпам снижения социальных рисков и аварийности. В 2023 году Московская область, в отличие от большинства других регионов, повысила уровень безопасности дорожного движения. Число смертей в результате дорожно-транспортных происшествий снизилось на 7%.
Однако правила не позволяют принять необходимые меры предосторожности для снижения аварийности и смертности на российских дорогах. В результате местные транспортные власти часто вынуждены откладывать использование фото- и видеозаписывающего оборудования до тех пор, пока на участке дороги не будет достигнуто определенное количество аварий, травм и смертельных исходов.
Хорошим примером является новая безаварийная дорога, которая уже является серьезной проблемой во многих регионах. Иными словами, необходимо дождаться, пока в течение отчетного года произойдет не менее трех однотипных происшествий или пять и более несчастных случаев с телесными повреждениями любого типа. Но даже одна авария может убить сразу несколько человек. Но закон есть закон. Кстати, с вступлением закона в силу контроль за нарушением правил дорожного движения будет существенно ограничен в тех местах, где допущены серьезные нарушения правил дорожного движения (такие как ограничение скорости, несоблюдение дорожных знаков/знаков, езда по обочине) произошел. По статистике ГИБДД, более 85% всех аварий происходит именно на эти ДТП.
Кстати, сокращение количества систем фото-видеофиксации на дорогах противоречит целям нацпроекта «Безопасные дороги», который предусматривает ежегодное увеличение количества камер фото-видеофиксации во всех регионах. Использование фото- и видеозаписей требует прозрачного регулирования, но некоторые правила необходимо скорректировать, чтобы обеспечить максимально эффективное использование технологии.
- Хотите связаться со мной?