ГАЗ-21 и Matra Bonnet Djet V были одними из любимых автомобилей Юрия Гагарина
Мы ищем следы автомобилей выдающихся астронавтов на протяжении всей истории и развенчиваем мифы об их судьбе
Фото: Валентин Мастюков/ТАСС
Об автомобилях Юрия Алексеевича говорили не раз, но мы решили копнуть глубже и проследить их судьбу: живы ли они еще? Какова ситуация? Где они?
1. ЛАЗ-695Б
Автобус, доставивший Гагарина на «Восток-1», продолжал курсировать на Байконуре и после полета и перевозил космонавтов. Он единственный в своем роде и имеет специально оборудованную кабину с оборудованием для обслуживания скафандров, специальную радиостанцию, кондиционер и т д. Однако после смерти Владимира Комарова 24 апреля 1967 года машину посчитали несчастливой и списали.
Автобус долгое время стоял на стоянке на углу Байконура, а затем исчез, пока в середине 1980-х годов его не обнаружили на заднем дворе научно-исследовательского института в Москве, когда он находился в очень плохом состоянии. Этот уникальный экземпляр был отправлен на место своего происхождения, во Львов, для реставрации, а оттуда в 1989 году его своим ходом перевезли в городской мемориальный музей Гагарина. По дороге автобус сломался и был отбуксирован в музей, где он простоял в ангаре несколько лет.
Спустя много лет с помощью реставраторов Санкт-Петербурга он был восстановлен в своем первоначальном виде. Автомобиль принадлежит музею и припаркован в гараже, откуда его иногда вывозят для проведения специальных мероприятий, хотя он и не является частью постоянной экспозиции.
2. ГАЗ-21 «78-78 МОД»
Черный самолет «Волга» с серийным номером 78-78 МОД легко узнаваем — это подарок, который Юрий Алексеевич получил от Совета Министров СССР после полета. В настоящее время автомобиль экспонируется в стеклянной витрине Музея Гагарина и является одним из главных экспонатов. Конечно, в салон машины не попасть, но даже через стекло виден особый синий салон, хотя в остальном это совершенно обычная «Волга».
Любимая машина Юрия Гагарина — черная «Волга» ГАЗ-21 в Гагаринском городском музее (Фото: Андрей Гореловский/ИТАР-ТАСС)
Одна из многочисленных легенд связана с тем, что Гагарин совершал большинство своих путешествий именно на этом самолете. По их словам, автомобиль постоянно ломался, и когда на ГАЗе это обнаружили, его отправили на завод и буквально за одну ночь сняли с него все оборудование. Юрий Алексеевич был благодарен за этот жест, но на всякий случай купил еще одну «Волгу», а эту оставил в гараже. Сообщается, что новый автомобиль будет окрашен в бежевый цвет и на нем будут напечатаны «красивые» номера 12-04 YUAG — дата полета и инициалы астронавта. Но это чистейший вымысел, не подтверждённый никакими доказательствами. До самой смерти он ездил на черном седане в музее.
3. ЗИЛ-111В
Интересная история разворачивается вокруг кабриолета ЗИЛ-111В, на котором Гагарин ехал из Внуково в Кремль на встречу с Хрущевым. Из 12 выпущенных экземпляров три были выполнены именно в этом дизайне — небесно-голубого цвета с бежевым тентом. Кстати, двое из них сегодня удостоились статуса этого автомобиля!
Фото: Виктор Кошевой/ТАСС
Первый экземпляр был продан на аукционе Littlefound Auctions несколько лет назад почти за 3 миллиона долларов, но так и не нашел покупателя. По словам продавца, в 1964 году джип был перевезен в Армению, где встречался с шахом Ирана Пехлеви. Затем, по-видимому, он хранился в государственной казне Еревана до 2007 года, когда его приобрел бизнесмен Андрей Ковалев. Автомобиль находится в идеальном состоянии и в оригинальной краске, обновлен был только салон.
Фото: Аукционы Литфонда
Однако существует второй, идентичный экземпляр, который был отреставрирован и экспонируется в Техническом музее Вадима Задорожного. Представители выставки заявили, что это действительно автомобиль, в котором ехал Гагарин, но отметили, что никакой конкретной информации в архивах не сохранилось: ни номера шасси, ни других сведений, кроме модели и цвета. Возможно, когда-нибудь этот спор будет разрешен, но пока давайте считать, что два кабриолета «Гагарин» гораздо лучше, чем ни одного.
4. Маттела Бернетт Джетер V
Наконец, это самый известный автомобиль первого космонавта, день рождения которого отмечается ежегодно 12 апреля. На самом деле Matra Djet был разработан гонщиком и дизайнером Рене Бонне. Его компания Automobiles René Bonnet была приобретена компанией Matra в 1964 году, и с этого момента началась самая интересная история с победами в Формуле-1 и Ле-Мане, а также революционными дорожными автомобилями, такими как Matra Rancho и Renault Espace. Но мы отвлеклись.
Фото: Авто VIP
В 1965 году Гагарин посетил авиасалон в Ле-Бурже и долго стоял рядом с элегантным низкопланом и среднемоторным купе. Намекал ли он как-то на желание иметь такую машину, или французы сами проявили инициативу, история умалчивает, но уже через месяц, 26 июля, личная реплика Юрия Алексеевича отправилась из Парижа в Москву. Кроме того, он работает на собственной тяге под управлением механиков Matra и перевозит большое количество запасных частей.
Но самое интересное здесь даже не это. Признайтесь, вы уверены, что машина Гагарина была небесно-голубого цвета, как салон того ЗИЛа или «Волги»? Это так красиво и романтично.. нереально! На самом деле, согласно заводской номенклатуре, купе с номером кузова 10.146 имело бежево-серый цвет — gris platine irisé. И это еще не все.
После смерти Юрия Алексеевича в Москву приехал Кестусис Индзюлас, известный в Литовской ССР автолюбитель и председатель местного объединения любителей старинных автомобилей «РИЕДУВА». Он убедил Валентину Гагарину продать любимое купе ее мужа, которое до сих пор хранится в коллекции Индзюласа в Каунасе.
Кястусис Индзюлас в аркаде Кестуче (Фото: ЗАО «Lrytas»)
Автор Теги: Михаил Конончук
- Хотите связаться со мной?