Крутящий момент двигателя: отличия от мощности, чем важен и на что влияет

Крутящий момент двигателя: отличия от мощности, чем важен и на что влияет Новости

ГИБДД рекомендует запрещать установку на автомобили двигателей с крутящим моментом, превышающим 25% от штатной конфигурации двигателя. Как это влияет на водителей? В чем разница между крутящим моментом и мощностью

Крутящий момент двигателя: отличие от мощности, его важность и последствия

Фото: Шаттерсток

Соответствующие документы о внесении изменений в распоряжение Правительства РФ № 413 опубликованы на портале проектов нормативных актов.

Стоит отметить, что большинство автомобилистов убеждены, что основной характеристикой автомобильного двигателя является мощность, измеряемая обычно в лошадиных силах (на самом деле в ваттах, но применительно к автомобилям часто используют «лошади»). Каковы характеристики крутящего момента.

  • что это такое
  • какое влияние это оказывает
  • Что важнее: крутящий момент или мощность
  • Дизель и бензин

Что такое крутящий момент?

Крутящий момент — это вектор, определяемый как произведение радиус-вектора точки приложения силы и вектора силы. В простейшем случае это произведение приложенной силы и приложенного плеча рычага. Подходящая единица измерения крутящего момента: Ньютоны на метр (Н∙м).

Звучит сложно, но давайте попробуем объяснить это на простом примере. Представьте себе механическую мясорубку, которую нужно крутить с помощью ручки. Следовательно, приложенная сила равна силе поворота ручки. Плечо – это сама ручка. И чем он длиннее, тем больше будет крутящий момент при той же силе.

Какое все это имеет отношение к автомобильным двигателям? Очень просто. В двигателе давление горючей смеси бензина и воздуха передается через поршень на кривошипно-шатунный механизм. Сила «производится» от сгорания топлива, а детали механизма действуют как рычаги.

На что влияет крутящий момент

Крутящий момент характеризует «предельную» тягу двигателя. Он сказал, «насколько мощный двигатель» и какую тяговую силу он может производить. При этом нужно понимать, что крутящий момент достигает измененных колес, ведь шины связаны с двигателем не напрямую, а через трансмиссию, где крутящий момент меняется в зависимости от передаточного числа.

Читайте также:  Дмитрий Добровольский получил награду «Спорт и Россия» за вклад в развитие российского автоспорта

Крутящий момент не является константой. Крутящий момент зависит от количества смеси, поступающей в цилиндр, и частоты вращения двигателя. Поэтому для оценки возможностей двигателя часто используют диаграммы крутящего момента, иллюстрирующие его зависимость от скорости.

Крутящий момент двигателя: отличие от мощности, его важность и последствия

Особенностью двигателей внутреннего сгорания является то, что рано или поздно крутящий момент начинает уменьшаться по мере увеличения скорости (Фото: Shutterstock)

Чем больше мощности выдает двигатель, тем лучше разгоняется автомобиль. Поэтому максимальное ускорение достигается на тех скоростях, где крутящий момент достигает максимума.

Но особенность двигателей внутреннего сгорания в том, что рано или поздно крутящий момент начинает уменьшаться по мере увеличения скорости. Коробка передач помогает решить эту проблему: при ускорении мы включаем нужную передачу, удерживая скорость на оптимальном уровне. Вот почему так важно, чтобы двигатель создавал максимальную тягу в максимально широком диапазоне оборотов.

Крутящий момент и мощность: что важнее

Но что важнее? Крутящий момент или мощность двигателя? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, что такое власть.

С точки зрения физики, мощность получается путем деления проделанной работы на время, необходимое для ее выполнения. Другими словами, этот признак выражает не «то, что было сделано», а «то, что было сделано в определенное время». Например, вы можете переместить десять коробок из точки А в точку Б за пять или сорок минут. Проделанная работа будет такой же. Но силы нет.

Для автомобильных двигателей такой же «оценочной» характеристикой является мощность. При этом можно сказать, что работа двигателя по сути…крутящая. Ведь задача двигателя – вращать коленчатый вал. Следовательно, крутящий момент и мощность — связанные величины.

Вернемся к воображаемой мясорубке. Длинная ручка обеспечивает высокий крутящий момент, а значит, можно перекручивать, например, не обычное мясо, а замороженное. Если предположить, что через мясорубку за один оборот проходит 10 грамм этого мяса, то если вам удастся сделать 100 оборотов в минуту, на выходе получится один килограмм фарша. Это ваша сила.

Читайте также:  Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО скажутся на стоимости полисов. Причины

В автомобиле мощность электродвигателя равна крутящему моменту при заданном количестве оборотов в минуту, умноженному на эти обороты и поделенному на определенный коэффициент. Он показывает «общую» величину крутящего момента, то есть работы, совершаемой двигателем за определенный период времени. Чем больше крутящий момент, «сила скручивания», тем больше мощность.

Крутящий момент двигателя: отличие от мощности, его важность и последствия

обычно на графике одновременно появляются две линии: одна для крутящего момента, другая для мощности. (Фото: Drive2.ru)

Обратите внимание, что и для крутящего момента, и для мощности есть графики зависимости от оборотов. Кроме того, на графике обычно одновременно отображаются две линии: одна для крутящего момента, другая для мощности.

Вот и получается, что вопрос о том, какая из этих метрик важнее, не совсем корректен. Во-первых, они взаимосвязаны. Во-вторых, важны не только сами показатели, но и текучесть кадров.

Крутящий момент в дизельных и бензиновых двигателях

Какой двигатель имеет больший крутящий момент – бензиновый или дизельный? Обычно дизельные двигатели имеют значительно больший крутящий момент, чем аналогичные бензиновые двигатели. Причем эта разница наиболее значительна на низких скоростях. Дизель развивает хорошую тягу практически «мгновенно» на холостом ходу. Бензиновый двигатель должен раскрутиться первым.

Крутящий момент двигателя: отличие от мощности, его важность и последствия

Максимальное ускорение происходит на скорости, при которой достигается пик крутящего момента (Фото: Shutterstock)

Дизельные же моторы в силу своей конструкции имеют меньший диапазон рабочих оборотов: пока бензиновый двигатель продолжает раскручиваться при разгоне, дизельному уже необходимо переключаться на более высокую передачу.

Означает ли это, что дизельные автомобили подходят только для грузовиков и внедорожников из-за их высокого крутящего момента? Было время, когда в этом были уверены многие. Однако современные дизельные двигатели хорошо себя зарекомендовали в быстрых спортивных автомобилях.

  • Топ-5 автосалонов. Видео примеры и экспертный анализ
  • Автомобильная защита от атмосферных воздействий – что это за продукт и как он работает
  • Автомагистраль: что это такое и чем она отличается от других дорог
Читайте также:  Xiaomi назвала дату начала продаж своего первого электромобиля
Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий