Беларусь запретила параллельный ввоз автомобилей с клиренсом 165 мм
Евросоюз подтвердил новые санкции против Беларуси, которые распространяются на легковые автомобили с клиренсом 165 мм и более. Редакция Autonews.ru уточняет ограничения
Фото: Autonews.ru
Ограничения ЕС будут применяться к Беларуси с 1 июля 2024 года, чтобы не допустить обхода санкций, ранее введенных в отношении России. В частности, новый пакет направлен на закрытие лазеек, позволяющих юридическим лицам экспортировать попавшие под санкции транспортные средства через территорию Беларуси. Важные подробности об ограничениях были раскрыты не сразу.
В начале июля в Интернете стали появляться новости о запрете поставок в Беларусь автомобилей с дорожным просветом (клиренсом) 165 мм и более (то есть, по крайней мере, всех кроссоверов), но в «Совете ЕС по 29 июня в Положении об ограничительных мерах в связи с ситуацией в Беларуси не содержалось информации о подобных ограничениях. Редакция Autonews.ru выяснила, что именно произошло и действительно ли введен запрет.
С чего все началось
Блогеры и белорусские СМИ первыми обратили внимание на важные ограничения на импорт автомобилей. По их словам, помимо предыдущего запрета на поставку в республику легковых автомобилей и гибридных автомобилей с рабочим объемом более 1,9 литра, также запрещен ввоз автомобилей стоимостью 50 000 евро, мотоциклов стоимостью 5 000 евро, а главное — Дорожный просвет получил еще одно дополнение к 165-мм автомобилям, а именно к самой популярной категории транспорта – кроссоверам.
игроки автопрома начали жаловаться на запрет в Беларусь ввоза автомобилей с клиренсом 165 мм и более. Собеседники auto.onliner.by подтвердили, что некоторые автомобили рискуют застрять в Клайпедском порту. Издание abw.by обратило внимание на публикацию компании ВестМоторс: в ее видеоролике показаны кадры, как таможенники в немецком городе Бонне измеряют клиренс автомобиля BMW X5, предназначенного для Беларуси.
«Сегодня кто-то захотел вывезти гибридный BMW X5 3.0 из Германии в Беларусь. Немецкие таможенники измерили клиренс, ссылаясь на правила, которые вступят в силу с 1 июля 2024 года. Клиренс составил 220 мм (более 165 мм), «, — говорится в комментарии к видео.
Чем это грозит для России
После того как ЕС ввел санкции против России, Беларусь стала одним из важнейших каналов поставок автомобилей в Россию посредством параллельного импорта. Именно через него продолжают импортироваться автомобили, произведенные в Европе и Китае. Правила ЕС специально разрешают поставку в республику автомобилей высокого класса: автомобили в основном поступают из Польши и Германии. Кроме того, импортеры также приняли программы по работе с льготными перевозчиками, что позволяет им экономить до 50% на таможенных пошлинах. Большая часть автомобилей, ввезенных в Беларусь, затем отправляется в Россию.
Фото: Autonews.ru
Напротив, еще в 2022 году поставки в Россию автомобилей класса люкс стоимостью более 50 000 евро подпадали под европейские санкции, а экспорт в Россию всех новых и подержанных автомобилей, электромобилей и автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра был запрещен запрещен. Гибриды (независимо от цены) поступят на вооружение в июне 2023 года.
Ограничения по клиренсу: правда или фейк
Чтобы разобраться в вопросе, Autonews.ru направил запрос в Минпромторг России. В ведомстве не стали комментировать возможность прекращения параллельного импорта кроссоверов через Беларусь, посоветовав обратиться к властям республики.
Заместитель директора Комитета интеллектуальной собственности и творческих индустрий РСПП Анатолий Семенов, изучив регламент, опубликованный на сайте ЕС, не нашел доказательств прямого запрета на поставку автомобилей со следующей маркировкой: Земля клиренс из Белоруссии 165 мм и более. Эксперты лишь указали, что пункт 16 запрещает транзит транспортных средств, указанных в приложении XIVa, через территорию Беларуси. Само приложение с таким названием сначала не удалось найти на сайте ЕС.
«Мы можем только с уверенностью сказать, что статья 1 Регламента Совета (ЕС) 2024/1865 от 29 июня 2024 года дополняет старый Регламент (ЕС) № 765/2006, утверждая в пункте 16, что статья 1 Регламента (ЕС) № 765/ 2006 г., параграф 1а, добавляет следующее: «Транзит через территорию Беларуси оборудования, указанного в Приложении XIVa, для экспорта из Союза запрещается. «Это единственная ссылка на приложение XIVa в тексте документа», — заключил эксперт.
Впоследствии Autonews.ru обнаружил это приложение в расширении регламента, опубликованном на сайте ЕС 30 июня, там действительно детализирован дорожный просвет и многие другие параметры: начиная со стр. 195 есть Приложение XIVa, упоминается стр. 226.
Запрещен транзит, а не полный ввоз
Изучив расширенный регламент, Анатолий Семенов указал на важный нюанс. Он отметил, что мы обсуждаем «запрет на транзит автомобилей через Беларусь, а не полный запрет на ввоз автомобилей». По его словам, автомобили продолжат поставляться белорусским покупателям.
Фото: Autonews.ru
Эксперт заявил: «Новыми ограничениями ЕС лишь убил ложный транзитный маршрут в Россию через Республику Беларусь.
AutoGroup поделилась с редакцией Autonews.ru официальным разъяснением, полученным от литовской таможни (для справки редакции). В документе особо уточняется, что установленный Постановлением запрет не распространяется на договоры, заключенные до 1 июля 2024 года, а также дополнительные договоры, заключенные до 2 октября 2024 года: до этой даты возможен ввоз санкционированных транспортных средств.
Что еще содержится в регламенте
в документе, опубликованном на сайте Совета Евросоюза, содержатся положения статьи 1ра относительно экспорта белорусских автотранспортных средств из ЕС. В частности, некоммерческие транспортные средства, подпадающие под действие CN 8703 (легковые автомобили и другие транспортные средства, используемые в основном для перевозки людей), могут путешествовать по Европе при наличии соответствующей лицензии. Они должны быть гражданами государства-члена ЕС или членами семьи, проживающими в Беларуси. Такие машины доступны для личного пользования в Европе. Граждане Беларуси также могут путешествовать в ЕС при наличии визы или вида на жительство.
Запрет ЕС также не распространяется на ввоз в ЕС транспортных средств с дипломатическими номерами, в том числе транспортных средств, используемых членами дипломатической миссии и их родственниками.
С 1 июля 2024 года белорусские автомобили, уже проданные в ЕС, можно будет зарегистрировать в Европе. Кроме того, запрет на въезд в ЕС не распространяется на белорусские автомобили, используемые в гуманитарных целях.
Реакция поставщиков
Гендиректор AutoGroup Дмитрий Болдюсов пояснил Autonews.ru, что в Евросоюзе осознают, что большая часть поставляемой в Беларусь техники оказывается в России. В основном это касается моделей высокого класса.
«ЕС может ограничить трафик по стоимости, но счет-фактура — несовершенный документ: можно показать, что затраты занижены. Но нельзя отрицать дорожный просвет. Здесь все ясно. И введение такого параметра заставляет всех» Мы все удивлены», — сказал эксперт, добавив, что это положение на уровне документа и может быть задержка с принятием мер. При этом эксперт отметил, что таможня может трактовать правила по-своему: «В документе указано, что окончательное решение остается на усмотрение таможни и постов досмотра».
Фото: Autonews.ru
По словам Болдюсова, в настоящее время Эстония и Латвия закрыли по критериям «нелогичности маршрутов», дорожного просвета и объема двигателя внутреннего сгорания, а в Литве разрешены автомобили старше 5 лет и с объемом двигателя не более 1,5 л. Клайпедский порт переполнен автомобилями из США, а европейские автомобили либо возвращаются продавцам, либо отправляются альтернативными маршрутами.
Директор по продажам новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов подтвердил получение информации о новых санкциях, но пояснил, что точный механизм их действия остается неясным.
«Учитывая трудности с поставками, вызванные предыдущими решениями ЕС, это решение не принесет никакой революции. В любом случае, на российский рынок в настоящее время импортируют кроссоверы и седаны многие другие страны. Поэтому на доступность это никак не повлияет. — считают эксперты.
Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей Avilon AG, также подтвердил, что получал информацию из разных источников о проблемах с поставками через Беларусь.
«Эта новость сильно смутила поставщиков машиностроительной продукции «Авилон» не является активным участником этого рынка, с этим связано слишком много санкционных рисков», — сказал эксперт. Он добавил, что Беларусь фактически является единственным воротами для параллельного импорта после отмены льгот для Кыргызстана.
Редакция Autonews.ru направила запрос в белорусскую таможню.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?