Первое десятилетие этого века ознаменовалось возвращением культовых маслкаров. Хотя размах и отличается от прежнего, это возрождение имеет все характерные черты старых добрых времен: настоящая гонка вооружений, яркие рекламные брошюры, бесконечные атаки на конкурентов, регулярные выпуски специальных изданий, которые с каждым годом становятся все мощнее, и битва плоти и крови в гонке на выносливость. «Большая тройка» Детройта продемонстрировала миру глубокие переосмысления своих классических моделей: Ford Mustang, Dodge Challenger и Chevrolet Camaro. Все эти автомобили выглядят как настоящие, в отличие от своих предшественников из 80-х и 90-х годов. Однако сейчас, в 2025 году, в этом сегменте остается только Ford, а его маркетинговый отдел обещает журналистам, что компания сохранит бензиновый двигатель V8 в линейке, несмотря ни на что. Сегодня, в эпоху, когда, похоже, снова наступает упадок маслкаров, давайте оглянемся на два десятилетия возрождения американских маслкаров.
фото: caranddriver.com
На Детройтском автосалоне 2004 года компания Ford представила публике совершенно новый Mustang. На самом деле именно это Джей Мейс, главный дизайнер Ford Motor Company, называет «ретрофутуризмом». Если бы вы показали жителю Калифорнии 1960-х годов всех преемников легендарного пони-кара, от второго до седьмого поколения, и спросили его, как будет выглядеть логотип жеребца на капоте 50 лет спустя, он указал бы на пятое. Дай сделал не сомневайтесь. Этот автомобиль ни в коем случае не является результатом глубокой переработки своего предшественника, хотя в лучших традициях страны он не содержит в себе ничего революционного с инженерной точки зрения. Перед публикой, под светом прожекторов, стоял автомобиль, который вот-вот должен был выйти на рынок, с понятным ценником и столь же понятными характеристиками, а не фантазия, воплощенная в металле и пластике независимым художником, решившим напомнить миру о ярком прошлое, тогда деревья были высокими, секс был безопасным, а мужчины носили усы, когда были одни. Безусловно, высшее руководство компании предлагает рынку то, чего ему давно не хватало. Рынок вознаградил его: годовой тираж превысил 160 000 экземпляров после первого выпуска и оставался примерно на том же уровне в последующие два года.
Форд Мустанг GT ‘2005. Фото: autowp.ru
Форд Мустанг GT ‘2005. Фото: autowp.ru
Форд Мустанг GT ‘2005. Фото: iconicauctioneers.com
Форд Мустанг GT ‘2005. Фото: autowp.ru
Форд Мустанг GT ‘2005. Фото: iconicauctioneers.com
В 2007 модельном году была представлена версия Shelby GT500, оснащенная 5,4-литровым двигателем V8 с верхним распредвалом, мощностью 500 лошадиных сил и нагнетателем с промежуточным охлаждением. Автомобиль разгоняется до 60 миль в час за 4 секунды, а дилер хочет за него 39 900 долларов. BMW M3 в кузове E90 на 0,4 секунды медленнее и на 20 000 долларов дороже. Очевидно, что сравнивать два купе можно только по цене, внешнему виду и динамике, что является чистой спекуляцией и не отражает реальной ситуации. Есть и еще одна причина для этих цифр — доказать, что американцы снова выводят на рынок самую дешевую в мире лошадиную силу.
Конечно, гегемония «Голубого овала» не могла длиться вечно: для его заклятых деловых партнеров такая перспектива была слишком заманчивой. В 2006 году Chrysler представил Challenger второго поколения на Североамериканском международном автосалоне. Автомобиль возродился после позора совместного использования платформы с Mitsubishi и начал поставляться клиентам в 2008 году. Топовая комплектация SRT8, оснащенная атмосферным двигателем Hemi объемом 6,1 литра, который выдает 425 лошадиных сил и может разгоняться до 60 миль в час за 4,7 секунды, обойдется любителям этого классического автомобиля более чем в 40 000 долларов. Мощность достигает 425 лошадиных сил. Согласно паспортным данным, автомобиль оснащен тем же двигателем 426 Hemi, который до сих пор многими людьми во всем мире считается лучшим базовым двигателем с точки зрения выработки тысяч лошадиных сил.
Да, эти показатели слабее, чем у конкурентов, но все поклонники марки получили типичный шестнадцатиклапанный двигатель с полусферическими камерами сгорания, простую, как советская мясорубка, пятиступенчатую автоматическую коробку передач и классический знакомый силуэт. Эта процедура, которая применяется с начала 1970-х годов, может привести к травме скул. Боссы Mopar решили не тратить время на рутину, и за первые несколько лет производства только старой модели SRT8 производство выросло с чуть более 7000 единиц до более чем 57000 единиц к 2010 году, несмотря на то, что более половины из них не используется в автомобилях. Принят базовый V6 Pentastar.
Dodge Challenger SRT8 ‘2008. Фото: autowp.ru
Dodge Challenger SRT8 ‘2008. Фото: autowp.ru
Dodge Challenger SRT8 ‘2008. Фото: autowp.ru
Dodge Challenger SRT8 ‘2008. Фото: autowp.ru
Dodge Challenger SRT8 ‘2008. Фото: autowp.ru
В январе 2006 года на автосалоне в Детройте компания General Motors представила концепт-кар Chevrolet Camaro пятого поколения, а три года спустя автомобиль стал доступен для заказа. У каждого были свои взлеты и падения в соревновании Большой тройки, но в новом повороте истории молния ударила в одно и то же место в третий раз: каждая деталь Camaro первого поколения идентична пятому поколению. Camaro все тот же, и Camaro пятого поколения также по-прежнему является основательным творением для новой эры. За первый год было продано более 120 000 экземпляров модели, во многом благодаря рекламной кампании, включавшей в себя чрезвычайно успешный блокбастер Майкла Бэя «Трансформеры».
Конечно, те, кто любит больше острых ощущений, могут выбрать пакет SS (Super Sport), который выдает 426 лошадиных сил от 6,2-литрового двигателя LS3, способного достичь заветной отметки 60 миль в час на спидометре всего за 4,8 секунды. Возможно, брошюра на стеклянном столе в выставочном зале была призвана подразнить Dodge или, может быть, немного подразнить конкурентов с их легендарным двигателем V8 объемом 426 кубических дюймов. В любом случае, нумерология к черту. Важно отметить, что во втором десятилетии 21-го века и GM, и Chrysler вступили в фазу догоняющего развития, и исторически мы уверены, что они знали, как догнать, если не всегда по объемам продаж, то в возмутительных цифрах. С точки зрения его масштаб и безумие, безусловно, незнакомы по эту сторону Атлантики.
Шевроле Камаро СС ‘2009. Фото: autowp.ru
Шевроле Камаро СС ‘2009. Фото: autowp.ru
Шевроле Камаро СС ‘2009. Фото: caranddriver.com
Шевроле Камаро СС ‘2009. Фото: caranddriver.com
К 2010 году мощность Shelby GT500 увеличилась до 550 л с., Camaro ZL1 2012 года выпуска имел 6,2-литровый двигатель LSA с наддувом, выдававший 580 «лошадиных сил», а двигатель Hemi Challenger Hellcat 2015 года мог развивать впечатляющие 707 лошадиных сил. Гонка вооружений была в самом разгаре: каждая из «Большой тройки» предлагала собственные модели с наддувом, а Dodge, только что вышедший из автосалона и оснащенный дорожными шинами, был способен разогнаться на квадроцикле за 11,6 секунды со скоростью 125 миль в час (201 км/ч). Одна десятая мили. VIII) Американская публика даже представить себе не могла, что купит такую машину в автосалоне, а если вернуться к цене, то конкурентов просто не было. Да, европейские производители могут похвастаться более впечатляющим списком опций, большим удовольствием от вождения на поворотах и кожаной отделкой салона.
Однако стоит помнить, что мы все еще говорим о чистой, изысканной мощности, скрытой под правой педалью, а не о тактильных ощущениях, возникающих при прикосновении к приборной панели. Кроме того, все три модели могут быть бесплатно оснащены 6-ступенчатой механической коробкой передач. Что произошло в Европе? Например, в 2016 году компания Porsche сделала всем энтузиастам подарок, выпустив модели 911R с собственными «рулями». Правда, производство ограничено 991 экземпляром, а за 911 с тремя педалями ребята из Цуффенхаузена хотят в три раза больше, чем за Challenger Hellcat. Опять же, стоит отметить, что это сравнение во многом далеко от объективности, но сути это не меняет: только в новом мире можно получить более 500 лошадиных сил с механической коробкой передач с полной гарантией. Плюс ко всему, нет необходимости идти в мастерскую по переделке, тратить шестизначные суммы или делать предварительный заказ на ограниченную серию (которая обычно закрывается в день поступления в продажу.
фото: techeblog.com
фото: hotrod.com
Но мы немного поторопились. В 2013 году Shelby GT500 стал самым мощным заводским автомобилем, когда-либо произведенным в Соединенных Штатах. Его 5,8-литровый двигатель Trinity V8 с нагнетателем Eaton и двумя верхними распредвалами выдает 662 лошадиные силы, максимальную скорость 202 мили в час (325 км/ч), а барьер в 60 миль в час преодолевается за 3,5 секунды. Неплохо, если учесть, что его цена начинается от 54 995 долларов, а в стандартную комплектацию входит шестиступенчатая коробка передач, не правда ли?
Шестое поколение Mustang было выпущено в январе 2014 года, а шестое поколение Camaro — в мае 2015 года. Все те же дизайнерские решения были «урезаны» в соответствии с тенденциями того времени, и в соответствии с этими тенденциями обе модели также получили турбированные рядные «четырехцилиндровые» двигатели, особенно подходящие для тех автомобилей, где внешний вид и экономичность были важнее, чем количество двигателей человек кубических дюймов под капотом. Никто не хочет терять зрителей, которые считают, что внешность важнее реальности. Никто, кроме Доджа. Однако, несмотря на возмущение всех поклонников автомобилей старой школы из-за уменьшения габаритов, во второй половине 20-го века появились комплектации ZL1 и GT500 мощностью 650 лошадиных сил, что увеличило количество компонентов под капотом до ошеломляющих размеров. 760. Боссы Dodge решили не тратить деньги на внешний вид, не говоря уже о разработке новой платформы. Именно это мир увидел как Ultimate Challenger SRT Demon.
Ford Mustang Shelby GT500 ‘2020. Фото: autowp.ru
Шевроле Камаро ZL1 ‘2017. Фото: autowp.ru
Dodge Challenger SRT Demon ‘2018. Фото: autowp.ru
Внешний вид демонов соответствует их названию. Автомобиль был отстранен от официальных соревнований NHRA из-за правил, согласно которым все транспортные средства, способные преодолеть четверть мили менее чем за 10 секунд, должны быть оборудованы как минимум одним каркасом безопасности. Extreme Edition оснащен специально разработанным 6,2-литровым двигателем Hemi, который выдает невероятные 840 лошадиных сил и 1044 Нм крутящего момента, если бак заполнен «однопроцентным» бензином по американской классификации. Его обычно называют локомотивом. Инженеры Chrysler рисковали своими жизнями, чтобы вывести на дороги автомобиль, предназначенный для дрэг-рейсинга. Хорошо, теперь, когда все эти безумные индикаторы, а также чрезвычайно узкий набор дополнительных опций, с юридической точки зрения совершенно законны как на автомагистралях, так и на городских улицах, давайте обсудим некоторые из них подробнее.
По данным производителя, Demon преодолевает 402 метра на задних шинах шириной 315 мм за 9,65 секунды и достигает максимальной скорости 140 миль в час (223 км/ч), что делает его самым быстрым автомобилем в мире на четверть мили. Самый быстрый серийный автомобиль . Из-за скользкой трассы переднее колесо оторвалось к началу гонки. Он быстрее Porsche 917 Spyder и Ferrari LaFerrari, которые стоят в десятки раз дороже — 84 995 долларов, и поставляется с трехлетней гарантией, а также разгоняется от 0 до 60 миль в час на 0,1 секунды быстрее, чем Bugatti Chiron. Он имеет 16 цилиндров, четыре турбонагнетателя, полный привод и радиаторную систему размером с небольшую квартиру-студию. Естественно, все 3300 экземпляров разошлись быстрее, чем «Жигулевское» на пляже Анапы в начале 90-х.
Да, можно бесконечно спорить о том, что мы снова пытаемся сравнить что-то чрезвычайно теплое с чем-то чрезвычайно зеленым, но с точки зрения сухих цифр и самого подхода, Demon уже является частью автомобильной истории, наряду со всеми упомянутыми суперкарами. Все это же современная классика. Почему? Потому что никто никогда этого раньше не предлагал. Если говорить об экстремальной комплектации, а я ее ни за какие деньги не продаю, то это все равно оригинальный автомобиль. Безумие инженеров Chrysler в конечном итоге вылилось в прощальную версию SRT Demon 170, выпущенную в 2023 году тиражом 3300 единиц. Посмотрите на цифры: 1,66 секунды до 60 миль в час, 1025 лошадиных сил, 8,95 секунды на четверть мили, 96 666 долларов — этих цифр достаточно, чтобы проиллюстрировать, насколько громким является финальный аккорд в восьмицилиндровой симфонии, а предыдущая модель Whipple с нагнетателем объемом 2,7 литра прекращено без каких-либо официальных планов на будущее.
Dodge Challenger SRT Демон 170. Фото: caricos.com
В декабре 2023 года с конвейера сошел последний Challenger SRT Demon 170, а в январе 2024 года история Camaro завершилась выпуском ограниченной коллекционной серии. Как было заявлено в официальном интервью, причина приостановки производства проста. Во-первых, эти автомобили устарели даже по американским меркам, а вложение огромных бюджетов в разработку нового поколения моделей (продажи которых неуклонно снижаются в течение последних нескольких лет) в сегодняшних реальных условиях является просто нецелесообразным. Во-вторых, свои условия диктует экологическая повестка дня и глобальный переход от ископаемого топлива к электротяге.
К чему все это привело, мы видим уже сегодня: спрос на бытовую технику не может компенсировать миллиарды долларов, вложенные в ее разработку, сроки полного отказа от двигателя внутреннего сгорания постоянно переносятся, а перспективы не оптимистично. По словам экспертов, наличие бензина в баке осталось в прошлом, поскольку бензин становится все более дефицитным. После выхода из бизнеса руководство обеих компаний пытается разобраться в ситуации и в конечном итоге найти путь, который, по крайней мере, приведет к зарождению потребительского одобрения. General Motors и Chrysler продолжали обещать нам классический двигатель V8 с верхним распредвалом в автомобилях, которые не были спроектированы с учетом такой конфигурации, в то время как Ford создал Mustang GTD, который стал первым серийным автомобилем, построенным в Новом Свете, Северную петлю Нюрбургринга за 6:57.685, круг за 7 минут.
фото: motor1.com
Да, запрашиваемая цена в 325 000 долларов соответствует ценам основных конкурентов, способен показывать схожие минуты и секунды на легендарной трассе и далек от самой дешевой мощности в отрасли. Однако сегодня у дилера можно купить новый Mustang с двигателем V8, а вот современные Camaro или Challenger купить нельзя. Чтобы соответствовать современным тенденциям и новым рыночным нишам, GM и Mopar отказались от не самого большого сегмента в отрасли, но зато от всей смелости. Я не хочу предсказывать, что произойдет в нашем будущем. Но мы можем с чистой совестью сказать, что помешательство на бензине, начавшееся в США во второй половине XXI века, осталось в прошлом. Это уже в прошлом, как и полвека назад, и, честно говоря, особой надежды на третью волну нет.
- Хотите связаться со мной?