120-я годовщина основания Ford Motor Company
Мы чествуем самую знаковую модель американской компании Ford, которая отметит свой 120-летний юбилей 16 июня 2023 года
Фото: AutoWP
Ford Motor Company празднует свой день рождения 16 июня. 120 лет назад американский инженер Генри Форд получил от финансистов 28 000 долларов и решил основать собственную компанию по производству автомобилей. Эта компания вскоре произвела революцию в автомобильном мире.
Autonews.ru рассматривает самые известные модели этой легендарной марки, сыгравшие ключевую роль в истории компании и всей автомобильной промышленности.
1. Ford T
Ford Model T был первым в мире автомобилем массового производства, и в то же время «народным» автомобилем. Первые прототипы автомобиля были выпущены в 1908 году, а шесть лет спустя он сошел с конвейера завода в Детройте, который вскоре стал настоящим центром автомобильной промышленности. Автомобиль Генри Форда, быстро получивший прозвище «Жестянка Лиззи» из-за своей простой конструкции, продавался всего за 800 долларов, в то время как другие автомобили в то время зачастую стоили более 2000 долларов. Таким образом, благодаря Ford Model T автомобили перестали быть просто игрушками для богатых, а стали относительно доступным средством передвижения.
Кабриолет-пикап Ford Model T 1912 года (Фото: AutoWP)
Несмотря на свою простую конструкцию, Ford Model T считался очень надежным автомобилем, даже если некоторые детали были сделаны из дерева. Он был основан на прочной стальной раме и был оснащен 20-сильным четырехцилиндровым двигателем, что было довольно мощным для своего времени. Ford Model T мог развивать максимальную скорость 70 км/ч. Кроме того, он был оснащен двухступенчатой планетарной коробкой передач. Расход топлива составлял от 11 до 19 литров на 100 километров. Автомобиль был доступен в нескольких версиях — Phaeton (самый популярный вариант модели), седан и даже грузовик.
К 1927 году Ford выпустил около 15 миллионов Ford Model T, рекорд, который в далеком будущем побьет только Volkswagen Käfer. В том же году Model A заменила Model T. Ее собирали отверткой на недавно построенном заводе КИМ (позднее — Москвич) в СССР в 1930 году; ее близнец, ГАЗ-А, производился на заводе ГАЗ с 1932 года.
2. Ford V-8
Ford V8 Deluxe, 1932 г. (Фото: AutoWP)
Ford V-8 был первым американским автомобилем, оснащенным восьмицилиндровым двигателем. До этого такие двигатели обычно устанавливались на более дорогие автомобили, такие как Cadillac или Rolls-Royce. Разработка двигателя Ford V-8 заняла около двух лет, и первый Ford V-8 сошел с конвейера в 1931 году. Двигатель мощностью 85 лошадиных сил сделал этот автомобиль одним из самых быстрых автомобилей на дороге в то время.
Возможно, по этой причине автомобиль был особенно популярен среди американских гангстеров. Легенда гласит, что известный гангстер Клайд Барроу питал особую симпатию к Ford V-8 и даже написал письмо Генри Форду, в котором восхвалял автомобиль. Подлинность письма до сих пор оспаривается. Однако установленным фактом является то, что печально известная криминальная пара Бонни и Клайд погибла в Ford V-8. Сегодня в казино Невады можно увидеть изрешеченные пулями автомобили гангстеров.
3. Ford F-Series
Ford F-1, 1949 (Фото: AutoWP)
В конце 1940-х годов, после окончания Второй мировой войны, Ford начал разрабатывать новое поколение пикапов. Первой моделью этой серии стал легкий грузовик Ford F-Series, представленный в 1957 году. В серию вошли различные модели с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 тонн. Помимо футуристического внешнего вида, автомобиль также имел совершенно новую кабину, которая обошлась компании в 1 миллион долларов, поэтому его прозвали «Million Dollar Cab». Некоторые из практичных опций автомобиля включали: стеклоомыватели, перчаточный ящик, пепельницу и солнцезащитные козырьки. Заднеприводный пикап был основан на раме с боковой балкой и был оснащен 3,7-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 95 лошадиных сил. Автомобили Ford F-Series прошли через множество поколений и по сей день производятся американской компанией.
4. Ford Thunderbird
Ford Thunderbird, 1955 г. (Фото: AutoWP)
В 1955 году Ford выпустил культовую модель под названием Thunderbird. Считается, что название было предложено дизайнером Элденом Гибертсоном, который любил индейский фольклор. Автомобиль представлял собой двухдверный спорткар-кабриолет со съемной крышей (при желании можно было настроить складной мягкий верх) и позиционировался как конкурент Chevrolet Corvette. Однако три года спустя модель была выпущена и в четырехдверной версии. Автомобиль отличался стильным дизайном и роскошным кожаным салоном. Кроме того, Ford Thunderbird оснащался электрическими стеклоподъемниками и гидроусилителем руля. Под капотом находился большой двигатель V8 мощностью 193 лошадиные силы, который работал в паре с трехступенчатой автоматической или механической коробкой передач. В 1955 году спорткар мог разгоняться от 0 до 100 км/ч всего за 11,5 секунды, что было впечатляющим.
В то время Thunderbird стал самой дорогой моделью Ford. Даже базовая модель стоила колоссальные 2944 доллара. Однако такая высокая цена не отпугнула потенциальных покупателей, и Ford продал 16 155 Thunderbird только за первый год, намного превзойдя Chevrolet Corvette.
5. Ford GT40
Ford GT40, 1965 (Фото: AutoWP)
Легенда гласит, что Ford GT40 был специально построен, чтобы победить Ferrari в Ле-Мане, поскольку Энцо Феррари отказался продать компанию Генри Форду II. В разработке Ford GT40 участвовали британская компания Lola и команда Ford Aerospace. Проектом руководил бывший гонщик и автомобильный конструктор Кэрролл Шелби. Благодаря их усилиям американский спорткар четыре раза подряд выигрывал престижную гонку в период с 1966 по 1969 год. Легендарная дуэль двух знаменитых автопроизводителей в итоге была экранизирована в художественный фильм. В 2019 году режиссер Джеймс Мэнголд снял фильм под названием Ford против Ferrari, посвященный соперничеству двух компаний.
Проект Ford GT также включал планы по дорожной версии. Конструкция дорожной версии была практически идентична гоночной и имела большинство общих компонентов. Основными отличиями были снижение мощности двигателя до 335 л с., кожаный салон, глушитель, кондиционер и «дорожные» колеса.
6. Ford Mustang
Ford Mustang, 1964 (Фото: AutoWP)
Немногие автомобили в мире столь же известны, как Ford Mustang: название автомобиля происходит от истребителя P-51 Mustang времен Второй мировой войны. Модель дебютировала в 1964 году и быстро стала бестселлером на рынке. За первую неделю на рынке американская компания получила около 4 миллионов заявок на новый автомобиль.
Благодаря своему элегантному внешнему виду автомобиль мгновенно стал главным героем многих фильмов. Кроме того, Ford Mustang считается родоначальником категории «пони-каров» в автомобильной промышленности (недорогой полуспортивный автомобиль, являющийся альтернативой мощным мускул-карам). В результате конструктивные особенности Mustang впоследствии были заимствованы другими компаниями для создания многих моделей, таких как Mercury Cougar и Chevrolet Camaro.
Ford Mustang привлек многих потребителей своим комфортом, стильным салоном и доступной ценой. В результате базовая модель автомобиля стоила около 2500 долларов, тогда как средняя зарплата профессионального техника в то время составляла всего 350 долларов. При этом технические параметры автомобиля были не слишком впечатляющими. 2,8-литровый силовой агрегат Ford Mustang был позаимствован у Ford Falcon. Коробка передач представляла собой трехступенчатую «механику» или «автомат». Однако при желании автомобиль можно было оснастить более мощным 4,7-литровым двигателем V8. Позже автомобиль производился от различных спецверсий и модифицированных версий. Самой популярной из них стала сине-белая Mustang Shelby GT-350, которая была оснащена 306-сильным двигателем V8, разработанным Кэрроллом Шелби.
7. Ford Transit
Ford Transit, 1965 (Фото: AutoWP)
Помимо крутых спорткаров и стильных седанов, Ford также не забыл о коммерческих автомобилях на фоне популярности серии F. В 1965 году был выпущен первый фургон Transit под маркой «Blue Oval». Автомобиль был запущен в производство на заводе Ford в Великобритании, а затем собирался на заводах в Турции и Бельгии. Клиенты могли выбирать из множества вариантов кузова: фургоны с длинной и короткой колесной базой, бортовые грузовики, микроавтобусы, двухместные фургоны и т д. Многих европейцев также привлекал уникальный «американский» дизайн Transit.
В результате эта модель стала самой продаваемой в своем классе и оставалась таковой на протяжении 40 лет. Однако такая популярность имела и обратную сторону — американские фургоны также полюбились преступникам. Так, по статистике британской полиции, в 1970-х годах более 95% ограблений с использованием автомобилей преступниками были связаны с Ford Transit.
8. Ford Escort
Ford Escort 1968 года (Фото: AutoWP)
Еще одной из самых продаваемых моделей Ford в Европе был заднеприводный Ford Escort. Автомобиль заменил Ford Anglia в 1967 году и был доступен в двухдверном и четырехдверном вариантах седан и универсал. Модель была разработана британским и немецким подразделениями Ford Motor Company, которые были объединены в Ford of Europe. Отличительной чертой дизайна автомобиля стала уникальная решетка радиатора, прозванная «собачьей костью» из-за своего внешнего вида. Линейка двигателей новой модели включала двигатель Kent с рабочим объемом 1,1 литра и мощностью от 39 до 72 лошадиных сил. Была доступна четырехступенчатая механическая или трехступенчатая автоматическая коробка передач.
Автомобиль также получил несколько спортивных модификаций и был оснащен высокопроизводительным двухлитровым бензиновым двигателем. Популярность Ford Escort (более миллиона проданных единиц за восемь лет) была обусловлена в основном его выступлениями в различных видах гоночных соревнований. Так, «заряженная» версия этого автомобиля — Ford Escort RS1600 — выиграла Кубок мира Лондон-Мексика в 1970 году и три сезона подряд (1972-1974) побеждала в чемпионате RAC).
9. Ford Falcon XB GT
Ford Falcon XB GT, 1970 (Фото: AutoWP)
В конце 1960-х и начале 1970-х крутые мускул-кары были визитной карточкой Ford. В то время на заводе Blue Oval выпускались среднеразмерные Torino и его специальная версия Cobra, Mustang Boss 302 и Shelby Mustang GT500 Eleanor. Однако особое место в этом списке занимает легендарный австралийский мускул-кар Ford Falcon XB GT, который считается одним из самых красивых автомобилей в своем классе. Помимо потрясающего дизайна, этот мускул-кар был оснащен 300-сильным двигателем 351 Cleveland.
Именно Ford Falcon сыграл роль Перехватчика в нескольких сценах классического фильма Мэла Гибсона «Безумный Макс». Помимо съемок, Ford Falcon XB GT также активно участвует в австралийских гонках, где его основными конкурентами являются Holden.
10. Ford RS200
Ford RS200, 1986 (Фото: AutoWP)
Успех Ford в гонках вдохновил руководителей американской автомобильной компании на создание автомобиля для участия в ралли Группы B. Серия приобрела популярность у публики в 1980-х годах. Серия имела довольно свободные требования к автомобилям — например, не было ограничений по мощности автомобилей и ограничений по использованию высокотехнологичных материалов в спорткарах.
Поэтому в 1985 году Ford выпустил модель под названием RS200. Инициатором проекта был Джон Уиллер, главный инженер Ford Motorsport. Автомобиль имеет алюминиевую монококовую конструкцию и внешние панели из углеродного волокна. Для лучшей управляемости и устойчивости автомобиль имеет среднемоторную компоновку. Спорткар также оснащен пятиступенчатой коробкой передач от FF Developments. Кроме того, 420-сильный спорткар имеет уникальную форму кузова, которая обеспечивает ему превосходные аэродинамические характеристики.
Однако Ford RS200 не смог добиться впечатляющих результатов в соревнованиях. Кроме того, он стал участником нескольких трагических аварий. Например, на Ралли Португалии спорткар врезался в группу зрителей, в результате чего погибли три человека. На гонке в Германии Ford RS200 также попал в аварию, а гонщики Марк Зурер и Мишель Вайдер погибли.
11. Ford Crown Victoria
Ford Crown Victoria S, 1986 (Фото: AutoWP)
Еще один автомобиль Ford, который даже не знакомые с автомобильным миром люди могут узнать, — Crown Victoria. Этот четырехдверный седан, выпущенный в 1992 году, стал звездой многих голливудских фильмов, часто играя в них роли полицейских машин и такси. Кроме того, Crown Victoria даже числилась в списке полицейских машин московской ГИБДД.
Главные преимущества этого практичного седана включают в себя комфортабельный салон и надежный двигатель V8. Однако многие посчитали эту заднеприводную раму очень неудобной для городских поездок — в основном из-за ее больших размеров. В результате автомобиль имеет длину более чем ошеломляющие 5,4 метра. В 2011 году Crown Victoria была снята с производства.
12. Ford Focus
Ford Focus, 1998 (Фото: AutoWP)
Ford Focus дебютировал на Женевском автосалоне 1998 года. Автомобиль считается первым воплощением дизайна New Edge, хотя некоторые черты его стиля все еще можно увидеть на более ранних моделях Blue Oval. Американцы Джек Телнек и Клод Лобо и австралийский дизайнер Джон Доти были вовлечены в дизайн экстерьера автомобиля. Модель была впервые представлена как трехдверный хэтчбек, но позже были представлены пятидверный хэтчбек, седан и универсал.
Ford Focus получил первый фейслифтинг в 2002 году. В том же году обновленную модель начали собирать на заводе в Ленинградской области, после чего она стала самой популярной иномаркой в России. Девальвация рубля в 2014 году нанесла серьезный удар по бизнесу бренда в России: из-за зависимости от иностранных комплектующих автомобиль существенно подорожал по сравнению с более локализованными конкурентами и утратил позиции доступной иномарки для семей. Несмотря на это, модель оставалась на конвейерах вплоть до 2019 года, когда американская компания приняла решение уйти с российского рынка. Однако количество Ford Focus на российских дорогах остается очень высоким, и, более того, модель регулярно занимает лидирующие позиции в рейтинге самых продаваемых иномарок на вторичном рынке.
Автор теги: Дмитрий Александров
- Хотите связаться со мной?