Эксперты прогнозируют, когда вырастут продажи новых автомобилей в России
Мы знаем, когда потребители вернутся в автосалоны, какими будут скидки на новые автомобили и когда дилеры смогут распродать прошлогодние запасы
Фото: Белкин Алексей / news.ru / Global Look Press
Несмотря на оптимистичные прогнозы, российский авторынок не смог выйти на положительные значения весной и летом 2025 года. На этом фоне снижаются и ожидания аналитиков и представителей бизнеса относительно итоговых показателей продаж по итогам текущего года.
Autonews.ru обратился к экспертам, чтобы выяснить, когда россияне снова потянутся к дилерам и какие факторы сейчас сдерживают рост рынка.
Дело в укрепившемся рубле
Сергей Целиков, глава аналитического агентства «Автостат», рассказал, что изначально прогнозировалось, что рынок начнет расти весной 2025 года, однако этого не произошло.
«Текущий уровень продаж, вероятно, останется стабильным и в дальнейшем. Полностью исключить рост продаж невозможно, но если он и произойдет, то он будет очень незначительным», — отметил эксперт.
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф Автомотив», считает, что сейчас существуют два фактора, которые мешают авторынку «развернуться». Эксперт в первую очередь указывает на высокие ключевые процентные ставки.
Иванов пояснил: «Надо понимать, что базовая ставка оказывает двоякое влияние на рынок. Во-первых, автокредиты дорогие. Во-вторых, условия по депозитам выгодные, и многие сейчас предпочитают копить, а не совершать крупные покупки.
Ко второму фактору, сдерживающему российский авторынок, эксперт относит укрепление рубля. Он полагает, что в данном случае часть потребителей, имеющих валютные сбережения, просто не хочет терять деньги при их обмене.
Он подвел итог: «Те, у кого есть средства в рублях, будут размещать их в банках и получать льготные процентные ставки.
Фото: Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press
Аналогичного мнения придерживается и заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей компании «Авилон» Ренат Тюктеев. Он отметил, что рынок новых автомобилей летом был слабым из-за отсутствия динамики роста продаж. Он также отметил, что базовая процентная ставка по-прежнему высока, и её снижение на 1 процентный пункт не оказало влияния на рынок автокредитов.
Заместитель генерального директора «ВТБ Автопрокат» Александр Ганчев отметил, что летом продажи новых автомобилей продолжили падать. По итогам первого полугодия падение продаж новых автомобилей составило около 26%. Эксперт и его коллеги считают, что причиной этого явления является высокая базовая процентная ставка.
Плюс будет в феврале
Ренате Тюктеев ожидает небольшого роста продаж новых автомобилей в июле — до 95–98 тысяч единиц против 90 тысяч в июне. Эксперт связывает свой прогноз главным образом с увеличением количества рабочих дней по сравнению с предыдущими двумя месяцами. Однако активный сезон отпусков оказал негативное влияние на рынок.
Он подытожил: «Значительный рост возможен только при условии снижения ключевой ставки как минимум на 4–5.
Николай Иванов считает, что для того, чтобы справиться с резким ростом спроса на автомобили, необходимо существенно снизить ключевую ставку налога. Эксперт уверен, что если эта цель будет достигнута, автомобили, несомненно, станут драйвером роста внутреннего рынка.
«Это также может произойти, если произойдет какое-то шоковое событие, которое станет важной новостью и приведет к росту потребительской активности. Например, так было в прошлом году, перед повышением сборов за утилизацию», — добавил эксперт.
Александр Ганчев сообщил, что помимо снижения базовой процентной ставки стимулирование покупки автомобилей в третьем квартале текущего года может также включать расширение специальных программ льготного автокредитования и лизинга от производителя, а также государственную поддержку.
«Это, безусловно, увеличит спрос», — подчеркнул он.
Фото: Белкин Алексей / news.ru / Global Look Press
Иларион Демчиков, директор по маркетингу Emex Auto Parts, считает, что восстановление российского автомобильного рынка ожидается к 2026 году. Однако скорость и полнота восстановления зависят от нескольких ключевых факторов.
Сергей Целиков настроен более оптимистично. По его словам, начиная с февраля следующего года может появиться положительный рост в «чисто статистическом смысле». Он пояснил, что положительный рост начинается именно с этого периода, когда база слишком низкая.
«То есть рынку нужно какое-то время упасть, прежде чем он сможет отскочить от дна и снова показать положительные значения», — отметил эксперт.
Скидки задействованы на максимум
На фоне падения продаж и накопления запасов сами автопроизводители и дилеры в течение всего 2025 года предлагали скидки, иногда даже снижая цену автомобилей. Иванов отметил, что эта тенденция, несомненно, сохранится до конца лета.
«С приближением осени все будут следить за излишками запасов на складах и за тем, как будет развиваться спрос. Если запасы будут быстро сокращаться, то, конечно, и скидки ослабнут», — уверен эксперт.
Тюктеев отметил, что все программы стимулирования продаж сейчас работают «на полную мощность». При этом, по оценкам экспертов, запасы новых автомобилей на складах импортеров составляют около 350 тысяч единиц.
«По мере постепенного снятия с производства моделей 2024 года скидки будут уменьшаться», — предсказал он.
Ганчев, напротив, считает, что у российских дилеров и импортеров растёт количество нераспроданных автомобилей. По его подсчётам, в июне было импортировано 25,8 тыс автомобилей, что на 45% больше, чем в мае. Кроме того, российский автопром выпустил 78 тыс легковых автомобилей.
«В целом запасы на складах дилеров и импортеров увеличились на 103,8 тыс автомобилей. По нашим оценкам, общие запасы за первое полугодие сократились всего на 20–30 тыс автомобилей», — сообщил эксперт.
Фото: Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press
Тюктеев считает, что одной из причин роста числа нераспроданных автомобилей является индексация утилизационного сбора, которая вступит в силу с 1 января 2026 года. Он подчеркнул, что к этому времени стоимость импортных моделей вырастет в среднем на 250 тысяч рублей, поэтому продавцы начали увеличивать количество приобретаемых за рубежом автомобилей.
«Таким образом, скидки не потеряют своей эффективности. Они остаются инструментом стимулирования продаж, особенно учитывая разнообразие брендов на российском рынке», — заключил эксперт.
Сергей Целиков считает, что в России сейчас реализуется самая высокая за последние пять лет политика скидок. Аналитик отметил, что компании вынуждены идти на такие меры, поскольку число потенциальных покупателей просто меньше числа автомобилей.
При этом эксперты полагают, что программа скидок будет эффективна всегда. Однако со временем скидки начнут смещаться на менее привлекательные модели и модификации. Соответственно, уменьшатся и сами скидки.
- Какого объёма продаж подержанных автомобилей в России к 2025 году достигнет экспертный прогноз
- Российские автопроизводители отменяют скидки на некоторые модели. Список и новые цены
- Дилеры на грани банкротства. Куда пойдут продажи новых автомобилей в России
Теги автора: Дмитрий Александров
- Хотите связаться со мной?