Китайское будущее, новые лидеры и контрафакт: что происходит с рынком автозапчастей в России

Китайское будущее, новые лидеры и контрафакт: что происходит с рынком автозапчастей в России Статьи

Будущее Китая, новые лидеры и фейки: что происходит на рынке автозапчастей России

В последние годы российский рынок новых автомобилей и рынок автозапчастей также претерпели большие изменения. Общая тенденция аналогичная: одни бренды от нее отказались, другие существенно сократили свою долю. Но в то же время наметилась и другая тенденция – появление известных брендов, которые ранее имели низкие продажи, выходя на новый уровень, и на сцену выходят бренды, которые ранее практически не присутствовали на сцене неизвестный. Кроме того, существенные изменения претерпел и сам автопарк: увеличилось число китайских брендов, некоторые производители прекратили поставки продукции в Россию, а другие сократили их количество до минимума. Последний фактор также привел к тому, что некоторые владельцы отложили замену своего автомобиля на новый, а это означает, что им все равно придется его ремонтировать, в идеале за меньшие деньги. Как отреагировал рынок автозапчастей?

В 2022 году, после первых санкций, российский рынок зарубежных автозапчастей претерпит огромные изменения. Но будущее, которое его ждет, остается загадкой для всех. Некоторые оптимисты даже говорят, что такая ситуация продлится недолго и через некоторое время все вернется на круги своя. Однако с течением времени становится ясно, что в обозримом будущем ситуация на рынке автозапчастей не вернется в исходное русло. Неважно, кому нужны автозапчасти – владельцу новой машины известной марки, старой машины из зарубежья или новинки китайской марки: будущее обслуживания и ремонта остается загадкой для всех. Получается, что первоначальный выход из поставок через соседних партнеров был не лучшим вариантом. Но именно тогда бренды, на которые раньше редко обращали внимание и почти не воспринимались всерьез, начали проявлять себя все больше и больше. Тем не менее, ясно, что все развивается по сценарию, о котором изначально никто не думал. Что происходит на российском рынке автозапчастей, какие бренды начинают доминировать и как перспективы для всех автовладельцев становятся реальностью?

По данным Маркетинговых исследований.рф, емкость рынка первоначально снизилась в 2023 году и продемонстрировала уверенный рост в 2024 году, что было вызвано множеством факторов. Во-первых, это обычный импорт запчастей, хотя традиционные потоки поставок либо полностью прекращаются, либо существенно сокращаются. Например, один из ведущих брендов Mahle фактически отменил поставки из Европы. Но при этом детали по-прежнему поставляются своими филиалами в Азии, и даже наблюдается тенденция замены артикулов европейских модификаций на аналогичные артикулы моделей из восточных стран.

Читайте также:  Кто самый зрячий: сравниваем шесть видеорегистраторов с разрешением 4К

Будущее Китая, новые лидеры и фейки: что происходит на рынке автозапчастей России

фото: ЮрийРумовский, Depositphotos.com

Знаменитый маршрут поставок автозапчастей на Ближний Восток практически не изменился. Фактически изначально оно было полуофициальным, поскольку значительная часть деталей, поступающих из тех же ОАЭ, не предназначалась для российского рынка, а также других стран. Если некоторые из них фактически ничем не отличаются от аналогов в других регионах, то другие регионы в принципе не подходят для иного климата. Поэтому при их установке в автомобиль всегда существует определенный риск – от значительно сокращенного срока службы до полной непригодности к эксплуатации: например, детали из резины и пластика могут быстро разрушиться на сильном морозе. Перенастройка всего процесса под нужные статьи оказалась очень дорогой. Именно по этой причине это направление не стало доминирующим.

В 2022 году поставки через дружественные страны значительно вырастут. Поэтому российские поставщики автозапчастей получают помощь от своих казахстанских партнеров. Изначально на эту дорогу возлагались большие надежды – казалось, что она практически полностью заменит предыдущую. Даже некоторые официальные дилеры организуют ввоз запчастей на свои склады через Казахстан. Но от этого решения отказаться оказалось невозможно из-за ряда сложностей, в частности из-за двойного НДС. Во-первых, сроки доставки становятся очень долгими, во-вторых, это увеличивает стоимость запчастей, которые и без того дорожают.

Подобные ситуации возникли и в других странах. Из-за небольших размеров их инфраструктура не приспособлена для быстрой и бесперебойной обработки всего потока товаров российским потребителям. Это не только увеличивает сроки доставки, но и существенно влияет на конечную стоимость товара. Более того, некоторые из этих стран не намерены выступать против объявленных санкций.

Будущее Китая, новые лидеры и фейки: что происходит на рынке автозапчастей России

фото: tyg.com.tw

Будущее Китая, новые лидеры и фейки: что происходит на рынке автозапчастей России

фото: tyg.com.tw

Будущее Китая, новые лидеры и фейки: что происходит на рынке автозапчастей России

фото: tyg.com.tw

Но оказывается, что быстрее всего растет другой путь — доставка напрямую с китайских заводов. Доля таких запчастей на российском рынке для многих товаров превысила 60%. В первую очередь это касается кузовных деталей и автомобильных стекол. Однако, к сожалению, на этой дороге встречаются не только запчасти от официальных производителей, но и большое количество подделок, ловко замаскированных под оригинальные детали.

Читайте также:  Уничтоженный дизайн: красивейшие автомобили, изуродованные американскими нормами безопасности

Все эти направления объединяет одно: такие поставки зачастую носят полулегальный характер. Поэтому в любой момент партнер в стране, участвующий в сделке, может отказаться от принятия на себя обязательств из-за прямых ограничений на деятельность. Кроме того, под санкции попадает и перевод средств между банками, а это значит, что поставка запчастей может быть заблокирована из-за неспособности оплатить товар.

Совсем иначе обстоит дело с двумя другими способами пополнения российского рынка автозапчастей. На фоне трудностей с параллельным импортом менее распространенные отечественные бренды стали активнее и менее строго соблюдать санкционные запреты, тем более что некоторые из них имеют лишь номинальные офисы в Европе или США. Если раньше их доля на рынке была незначительной, то теперь у них есть возможность значительно увеличить ее. Особенно учитывая, что их основные заводы расположены в Азии. Многие делают это разумно: они значительно улучшили качество своей продукции, не поднимая существенно цену на свою продукцию. Поэтому подобные предложения способны составить жесткую конкуренцию запчастям известных брендов, поступающим в Россию окольными путями. В настоящее время их доля в ассортименте запчастей пока невелика, но она растет. Например, компания Zekkert утверждает, что ассортимент ее продукции растет на 20-30% в год %.

Будущее Китая, новые лидеры и фейки: что происходит на рынке автозапчастей России

фото: zekkert.de

Как бы необычно это ни звучало, еще одним источником снабжения магазинов автозапчастей стали отечественные производители. Да, некоторые из них и раньше пытались предложить свою продукцию владельцам иномарок, но все они были не очень интенсивными. Теперь они не только расширили ассортимент продукции, но и стараются привлечь интерес покупателей к качеству своей продукции. Даже если он еще не достиг ресурсного показателя уровня мирового бренда, срок его службы вполне соответствует его стоимости. В настоящее время эта продукция в основном предназначена для технического обслуживания, но некоторые компании пытаются расширить линейку продукции, включив в нее другие автомобильные детали, такие как пружины и рычаги подвески.

Читайте также:  Маскировка под сток: тюнинг Toyota Supra для RDS GP

Будущее Китая, новые лидеры и фейки: что происходит на рынке автозапчастей России

Будущее Китая, новые лидеры и фейки: что происходит на рынке автозапчастей России

Дмитрий Болховский, основатель агентства Aftermarket-DATA©, рассказал, что специалисты компании создали атомарную модель рынка запчастей. Они использовали сверточные нейронные сети для анализа данных о российском автопарке и результатов мониторинга рынка. Это позволяет получить быстросходящуюся модель с функцией потерь менее 2,5%, что является вполне приемлемым результатом для такого типа задач.

Как видите, хотя все альтернативные маршруты поставок автокомпонентов конечным потребителям еще не полностью освоены, в целом наблюдается значительный рост. Лишь одно омрачало оптимистичные перспективы: рост цен из-за роста обменных курсов и высокая стоимость решений. Также стоит учитывать, что источники автозапчастей будут различаться от машины к машине. Вероятно, большая часть автозапчастей для новых моделей в Китае по-прежнему будет поставляться через официальных дилеров, а оставшуюся часть спроса удовлетворят крупные компании, закупающие товары напрямую из Китая. Большое количество подержанных иномарок также получит детали, поставляемые не только за счет так называемого параллельного импорта, но и за счет предложений брендов и местных производителей, что пока редкость в России. Подробно о китайском рынке автозапчастей и о брендах, которые становятся все более важными в новой ситуации, мы поговорим в следующих материалах.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий