ОГА: Камеры должны начать фиксировать автомобили без ОСАГО
Страховщики просят их быстрее начать использовать камеры для фиксации транспортных средств без обязательного страхования автогражданской ответственности. Этот документ скоро перестанет требоваться при регистрации в ГИБДД. В RSA считают, что теперь больше водителей начнут ездить без страховки
Фото: Autonews.ru
Союз российских автостраховщиков (РСА) попросил как можно скорее начать использовать дорожные камеры для фиксации автомобилей без полисов ОСАГО. Соответствующие обращения страховые компании направили в МВД, ЦБ и Минфин — документы доступны на Autonews.ru. Кроме того, как выяснил Autonews.ru, готовы поправки в закон об административных правонарушениях, которые будут регламентировать количество полисов ОСАГО, регистрируемых за день с помощью дорожных камер, против чего Минтранс не возражает внутренние дела. Разбираемся, когда водителей без ОСАГО будут автоматически штрафовать, как часто и на какой размер.
- В ГИБДД готовы к фиксации автомобилей без ОСАГО
- Почему машин без ОСАГО станет больше
- Для запуска фиксации вместе уже работают МВД, Центробанк и РСА
- За водителей без ОСАГО придется платить ответственным водителям
- Как будут работать камеры
- Сколько водителей ездит без полисов
- Почему фиксация поездок без ОСАГО камерами не работает
В ГИБДД готовы к фиксации автомобилей без ОСАГО
По данным Autonews.ru, соответствующие органы сформулировали и согласовали поправки в статью 1. 12.37 КоАП: Уточняет, сколько раз в день водители могут быть оштрафованы за отсутствие полиса ОСАГО по данным камер. Согласно документу, штраф может быть выписан только один раз. Отметим, что штраф за отказ от приобретения обязательного страхования гражданской ответственности автотранспортных средств сейчас составляет 800 рублей, и уже обсуждается возможность его увеличения до 5000 рублей.
Согласно письму за подписью главы Госавтоинспекции Михаилу Черникову (также есть на Autonews.ru), ведомство не возражает против таких изменений. Они также рассказали, что после решения некоторых вопросов готовы запустить процесс фото- и видеосъемки автомобилей без обязательной страховки. Как отметил Черников, эти вопросы обсуждались на совместном заседании ответственных ведомств 17 мая 2024 года.
Почему машин без ОСАГО станет больше
Причиной дополнительного давления на власти со стороны страховых компаний являются изменения в законодательстве. Поэтому Госдума 25 июня приняла закон, согласно которому полис ОСАГО исключается из перечня документов, проверяемых сотрудниками Госавтоинспекции при регистрации автомобиля. 3 июля 2024 года Федеральный совет одобрил поправку.
Если закон получит одобрение президента, он вступит в силу 1 марта 2025 года.
Председатель Всероссийского союза страховщиков и ОСА Евгений Уфимцев рассказал Autonews.ru, что данное решение ослабит государственный контроль за полисами обязательного страхования автогражданской ответственности автовладельцев. Поэтому, по его словам, важно предусмотреть альтернативные механизмы контроля за водителями, не застрахованными по ОСАГО. Как уточнили представители страхового сообщества, этот механизм мог бы использовать камеры дорожного движения для проверки наличия договоров обязательного страхования автогражданской ответственности.
«Эта тема обсуждалась давно и теперь понятно, какие действия нужно предпринять, чтобы проект сдвинулся с мертвой точки. В частности, представляется правильным внести изменения в Закон об административных правонарушениях, которые ограничили бы размер штрафа за вождение автомобиля автомобиль без полиса ОСАГО на ежедневный Один раз, если подобные нарушения будут зафиксированы с помощью камер», — сказал Уфимцев.
Представитель облгосадминистрации уточнил, что действующая редакция Кодекса об административных правонарушениях не содержит подобных ограничений, поэтому штрафы могут назначаться многократно, что может стать «значительной финансовой нагрузкой для автомобилистов».
Фото: FotograFFF/Shutterstock/FOTODOM
На данный момент в облгосадминистрации не могут прогнозировать, когда будут внесены изменения в КоАП. Однако они отметили, что необходимо разобраться с ситуацией, когда некоторые владельцы транспортных средств пренебрегают своими обязательствами по подписанию договора ОСАГО.
«Это необходимо для защиты уважаемых участников дорожного движения, именно маргинальные группы нарушают правила, попадают в аварии и зачастую не покупают ОСАГО», — отметил Уфимцев.
В письме в ведомства сообщили, что в настоящее время автовладельцы имеют возможность заключить краткосрочный договор ОСАГО, например на 1-2 дня, поставить машину на учет и затем ездить на ней без ОСАГО. Получается, что единственный способ проверить, соблюдает ли водитель правила дорожного движения, — это остановиться инспектором ГИБДД.
В целом, по данным ЮАР, доля водителей без обязательного страхования автогражданской ответственности составляет около 8-9% из 40 миллионов автомобилистов, находящихся в настоящее время на дорогах. В 2023 году доля автовладельцев без ОСАГО составит примерно 10%.
Для запуска фиксации вместе уже работают МВД, Центробанк и РСА
По данным РГА, в марте 2023 года была создана рабочая группа для внедрения фиксированной системы ОСАГО. Среди них были представители ЦБ России, Минфина, МВД и Королевского банка России.
Рекомендовано совместно с МВД, Минфином и ОГА к 15 ноября 2023 года подготовить решение рабочей группы для рассмотрения на очередном заседании Правительственного совета по установлению сроков запуска опытной эксплуатации соответствующей системы учета нарушений. Однако этого не произошло. На основании решения рабочей группы пилотный проект будет работать в следующем порядке:
- Только когда водитель без полиса ОСАГО нарушает правила дорожного движения, ситуация будет зафиксирована камерой. То есть камеры фиксируют нарушения, такие как превышение скорости или нарушение разметки полосы движения, и должна начаться политика проверок;
- Внести изменения в статью 12.37 КоАП, установив, что водители-нелегалы, не участвующие в ОСАГО, не могут получать более одного штрафа в день;
- Министерство внутренних дел должно обеспечить запуск проекта в течение 6 месяцев с момента внесения вышеупомянутых изменений в Административный кодекс.
фото: alleks19760526/Shutterstock/FOTODOM
За водителей без ОСАГО придется платить ответственным водителям
Основные проблемы, с которыми сталкиваются автомобилисты, не застраховавшие ОСАГО, в первую очередь те же проблемы, с которыми сталкиваются автомобилисты, застраховавшие гражданскую ответственность. Поэтому, если в ДТП виноват незастрахованный водитель, затраты на ремонт и восстановление здоровья пострадавшего должны быть взысканы в порядке гражданского иска в судебном порядке. В ОГА признали, что у преступников часто не было денег.
«При этом наиболее «срочные» водители, скорее всего, откажутся покупать полисы, поскольку они будут дорогими. При этом проникновение ОСАГО упало в основном среди наиболее подверженных риску групп автомобилистов», — РГА выражать.
Как будут работать камеры
Генеральный директор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин объяснил, по какому принципу дорожные камеры должны начать фиксировать водителей без ОСАГО. С этой целью он привел следующие примеры:
- Транспортные средства попадают в поле зрения камеры несколько раз в течение дня;
- Затем камера фиксирует первое нарушение и сравнивает информацию о наличии действующих полисов ОСАГО в базе данных НСИС. Если политики нет, будут штрафы.
«Но поскольку транспортное средство может быть поймано на камеру сотни раз, изменения в КоАП предусматривают лишь одно нарушение в день. Это предполагает, что у владельца транспортного средства на следующий день уже есть полис ОСАГО, «, — уточнил эксперт.
По его словам, если на следующий день ОСАГО не будет застраховано, автовладельца оштрафуют во второй раз за отсутствие страховки.
Фото: Константин Кокошкин/Global Look Press
Сколько водителей ездит без полисов
По данным ГИБДД, в общей структуре нарушений, непосредственно выявленных ГИБДД, за последнее десятилетие существенно выросла доля несоблюдения требований ОСАГО: с 1,2% в 2011 году до 12,6% в 2020 году. Кроме того, количество решений о привлечении к административной ответственности по ст. 1. 12.37 Согласно Закону об административных правонарушениях, в последние годы ежегодно совершается в среднем 2,8 миллиона противоправных действий. По данным МВД, по итогам 2023 года инспекторами было поймано 2,1 млн водителей, управляющих транспортными средствами без ОСАГО, что составило 10,8% случаев административных правонарушений. Среди всех расследованных противоправных действий доля таких фактов снизилась по сравнению с предыдущим годом.
Почему фиксация поездок без ОСАГО камерами не работает
С 2018 года МВД и ОГА пытаются сотрудничать по обмену данными о незастрахованных водителях.
Результатом совместной работы должно стать начало использования камер для фиксации автомобилей без ОСАГО. Каждый участник не раз говорил о своей готовности. Автоматическое выявление подобных нарушений даже опробовали в Москве. Еще в 2018 году заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов заявил в интервью Autonews.ru, что город готов ввести документально оформленный полис ОСАГО после объединения системы ОГА и МВД база данных.
Между тем, источник Autonews.ru, знакомый с разработкой документа, весной 2023 года заявил, что для того, чтобы начать фиксировать наличие полисов ОСАГО для автомобилистов, будет недостаточно просто внести изменения в Кодекс поведения при административных правонарушениях. По мнению собеседников, это также потребует пересмотра госконтрактов на эксплуатацию федеральных сетевых систем. При этом, по его словам, сам тендер на тот момент объявлен не был.
Autonews.ru направил запросы в ЦБ и МВД.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?