Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Новости

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы устранения

Такие симптомы, как снижение мощности или повышенный расход, могут указывать на изношенный катализатор. На Autonews.ru указано, можно ли проверить этот элемент без обращения в сервис

Как определить, забит ли катализатор, не снимая его знак

Фото: Ульяенко Дмитрий/Shutterstock/FOTODOM

  • Почему забит катализатор
  • Симптомы блокировки катализатора
  • Последствия засорения катализатора
  • Как определить, есть ли засор, не снимая катализатор
  • Катализатор засорился. Что я должен делать
  • Давайте рассмотрим типичные проблемы с катализатором и возможность их решения самостоятельно.

    Почему забивается катализатор

    Без экстремальных или полностью разрушительных условий эксплуатации катализатор рассчитан на срок службы не менее 200 000 – 300 000 километров пробега. Конечно, цифры средние, но сами детали очень хорошо продуманы. Однако практика всегда вносит коррективы в непротиворечивую инженерную теорию. А тем более в России, вдали от крупных городов и сетевых заправок. Перечислите типичные причины выхода из строя катализатора.

    Низкое качество топлива

    Как определить, забит ли катализатор, не снимая его знак

    Фото: Светлана Возмирова/Global Look Press

    Повышенный угар масла в двигателе

    В списке причин «смерти» катализатора есть причины, сравнимые с плохим топливом. Общая логика аналогична описанному выше явлению неполного сгорания. Масло, попадающее в цилиндр через кольцо или клапан, не сгорает (по крайней мере, не полностью) и откладывается на сотах катализатора.

    Иные причины

    Подразумевается, что это имеет прямые или косвенные последствия в виде слишком высокой температуры выхлопных газов или наличия твердых частиц в их составе. В первом случае сотовая конструкция выгорает и разрушается. В последнем случае он забивается нагаром.

    При любом раскладе надо понимать, что изменения в структуре решетки препятствуют нормальному выделению газа. В этом случае прерывается и непосредственная функция катализатора по очистке того же газа до расчетного уровня опасных примесей. Изменения состава выхлопных газов фиксирует кислородный датчик (лямбда-зонд) после каталитического нейтрализатора, и на основании этого сигнала блок управления корректирует состав смеси.

    Читайте также:  Завод ПСМА Рус в Калуге возобновляет производство автомобилей

    Вопреки распространённому в интернете мнению, второй лямбда-зонд на выходе из катализатора не является просто контрольным зондом, его роль ограничивается зажиганием лампочки «check engine». Его измерение также способствует образованию смеси, хотя и не имеет столь решающего значения, как первое измерение «лямбды». Поэтому даже после установки качественного пламегасителя и правильного «обмана» расход топлива всегда будет выше, чем с новым заводским катализатором.

    Симптомы забитого катализатора

    Есть некоторые типичные признаки того, что катализатор неисправен. Мы перечислим их ниже.

    Снижение динамических характеристик

    Я часто слышу выражения типа «машина тупая» или «меня держат за хвост». Засорение катализатора также иногда называют «захлебыванием двигателя». Все это говорит о снижении динамики разгона и снижении отклика двигателя на высоких оборотах.

    Повышение расхода топлива

    Следующие симптомы возникают параллельно с симптомами, перечисленными выше. Расход топлива также увеличивается, хотя автомобиль уже не реагирует должным образом на нажатие педали газа.

    Изменение состава выхлопа

    Катализаторы используются с целью максимального «озеленения» выхлопных газов, поэтому при прерывании их работы отчетливо наблюдаются изменения химического состава. Прежде всего, на каждом испытательном стенде выявляются повышенные уровни CO и CH (оксида углерода и углеводородов).

    «Check engine» на приборной панели

    Как определить, забит ли катализатор, не снимая его знак

    фото: Михалвойтковяк/Shutterstock/FOTODOM

    Любой блок управления инжекторным двигателем может достаточно точно оценить состояние катализатора. Для этого используется сигнал кислородного датчика (лямбда-зонда). Датчиков кислорода имеется как минимум два: один до и один после катализатора. Первый оценивает выхлопные газы сразу на выходе из двигателя и напрямую влияет на образование топливовоздушной смеси. Второй датчик контролирует состав газа после его прохождения через катализатор. Проще говоря, ЭБУ оценивает эффективность работы катализатора, сравнивая показатели по принципу «было/было». Если это не удастся, водитель получит уведомление в виде знакомого желтого света.

    Читайте также:  Родстер Seven CSR Twenty стал самым дорогой моделью в гамме компании Caterham

    Последствия забитого катализатора

    В общем случае пониженная динамика, повышенный расход и высокоагрессивные выхлопные газы описаны выше. Изношенный катализатор не наносит немедленного или существенного вреда двигателю. Однако если откладывать замену на долгие годы и мириться со странным поведением автомобиля, последствия будут долгожданными. В худшем случае, если решетка катализатора сделана из керамики (некоторые из них также сделаны из металла), перегрев может привести к тому, что частицы разлагающегося материала вернутся обратно в цилиндр.

    Это происходит из-за наличия разнонаправленных пульсаций газа в выхлопной трубе. Другими словами, в некоторых режимах работы поток выхлопных газов может временно частично «улетать» обратно в камеру сгорания. Если катализатор находится в плохом состоянии, разбитые керамические частицы могут прилипать к сотовой поверхности. Мы не будем обсуждать последствия постоянного присутствия абразивов в цилиндре.

    Как определить, забитый катализатор или нет, не снимая его

    Помимо перечисленных выше симптомов и интерпретации значка «Check Engine» с помощью OBD-сканера, достоверно оценить состояние катализатора без его снятия невозможно. Как понятно из конструкции, эта деталь является неотъемлемой частью выхлопной трубы и прикручивается (иногда приваривается) к другим элементам системы.

    Если катализатор можно заменить как отдельную деталь, оценить его состояние сможет любая «яма» или эстакада ГСК. Для этого его нужно снять и осмотреть сзади с помощью фонарика. Ячейка должна быть чистой и гладкой, без осыпавшихся участков и загрязнений, препятствующих прохождению газа.

    Если владельцу «повезло» и катализатор с завода выполнен за одно целое с остальным выхлопом, то снятие его с автомобиля вряд ли поможет в диагностике. Если в ваших диагностических инструментах нет высококачественного эндоскопа с подсветкой, вы не сможете проверять детали, поднося их к свету.

    Как определить, забит ли катализатор, не снимая его знак

    Фото: Антон Толмачев/Shutterstock/FOTODOM

    Катализатор забит: что делать

    Несмотря на известные «гражданские» методы оживления катализатора после поломки (продувание, сжигание в горелке), все это не имеет особого смысла. Даже если часть грязи удастся частично удалить, плотное покрытие из драгоценного металла на сотах не вернется. А физически поврежденные решетчатые конструкции восстановлению не подлежат. Если катализатор засорился или повредился, у владельцев есть три варианта действий.

    Читайте также:  ТОП-7 лучших пикапов: характеристики и фото

    Замена катализатора на новый

    Самый правильный и самый дорогой, поэтому в сценарии нашей страны практически не используется. Хотя нет необходимости подробно объяснять преимущества, цена самих запчастей обычно повергает неподготовленных автолюбителей в шок.

    Установка пламегасителя

    Данное решение составляет основную часть решений, принимаемых российскими автовладельцами в случае выхода из строя катализатора. Отсутствие реального контроля за нормами выбросов и низкая стоимость пламегасителей на любой вкус определяют популярность этой меры в нашей стране. При замене катализатора на пламегаситель вместо второй лямбды устанавливается «фишка», постоянно сообщающая блоку управления, что с выхлопом все в порядке. В действительности, конечно, очистить газ от вредных примесей уже невозможно. Платить приходится за более дешевый «ремонт» с более резким запахом выхлопа, более низким тоном (хотя многие предпочитают его) и небольшим увеличением расхода по сравнению с новой заводской комплектацией выхлопной системы. Не беда.

    Выбивание катализатора

    Честно говоря, это неправильное решение проблемы. Даже без учета экологии физическое удаление внутренней структуры катализатора (часто просто выбивание сот ломом) сопровождается быстрым догоранием последующих выхлопных газов. Кроме того, как упоминалось ранее, неудаленный клеточный мусор может оторваться и попасть в двигатель со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Также читайте:

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий