Ремонт без учета износа не приведет к увеличению стоимости обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств
В России планируют ввести полную компенсацию по ОСАГО вне зависимости от износа деталей. Autonews.ru собрал подробности плана, который может быть реализован в 2025 году
Фото: Лантюхов Сергей / news.ru / Global Look Press
Российские автовладельцы возмущены тем, что воспользоваться системой возмещения ущерба по ОСАГО для восстановления своих транспортных средств после ДТП практически невозможно. Из-за так называемого коэффициента амортизации в большинстве случаев возмещение по автострахованию мизерное — до 50% суммы возмещения съедает коэффициент. Ожидается, что законопроект, исправляющий эту ситуацию, будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Документ одобрен Центробанком России и Минфином.
Суть предложения
В настоящее время автовладельцы могут получить только частичную компенсацию при получении денежной компенсации по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Сумма, вычитаемая на коэффициент износа, составляет от 20% до 50%. Только через суд можно получить справедливую компенсацию, полностью покрывающую расходы на ремонт.
Согласно предлагаемой инициативе, в законе об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств сохранятся две формы возмещения: ремонт и денежная выплата. Напомним, что основной формой возмещения является ремонт на СТО, с которым страховая компания заключила договор, однако на практике этот вариант применяется редко — около 5% случаев. Для страховых компаний выгоднее использовать второй вариант — денежную выплату с учетом износа. Износ ограничен 50%, и чем старше автомобиль, тем меньшую компенсацию получит его владелец.
Суть рассматриваемого нововведения заключается в том, что при недостаточности средств на ремонт владелец оборудования будет вправе обратиться в страховую компанию с просьбой оплатить дополнительные расходы на компенсацию износа.
Схема работает следующим образом: пострадавший самостоятельно находит автосервис и ремонтирует там автомобиль. Только в случае, если стоимость ремонта превышает уплаченную сумму, пострадавший обязан предоставить документ из автосервиса, подтверждающий проведение ремонта и показывающий отремонтированный автомобиль. На этом основании пострадавший обязан оплатить дополнительные расходы, не обращаясь в суд.
В то же время предложение решает и проблему скрытых повреждений. Эти повреждения обычно выявляются только в процессе ремонта и не включаются в расчет компенсации страховой компании. Если пострадавший считает, что ущерб несерьезный, и не обращается в авторемонтную компанию для ремонта после получения компенсации, он больше не сможет просить страховую компанию о дополнительной компенсации.
Фото: Автоньюс
Что говорят страховщики
Страховые компании, опрошенные Autonews.ru, отреагировали на предложенную схему положительно. В «Ингосстрахе» пояснили, что она позволит эффективно улучшить положение автовладельцев, попавших в ДТП.
В компании подчеркнули, что в рамках предложения автовладельцы смогут отремонтировать свои машины в течение девяти месяцев с момента оплаты, а также получить дополнительную выплату от страховой компании, которая будет включать компенсацию износа, но в натуральной форме.
В «Ингострахе» пояснили: «Закон также будет предусматривать более четкие процедуры применения натуральной формы, поскольку действующая формулировка является размытой и спорной. Следует отметить, что АЗС не являются дочерними обществами страховых компаний и имеют право не заключать с ними договоры без штрафных санкций; в этом случае у страховой компании отсутствует возможность отправить пострадавшего на ремонт по объективным причинам».
Вице-президент «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов отметил, что спрос со стороны клиентов на получение компенсации ущерба в денежной форме остается высоким, и такая возможность сохраняется в проекте законодательных поправок.
Иванов подчеркнул, что с точки зрения водителя самостоятельный ремонт обычно более экономичен по времени. Обычно граждане обращаются на СТО, которые регулярно оказывают услуги по ремонту транспортных средств. Это конкретные сервисные центры, которым автовладелец доверяет и которые ранее уже ремонтировались. Еще один фактор — удаленность от места проживания. Если в ближайшее время ремонт не планируется, возможна и оплата наличными.
В случае натуральной компенсации ремонтные услуги будут рекомендованы СТО, сотрудничающим с ОСАГО. В настоящее время эти СТО испытывают трудности с поставками запасных частей и не могут ремонтировать значительное количество автомобилей в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. Для автосервисов сотрудничество с ОСАГО вообще невыгодно.
«Мы считаем, что в случае принятия предлагаемых изменений в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» автовладельцы, желающие отремонтировать свое транспортное средство после ДТП, смогут сделать это в удобное для себя время и в привычном сервисном центре, — отметил Иванов. — Мы считаем, что предлагаемые изменения позволят повысить качество обслуживания клиентов на претензионной стадии, сократить сроки выплаты страхового возмещения и урегулирования споров с клиентами».
Фото: Дмитрий НДМ/Shutterstock/FOTODOM
Агентство «СберСтрахование» также поддержало инициативу, заявив, что она «обеспечивает комфортные и прозрачные отношения между пострадавшими водителями и страховыми компаниями в процессе рассмотрения страховых случаев». Оно добавило: «Водители смогут получить полную компенсацию благодаря четкому процессу между сторонами по фиксации скрытых повреждений транспортного средства и расчету фактической стоимости ремонта.
В «АльфаСтраховании» подчеркнули, что в настоящее время при проведении ремонтов по ОСАГО амортизация не учитывается, однако если такой ремонт не организован самой страховой компанией и потребитель не получает достаточной компенсации после амортизации, то амортизация в этом случае также должна быть учтена справедливым образом.
Что будет с ценами на полис
Хорошей новостью для автомобилистов является то, что страховая отрасль не ожидает роста премий после внесения поправок в Закон об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств.
«Это не приведет к росту стоимости полисов», — уверяют в «АльфаСтрахование», добавляя, что в случае принятия поправки страховщикам будет проще противостоять недобросовестным автоюристам.
«СберСтрахование» не планирует повышать стоимость полисов ОСАГО, сообщили в компании.
Вице-президент «РЕСО-Гарантия» прогноз цен не дал.
Он отметил: «Мы считаем, что пока рано прогнозировать повышение тарифов на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поскольку проект поправок пока находится на стадии обсуждения и может быть скорректирован.
Читайте также:
- В каких регионах России самые невнимательные водители? Топ-10 регионов
- Сколько «краткосрочных» полисов ОСАГО было приобретено в 2025 году
- Штраф, наложенный камерой за отсутствие обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами, повлияет на стоимость вашего полиса
- Опубликован список самых аварийных моделей автомобилей в России. Страховые компании возражают против рейтинга
Автор тегов: Александр Воронцов
- Хотите связаться со мной?