«Кадровый голод — это реальность». Кто теперь будет чинить машины

«Кадровый голод — это реальность». Кто теперь будет чинить машины Новости

Эксперт Терушкова: Ремонт автомобилей вырастет на 20–25%

Работники автомобильной промышленности остаются одной из самых востребованных профессий на рынке труда. Autonews.ru выясняет, кто и как продолжит ремонтировать автомобили, и скажется ли нехватка кадров на ценах и занятости

«Нехватка талантов — это реальность». Кто теперь будет ремонтировать машину

Фото: Белкин Алексей / news.ru / Global Look Press

Представители отрасли и независимые эксперты говорят о продолжающейся нехватке кадров в автомобильной промышленности. По данным исследования Avito Work, самыми востребованными работниками в автомобильной отрасли прошлой зимой стали электрики: спрос на них вырос на 157%. Между тем, по данным «Известий», общая потребность в работниках автомобильной промышленности выросла на 189 процентов, что в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По мере обострения нехватки рабочей силы растут и заработные платы в сфере ремонта и обслуживания автомобилей. По итогам первой половины марта средний объем продаж по отрасли составил 104,1 тыс рублей. Это представляет собой ежемесячный прирост в 13%. Autonews.ru поинтересовался у экспертов и представителей отрасли, скажется ли нехватка специалистов на качестве ремонта автомобилей и безопасности на российских дорогах.

Кого конкретно не хватает

Трудности в ремонте и обслуживании автомобилей в России по-прежнему существуют во многих областях. Причинами этого явления являются нехватка профессиональных кадров в сфере автосервиса и низкое качество персонала.

«Наиболее востребованными и дефицитными в сфере ремонта и обслуживания автомобилей являются высококвалифицированные автомеханики, монтажники металлоконструкций, диагносты и специалисты по ремонту электро- и гибридных автомобилей, которые умеют пользоваться современным высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением. В среднем около 8% от числа запланированных вакансий в нашей компании остаются не заполненными», — отметила Анна Курмаева, директор по персоналу компании Avilon AG. Эксперт отметила, что ситуация на рынке труда в этом году мало чем отличается от прошлогодней.

«Нехватка кадров — это реальная проблема; мы можем подтвердить, что в автомастерских действительно ощущается нехватка квалифицированного персонала». «Эта проблема существует уже несколько лет», — соглашается Юлия Трушкова, директор сервисной службы компании «Рольф.

В пресс-службе групп «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» отметили, что на протяжении многих лет ощущается нехватка квалифицированных специалистов, таких как автомеханики, диагносты, автомаляры, сталевары, жестянщики и т д., а поиск менеджеров по продажам и закупкам прекратился.

«Нехватка талантов — это реальность». Кто теперь будет ремонтировать машину

Фото: Олег Лозовой для РБК

Директор ДОРОЖНОЙ академии Сергей Козухов перечислил технических специалистов среди наиболее востребованных профессий в автомобильной отрасли: «В первую очередь, это автомеханики, специалисты покрасочно-кузовного цеха: маляры, жестянщики, арматурщики».

Читайте также:  Роскошный внедорожник Tank 800: раскрыта серийная версия

Все опрошенные эксперты подтвердили, что в целом нехватка кадров в сфере ремонта и обслуживания автомобилей остается острой. По сравнению с прошлым годом особых изменений нет.

Куда пропали сервисмены

Кожухов считает, что проблема нехватки кадров обусловлена ​​рядом ключевых факторов. Первая — потеря профессиональных кадров с началом специальных военных операций: многие сотрудники с официальных сайтов ушли на серый рынок. Второе — давление рынка. Все самые активные и молодые сотрудники перешли на рынок. «Рынок позволяет гибко подходить к графику работы, нет необходимости учиться или получать сертификаты, есть разные уровни ответственности», — поясняет эксперт. Третьим ключевым моментом, по мнению представителей ROAD, является демографический разрыв: «Люди, которые должны приходить к нам на работу сейчас, не родились 15–20 лет назад».

Курмаева отметила, что конкуренция за сотрудников на рынке труда жесткая: «Мы конкурируем не только с автодилерами, но и с компаниями других отраслей». Эксперты утверждают, что соискатели с востребованными навыками могут найти работу практически сразу после выхода на рынок, поэтому конкуренция здесь жесткая.

К чему ведет борьба за персонал

Респонденты подтверждают, что в настоящее время работодатели конкурируют за таланты, привлекая специалистов у конкурентов и предлагая привлекательные условия труда. Это имеет серьезные последствия для отрасли в целом и стоимости предоставляемых услуг. В конечном итоге это приводит к увеличению расходов для автовладельцев.

Курмаева считает, что есть два ключевых фактора: «Не только трудно найти хороших специалистов, но и трудно их удержать». Компании вынуждены регулярно пересматривать заработные платы и предлагать системы стимулирования. Это побудило других участников рынка принять меры.

«Нехватка талантов — это реальность». Кто теперь будет ремонтировать машину

Фото: ME Image/Shutterstock/FOTODOM

Трушкова подчеркнула, что рост расходов на персонал и постоянное увеличение налоговой нагрузки неизбежно приведут к росту издержек дилеров. Дилеры вынуждены перекладывать часть расходов на потребителей. Дилеры прогнозируют, что только в этом году расходы на техническое обслуживание автомобилей вырастут на 20–25%.

«Стоимость услуги — комплексный показатель, который складывается из многих факторов, в том числе из стоимости рабочей силы», — напоминает «Авилон».

В группах компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» также полагают, что автомобилистам стоит ожидать роста цен на услуги, поскольку автосалоны из-за нехватки кадров платят больше специалистам.

Кожухов подтвердил факт повышения заработной платы в автомобильной промышленности и отметил, что в настоящее время работники предъявляют требования к работодателям: «Сейчас мы находимся на рынке соискателей. Поэтому повышение заработной платы неизбежно».

Читайте также:  Chery Tiggo 8 Pro Max получил более дешевые переднеприводные версии

Эксперты отмечают, что это может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг. Хотя ситуация постепенно улучшается (в 2023 году — начале 2024 года на одну вакансию приходилось 1,9 кандидата, сейчас — 2,3–2,4), этого все равно недостаточно для укомплектования дилерских центров квалифицированными сотрудниками.

Трушкова объясняет, чем обернулась нехватка персонала в гаражах для автомобилистов. По словам экспертов, с увеличением срока службы российских транспортных средств нагрузка на сервисные центры становится все выше. Современные автомобили становятся все более сложными, требуя специалистов со знаниями электроники, программирования и других технологий. Дилерам непросто найти и удержать их.

«Нехватка талантов — это реальность». Кто теперь будет ремонтировать машину

Фото: Белкин Алексей / news.ru / Global Look Press

Сколько платят в автосервисах

В АО «Авирон» отметили, что в настоящее время заработная плата автомеханика в столичном регионе ожидается в размере от 100 000 до 200 000 рублей. Зависит от опыта работы. Специалисты по ремонту кузовов автомобилей и электрики получают более высокую заработную плату из-за большей сложности работы.

Рольфе подчеркнул, что уровень заработной платы во многом зависит от региона, квалификации специалиста, опыта работы и политики конкретного дилерского центра. В столичном регионе зарплата автомеханика может достигать 130–150 тыс рублей, а диагноста — 300 тыс рублей.

Представитель РОАД Кожухов не стал раскрывать конкретные цифры, отметив, что уровень зарплаты во многом зависит от множества факторов: квалификационной категории, уровня квалификации автомеханика и сложности выполняемых работ. Ориентироваться можно лишь на примерные цифры: «Например, зарплата автомеханика может варьироваться от 70 тыс рублей до 150–180 тыс рублей в разных компаниях». В столичном регионе средняя цена составляет около 120 тыс.–150 тыс рублей. Он отметил, что стандарты для специалистов покрасочных и кузовных цехов примерно такие же.

Кожухов заверил, что российские автомобилисты смогут отремонтировать свои машины, несмотря на нехватку кадров. Например, если часть дилерских центров закроется, произойдет перераспределение между сегментом официальных дилеров и независимыми АЗС: «В любом случае эта ниша закроется, и рынок выровняется».

Появятся ли кадры

В беседе с Autonews.ru директор ДОРОЖНОЙ академии Сергей Кожухов пояснил, что отрасль с трудом решает проблему нехватки кадров. В частности, в прошлом году была создана единая почтовая система.

«Мы договорились, что официальному дилеру для обеспечения его жизнеспособности в среднем необходимо 110 должностей. Эти должности сгруппированы по видам деятельности. Все они описаны и для каждой должности создан паспорт: требования к знаниям, навыкам, допуску и образованию. На основе этой системы мы сейчас совместно с Комитетом по профессиональным квалификациям начинаем вносить информацию в Справочник Минтруда», — отметил эксперт.

Читайте также:  Toyota 4Runner готовится к смене поколения: новый внедорожник показался на первом тизере

«Сегодня мы понимаем, что нам необходимо провести структурную работу на государственном уровне — Минпромторг, Госдума, Минобрнауки, чтобы они уже интегрировались в российскую программу (в прошлом году Россотрудничество вошло в Российский программный комитет по развитию предпринимательства в сфере автомобильного бизнеса) и начали поднимать этот вопрос», — пояснил представитель Россотрудничества.

Кожухов добавил, что в настоящее время учреждения среднего профессионального образования Москвы объединены в 23-ю группу («Техника и технологии наземного транспорта»). Подготовкой специалистов в столице займутся три учебных заведения: МГУ имени Николаева (2–3 тыс студентов), Московский технологический институт (около 5 тыс студентов) и Президентская академия.

В компании «Авилон» подтвердили, что также проводят дополнительное обучение сотрудников с целью повышения их квалификации.

«Мы активно сотрудничаем с вузами и техникумами по привлечению молодежи и выпускников на практику и стажировки. Более 40% стажеров трудоустраиваются в «Авилон»», — отметили в компании.

«Благодаря своевременному реагированию на проблемы нам удалось существенно улучшить ситуацию в автосалоне. Для механиков важно иметь стабильную загрузку и стабильный уровень заработной платы, обеспечение которой — задача компании. «Новые услуги, которые мы разработали с учетом потребностей клиентов, помогают нам достигать показателей заполняемости», — поясняет Рольф. В компании добавляют, что прилагают большие усилия для удержания существующих сотрудников, в том числе внедряя нематериальную поддержку: бесплатное питание, обучение и повышение квалификации в собственном учебном центре. Средний стаж механиков автосалона составляет 9,5 лет.

Читайте также:

  • Доллар падает, но автомобили не дешевеют. Эксперты объясняют почему
  • Когда лучше всего покупать автомобиль в 2025 году? Вам нужно знать это заранее
  • Рубль укрепился. Эксперты предсказывают, когда упадут цены на новые автомобили
  • Почему даже несмотря на то, что цены на новые автомобили в Китае падают, вторичный рынок становится дороже причина

Автор тегов: Александр Воронцов

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий