С 1 октября 2024 года планируется повысить плату за утилизацию автомобилей
Плату за утилизацию нероссийских автомобилей планируют существенно повысить. При этом за модель, оснащенную 2-литровым двигателем, к 2025 году придется заплатить до £1,172 млн, что это значит? Когда лучше всего покупать машину
Фото: ND700/Shutterstock/FOTODOM
Российские власти рассматривают возможность значительного и систематического повышения платы за утилизацию неотечественных автомобилей. Соответствующий проект постановления правительства был опубликован 15 июля о долгосрочной индексации сборов за утилизацию, в том числе для легковых автомобилей. Документ разработан комитетом Госдумы по промышленности и торговле и комитетом Совета Федерации по экономической политике. Примечательно, что экспертную комиссию при Совете промышленности возглавляет глава компании «АвтоВАЗ» Максим Соколов: он не раз решительно выступал за индексацию пошлин, чтобы не допустить «инфляции цен» на неотечественные автомобили.
Общественное обсуждение продлится до 20 августа. Если документ будет принят, то с 1 октября 2024 года автокомпании должны будут платить повышенную утилизационную пошлину при ввозе иномарок в Россию. Ужесточение коснется только брендов, которые еще не создали собственные производственные базы в России или соседней Белоруссии. Давайте разберемся, зачем это нужно и какие автомобили в этом случае увидят подорожание в первую очередь.
Как будут повышать утильсбор на автомобили: расчеты
Как ранее сообщали в Минпромторге, плата за утилизацию импортных автомобилей увеличится в 2024 году, если темпы производства отечественных и отечественных автомобилей будут достаточными. По данным ведомства, можно было бы запланировать повышение ставки в среднем на 70-85% в первый год и на 10-20% в последующие годы.
Сборы за утилизацию — это дополнительные сборы, которые импортеры должны платить помимо таможенных пошлин и различных налогов при ввозе автомобилей в Россию для дальнейшей перепродажи. Если модель локализована, государство компенсирует автомобильной компании эти затраты исходя из количества баллов локализации. Чем выше степень локализации, тем выше бонусы от государства — например, самые дорогие — локализация двигателей и коробок передач.
В настоящее время масштаб резерва по «отходам» выглядит следующим образом:
- 306 000 рублей для автомобилей с объемом двигателя до 2 литров
- 844 800 рублей эквивалентно цене автомобиля с двигателем 2-3 литра,
- 970 000 руб. Для автомобилей, оснащенных двигателями 3-3,5 л.,
- 1,235 миллиона для автомобилей с двигателем выше 3,5 л.
Для электромобилей стоимость новой машины установлена на уровне 32 600 рублей, но при ввозе через Беларусь необходимо доплатить более 300 000 рублей.
Если плата за утилизацию снова увеличится, вам придется заплатить дополнительные сборы:
год Объем двигателя, л Примерный расход, трение. Примерный размер утилизационного сбора за разные годы, руб. Разница 2024 1-2 556 000 +70-85% 2025 667 000 +10-20% 2024 2-3 1 563 000 +70-85% 2025 1 875 600 +10-20% 2024 3-3,5 1 794 600 +70 -85% 2025 2 153 400 +10-20% 2024 >3,5 2 284 750 +70-85% 2025 2 742 300 +10-20%
К 2025 году за автомобиль с объемом двигателя до 2 литров придется заплатить до 667 000 рублей. Около 800,8 тыс руб в 2026 г и до 117 млрд руб в 2030 г. Такие выводы можно сделать на основе коэффициентов, опубликованных в сообщении Минпромторга и проекте постановления. Более того, аналогичные расчеты и рекомендации содержались в письме председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева премьер-министру Михаилу Мишустину весной 2024 года. Ранее против повышения цен выступила Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД), письмо на имя Михаила Мишустина было опубликовано на Autonews.ru. В том же обращении Гутенев предложил увеличить утилизационный сбор для электромобилей до 1,1 млн рублей. К 2025 году он достигнет 2,34 миллиона рублей. 2030. Однако Минпромторг отказался от этого плана.
Фото: Роман Бабакин/Shutterstock/FOTODOM
Какие автомобили затронет повышение утильсбора
Как пояснили опрошенные Autonews.ru эксперты, увеличение «лома» в основном коснется нероссийских локализованных брендов, подавляющее большинство из которых — китайские. По статистике ROAD, в марте 2024 года в России появятся 57 китайских автобрендов. Среди них до введения санкций в Китае действовали 11 компаний: Chery, Haval, Geely, Changan, Xingtu, Omoda, JAC, FAW, Great Wall, GAC и Dongfeng.
С момента введения санкций в 2022 году 19 китайских брендов открыли официальные представительства. Кроме того, в России представлены китайские бренды без официального представительства, такие как Zeekr, BYD и Lynk & Co. Таких неофициально представленных брендов в ROAD 23.
В России производится только одна китайская марка – Haval. Также в соседней Беларуси автомобили выпускаются под брендом BelGee и представляют собой модернизированные автомобили Geely.
Так называемые Chery Eastern Partners организовали на бывшем заводе Nissan еще одно неофициальное совместное производство — они выпускают автомобили под российским брендом XCite. Московский завод выпускает автомобили на базе моделей JAC и моделей «Волга-Чанган». Теоретически эти бренды могут получить выгоду от Минпромторга при ввозе автомобилей, поскольку организуют производство в России (пусть и неформально.
Однако президент Национальной автомобильной федерации Антон Шапарин выразил сомнение в том, что автомобильные бренды смогут получить какие-либо бонусы за отверточную сборку. При этом, по его оценке, существенно пострадают такие компании, как «Соллерс» и «Автотор», которые сейчас собирают только крупные агрегаты.
«Компенсацию за утилизацию получат такие компании, как Haval, Bergi и другие, у них очень высокая локализация. Ведь процент утилизируемых затрат будет зависеть от степени локализации. Поэтому оплата за отверточную сборку будет стремиться к нулю. ;это «производство» на самом деле АвтоВАЗ и Камаз от этого тоже выиграют.
Кроме того, он полагает, что отечественные производители электромобилей смогут получить компенсацию. Например, Evolute, а также производитель «Москвич», который сейчас тестирует сварку кузова.
Фото: Максим Мишин / Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы / АГН «Москва»
Также в России производство возобновилось на бывших заводах Kia и Hyundai, а также на Заводе автомобильной техники (бывший завод ПСМА в Калуге – там собирали автомобили Solaris).
Компании также смогут частично компенсировать влияние дополнительных затрат, если продемонстрируют высокий уровень локализации.
Что будет с ценами
Авторы постановления полагают, что индексация утилизационного сбора не повлияет на стоимость локализованной продукции.
В пояснительной записке к документу говорится: «Принятие положений, изложенных в проекте постановления, не повлияет на его стоимость в связи с предоставлением мер господдержки.
Однако Шапарин смотрит на ситуацию иначе. Он спрогнозировал, что импортеры автоматически повысят цены на всю сумму утилизационного сбора, то есть с 306 000 рублей до 556 000 рублей по самому низкому пределу. Он полагает, что это даст таким компаниям, как «АвтоВАЗ», повод повысить цены — примерно на 100 тысяч рублей. Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков также сообщил Autonews.ru, что после этого изменения цены на автомобили неизбежно вырастут.
Начнут ли китайцы строить заводы в России
В Минпромторге полагают, что такой подход может помочь создать предсказуемые условия для отечественных и зарубежных производителей для принятия инвестиционных решений и подготовки к локализации. «Это важное условие для реализации совместных промышленных проектов», — отметили в министерстве.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Эксперт Шапарин сомневается, что этот шаг привлечет китайцев к созданию производственных баз в России. Он напомнил, что ранее привлечь в страну западных производителей можно было с помощью введения барьерной платы за переработку. Они наладили производство и привлекли поставщиков. Шапарин заявил, что в случае с китайскими автокомпаниями такая стратегия не сработает, поскольку у китайских брендов «разные задачи и разные способы ведения бизнеса в России».
«Западные автомобильные бренды, такие как Renault, Volkswagen Group, пытаются занять здесь долю рынка и наладить там производство. Но китайцам это не нужно — они здесь свою самоделку продают, но им некуда их поставить», — сказал Шапарин. «Дело не только в санкциях. У них просто нет заинтересованности в создании производства. Проще поднять цены, а потом: хочешь — бери, хочешь — не надо».
Насколько подорожают автомобили
В качестве примера можно привести недавние расчеты ROAD по импортным седанам Jetta VA3 возрастом от 1 до 3 лет при условии регистрации автомобиля на юридическое лицо.
В Китае цена этого автомобиля составляет 74 074 юаня (1 миллион рублей), в России – 2 319 854 рубля.
По расчетам РОАДа, к стоимости автомобиля (1 млн) дополнительно добавляются 721 636 рублей официальных сборов: утилизационный налог (300 600 рублей), таможенные пошлины (150 000), НДС (230 000), акциз (5 936 рублей) и СБЦТС (32 000 руб.). Также необходимо оплатить сбор за таможенное оформление (3100 рублей). Доставка оборачивается дополнительной стоимостью 240 000 руб.
Теперь на первом этапе цены на автомобили вырастут на 250 000 рублей. — до 2 569 854 рублей
Например, аналогичный расчет можно провести для Chery Tiggo 7 Pro Max, одного из самых продаваемых китайских автомобилей в России. Рестайлинговый автомобиль с двигателем объемом 1,6 литра стоит от 2 770 000 рублей. Переднеприводная версия стоит до 3 320 000 рублей. Топовая версия с приводом 4х4. Условно к этой цене придется добавить 250 000 рублей. В 2024 году она превысит 350 000 рублей. — Начиная с 2025 года.
Chery Tiggo 7 Pro Max (Фото: Chery)
Что будет для тех, кто хочет ввезти автомобиль для себя
Что касается ввоза автомобильной техники, то данные изменения не коснутся физических лиц, желающих самостоятельно ввезти в Россию автомобиль с объемом двигателя не более 3 литров для личного пользования и соблюдать установленные правила уплаты таможенных пошлин, налогов.
Когда все заработает
Документ отправлен на общественное обсуждение для дальнейшего рассмотрения его параметров. Он продлится до 20 августа. В случае принятия нововведение вступит в силу 1 октября 2024 года.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?