Перечислены уловки, которые используют страховые компании, чтобы запретить ремонт автомобиля по ОСАГО
ОСАГО работает в России уже более двух десятилетий, но основные проблемы остаются нерешенными. В некоторых случаях застрахованный автомобиль не подлежит ремонту по вине самой страховой компании вот почему
Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
В то время как Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщает, что средняя стоимость полисов ОСАГО снизилась (цены упали на 4,6% в ноябре 2024 г., к ноябрю 2023 г и на 6,5% в начале 2024 г.), сумма выплат выросла, при этом Российским автомобилистам по-прежнему грозят скудные компенсации за ремонт своих автомобилей после аварий. Страховые компании обладают мощным набором инструментов, которые могут превратить полисы автострахования в фикцию. Водители вынуждены читать закон и обращаться за помощью к независимым оценщикам и автомобильным адвокатам, чтобы защитить свои права. В противном случае вы рискуете стать жертвой мошенничества.
Антон Шапарин, вице-президент Национальной автомобильной федерации, заявил, что российская система ОСАГО сейчас очень напоминает игру в наперстки: «Страховая компания выступает в роли наперстка, а автовладелец — в роли будущей жертвы». Имеющиеся в их распоряжении инструменты, позволяющие им уменьшить выплаты или даже вовсе избежать компенсации, в то время как автовладелец выступает в роли дойной коровы: он по закону обязан купить полис. Основные способы занижения компенсации с годами не изменились и об этом должен знать каждый автовладелец.
Эксперты указывают как минимум на три главных совета: официальные каталоги запчастей, «независимые» оценщики и оплата наличными, а не натуральной компенсацией за ремонт через сервисные центры. Давайте рассмотрим каждый пункт более подробно.
Справочники РСА
Фото: Автомобильные новости
При расчете денежного возмещения или суммы, необходимой для восстановления ремонта в сервисном центре, страховые компании должны использовать официальные базы данных по ценам на запчасти и работу. С 2014 года для упрощения оценок создан единый онлайн-справочник, которому доверяют все специалисты отдела расчета заработной платы. В официальной базе указаны актуальные цены на запчасти, нормо-часы и материалы. Звучит красиво и правильно, но на самом деле данное руководство имеет мало общего с реальной рыночной ценой оригинальных запчастей.
Используя базу данных, дилер находит необходимый OEM-номер и вводит его в форму поиска. Эта база данных показывает среднюю стоимость запчастей в зоне автострахования. Ведь, как правило, речь вообще не идет об оригинальных запчастях: в расчете учитывается также происхождение и продаваемые аналоги сомнительного качества. Чаще всего информации о производителе вообще нет, в компенсационный счет включены средние затраты, и получается, что отремонтировать автомобиль невозможно. Аналогично рассчитываются затраты на лакокрасочные материалы и нормо-часы работы.
«Работы по восстановлению автомобиля изначально рассчитывались по приведенным затратам, принятым в справочнике РСА. Бороться с этой проблемой было очень сложно. Цена была снижена в три раза. Мы лично сравнивали запчасти для автомобилей разных категорий, разной цены, разного происхождения (в том числе отечественные автомобили) стоят», — прокомментировал Шапарин.
Выплаты вместо ремонта
Фото: Ирина Тарзян/Shutterstock/FOTODOM
Второй трюк, который часто используют токсичные страховые компании, — убедить клиентов платить наличными, а не выполнять физический ремонт в автосервисе. С точки зрения клиента такое предложение может показаться выгодным, но на самом деле это почти всегда прямой обман: в законе об ОСАГО нет положения об исключении амортизации при расчете страховой суммы. Денежное возмещение, успешно используемое страховыми компаниями.
Адвокат Лев Воропаев заявил, что в случае выплаты наличных страховые компании занижают сумму компенсации до 25-30% от фактической стоимости ремонта, поскольку при этом учитывается износ заменяемых деталей (стекла, крылья),капюшон и т д.
«По правилам натуральной компенсации (через ремонт) выплаты должны производиться без учета износа автомобиля», — напоминает Шапарин. «Страховые компании предпочли бы об этом забыть».
По сути, все, что нужно сделать страховой компании, — это убедить клиента принять оплату наличными вместо ремонта. В большинстве случаев автомобилисты дают такое согласие, не осознавая ошибки. Например, на форме заявки изначально выставлены соответствующие галочки: если вы не прочитаете их внимательно, вы откажетесь от части своих средств. Ситуация платного ремонта предусмотрена Законом об обязательном страховании автогражданской ответственности. Только в особых случаях страховщик может отремонтировать транспортное средство в одностороннем порядке за плату. Насколько они особенные – большой вопрос. Например, к 2022 году только 5% водителей смогут получить физическую компенсацию по ОСАГО. К 2024 году ситуация не улучшилась: форма компенсации в натуральной форме фактически умерла.
Прикормленные оценщики
Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
Третий ключевой вопрос эксперты связали с самой процедурой оценки ущерба транспортного средства при ДТП. Шапарин заявил, что так называемые независимые оценщики почему-то находились в офисах страховых компаний, что намекало на их аффилированность: «Эти эксперты изначально работали в интересах страховых компаний. Они не учитывали скрытые убытки» и вообще, их расчеты зачастую далеки от реальности».
В большинстве случаев «их» эксперты будут под разными предлогами не включать часть ущерба в отчет об оценке, тем самым занижая размер будущей компенсации. На этом этапе заказчик часто сталкивается с невозможностью качественно отремонтировать автомобиль: конечная сумма платежа и реальная стоимость ремонта могут отличаться в десятки раз.
Лучшее, что можно сделать в этой ситуации – лично присутствовать на осмотре и настоять на том, чтобы все обнаруженные повреждения были включены в акт проверки и прокомментированы в акте, если они не совпадают с заключением эксперта. Не менее важна справка, предоставленная сотрудником ГИБДД, принимавшим участие в ДТП: в ней должны быть указаны не только все видимые повреждения, но и любые скрытые повреждения, которые могли присутствовать.
А пока, чтобы получить правильную оценку ущерба, автомобилистам необходимо обратиться в независимую юридическую службу. После проверки подайте претензию в страховую компанию, которая рассмотрит ее в течение пяти дней. Зачастую страховые компании не могут удовлетворить претензии и вынуждены добиваться справедливой компенсации через суд. Это долгий и трудный путь, однако он почти всегда окупается сторицей.
Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
Также прочитайте:
- Госдума предлагает напомнить водителям об истечении срока полиса ОСАГО
- Что такое ДСАГО, как оно работает и чем отличается от ОСАГО
- Электронные полисы ОСАГО становятся все более популярными в России. Топ-10 регионов
- Хотите связаться со мной?