Дилеры: Санкции ударят по параллельным импортным автомобилям
От чего будет зависеть цена на автомобили и запчасти, что будет с параллельным импортом и как защитить продавцов от проблем с оплатой: дилеры и эксперты оценивают первый день новых санкций на Московской бирже
Фото: КЕЛЕНИ/Shutterstock/FOTODOM
После первого рабочего дня ограничений дилеры и аналитики оценили последствия новых санкций США и Великобритании для Московской биржи и потенциальных проблем с покупкой иностранной валюты для импорта и продажи автомобилей. Продавцы признают, что колебания обменного курса неизбежно приведут к росту цен, а эксперты по санкциям указывают на дополнительные риски. Какие приготовления следует сделать людям, планирующим покупку автомобиля.
Цены на автомобили привязаны к курсу валют
Как прокомментировал Autonews.ru директор департамента продаж новых автомобилей сети РОЛЬФ Николай Иванов, стоимость новых автомобилей, особенно моделей параллельного импорта, напрямую зависит от курса рубля. Если раньше процентные ставки определялись на фондовой бирже, то теперь единственная разница заключается в том, что центральные банки будут устанавливать внебиржевые ставки на основе спроса и предложения. Иванов считает, что пока ситуация далека от драматичной, но долгосрочная динамика курса рубля остается под вопросом.
«Если говорить о курсах валют, которые сейчас устанавливает не биржа, а центральный банк, то ничего страшного не произойдет (по курсу на 14 июля 95,7 рубля за евро и 89 рублей за доллар — красный) клетки крови). А тот разброс спроса и предложения, который мы наблюдали в последние несколько дней, — это всего лишь нынешнее желание мелких банков спекулировать на валюте. О долгосрочных перспективах рубля пока говорить сложно», — сказал эксперт сказал.
Иванов отметил, что на цены теперь будут влиять внебиржевые курсы валют, и он не видит предпосылок для снижения цен на автомобили.
«Если курс на внебиржевом рынке повысится, эффект мы увидим сразу, но разница будет небольшой. В случае официальных поставок автомобилей импортеры хеджируют валютные риски и постепенно повышают цены за счет обязательств по объему. Но чрезмерный рост цен приведет к падению реализации продукции. В случае с параллельным импортом реакция происходит быстрее: если курс вырастет, а рубль обвалится, цены резко вырастут», — пояснил руководитель.
Представитель дилерского сообщества успокоил тех, кто опасался, что их автомобили застрянут из-за заморозки переводов контрагентам. Ведь в основном это касается автомобилей из Китая.
«Мы не ожидаем каких-либо проблем с расчетом с контрагентом. Основные автомобили куплены в Китае и оплачены в юанях, они фактически не привязаны к евро и доллару. Сделка не будет заморожена», — заверил Иванов.
Фото: Autonews.ru
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов считает, что автомобили и запчасти, скорее всего, подорожают из-за опасений по поводу вторичных санкций в отношении партнеров российских компаний.
«В настоящее время точные последствия приостановки Россией валютных операций предсказать сложно, однако очевидно, что это может оказать негативное влияние на импорт и экспорт, в том числе автомобилей и их частей. Сделки с Китаем ухудшятся из-за опасений по поводу вторичных санкций, поставки оборудования и запчастей могут быть ограничены», — пояснил Тузов.
Аналогичная ситуация может возникнуть и в отношениях с другими дружественными странами, которые параллельно ввозят автомобили и запчасти через свою территорию.
«В результате их поставки могут сократиться на 10-25%, а цены на автомобили и запчасти могут вырасти в несколько раз. Например, жители Дальнего Востока уже столкнулись с тем, что санкции в отношении Московской биржи и НКЦ привели к росту цен на автомобили на 100–200 тысяч рублей», — рассказал Autonews.ru Тузов.
Авторынок в стороне от санкций
Глеб Бойко, юрист практики санкционного права и комплаенса НСП, заявил, что санкции против Московской биржи, НКЦ и НРД не окажут прямого влияния на автомобильный рынок. Он уточнил, что поставщики не будут использовать эти платформы для платежей, непосредственно связанных с импортом автомобилей и автозапчастей. Если отдельные вендоры и игроки отрасли могут покупать валюту через обменник на Московской бирже, то теперь валюты недружественных стран придется покупать разными способами: у российских несанкционированных банков, у иностранных банков и т.д.
Бойко сказал, что более серьезной проблемой для игроков автомобильного рынка является продолжающаяся борьба в западных юрисдикциях за обход санкций и экспортного контроля.
«Дело в том, что многие автозапчасти могут являться товарами, подлежащими экспортному контролю в западных юрисдикциях. Поставка таких товаров в Россию сейчас запрещена без разрешения соответствующих западных регулирующих органов.
Фото: Autonews.ru
Он считает, что пока риски не слишком высоки: западные юрисдикции специально не борются с игроками автомобильного рынка. Сейчас они больше сосредоточены на введении санкций и уголовных преследований в отношении представителей оборонно-промышленного комплекса и поставщиков микроэлектроники.
«Но не исключено, что в какой-то момент они присмотрятся к игрокам автомобильного рынка», — выразил обеспокоенность эксперт.
Вильгельмина Шавшина, партнер группы компаний «Б1», руководитель группы таможенного надзора и услуг международной торговли, отметила: «Рынок готовится к тому, что биржевые торги долларом США и евро временно прекратятся с 2022 года». Однако существует эффективный внебиржевой рыночный механизм определения обменных курсов, который позволит покупать и продавать доллары и евро в будущем.
«Очевидно, что курсы этих валют в ближайшее время вырастут. И они уже выросли. Экономический эффект от этого роста мы увидим в ближайшие недели», — рассказал эксперт Autonews.ru экспресс.
Шавшина также подтвердила, что российский импорт автомобилей и запчастей в Россию в основном поступает из Китая. Для китайских контрагентов многие импортеры уже перешли на торговлю в юанях. И что самое приятное, такие платежи можно осуществлять даже через банки, попавшие под санкции.
«Я думаю, что санкции против Московской биржи в значительной степени затронут те компании, которые до сих пор продолжают вести бизнес в «недружественных» валютах», — отметила Шавшина. «Однако практически все импортеры ощутят некоторое негативное влияние, так как курсы валют ощутят некоторое негативное влияние многие валюты, включая юань, вероятно, вырастут, что в конечном итоге приведет к росту цен на импортные товары, включая запчасти и автомобили».
В заключение она отметила, что для перестройки системы потребуется некоторое время, после чего расчеты даже с контрагентами из недружественных стран вернутся к прежним линиям, возможно, в несколько измененном виде.
Фото: Autonews.ru
Эффект даст знать о себе позже
Дмитрий Баранов, главный эксперт «Финам Менеджмент», сообщил, что изменение порядка валютных расчетов и увеличение затрат на такие операции могут привести к увеличению операционных издержек компаний автомобильного рынка. Это может увеличить стоимость их услуг. Например, это влияет на цену автомобилей и запчастей, затраты на обслуживание, расходные материалы и многое другое. По его прогнозу, компаниям потребуется несколько месяцев, чтобы адаптироваться, поэтому осенью на автомобильном рынке может произойти рост цен.
- Хотите связаться со мной?