В феврале 1951 года компания General Motors представила на Чикагском автосалоне два автомобиля: Le Sabre и Buick XP-300. Произошедшее ими потрясение вряд ли можно описать старой фразой «эффект взрыва бомбы». Поскольку понятия «концепт-кар» в то время не существовало, сами представители компании определили свою работу как «лабораторию на колесах». Здесь нет никакой фанфары, ведь помимо футуристического дизайна, оба проекта имеют большое количество инновационных технологий, непосредственно воплощенных в «железе», которые не были обещаны в пресс-релизе. Сегодня мы поговорим об одном из них — Buick XP-300.
Не секрет, что основную прибыль крупным автопроизводителям всегда приносили массовые модели, тиражи которых исчислялись шестизначными числами, если не миллионами. Однако если бы четырехколесный мир строился исключительно на тщательных расчетах крупных финансистов, мы бы никогда не увидели всего того безумия инженерной мысли и дизайна, которое блистает под светом софитов различных выставок, заставляя посетителей переосмысливать свои представления о ближайшем будущем. Что означает это безумие? Во-первых, он наглядно демонстрирует перспективы развития и потенциал существующих технологий. Во-вторых, это имиджевая составляющая, призванная стимулировать интерес к бренду среди СМИ и целевой аудитории. В-третьих, это отличный способ протестировать инновационные разработки, которые в будущем пойдут в производство. Все эти факторы мотивировали команду разработчиков Buick XP-300, которая имела внутреннее кодовое название XP-9.
Все началось в 1938 году с выпуска Buick Y-Job, который многие считают первым в мире концептуальным автомобилем в истории автомобилестроения. Кстати, буква «Y» была выбрана не случайно: в те времена ею обозначали авиационные экспериментальные самолеты. Дизайн Harley Earl настолько отличался от традиционного представления об автомобиле, что репортер, увидевший его на улицах Детройта спустя десятилетие после его появления, на самом деле подумал, что это новый Buick 1949 года, и даже умудрился отправить репортаж о нем в прессу. Как ведет себя прототип на дорогах общего пользования? На нем ездил сам Эрл. Изначально никто не планировал запускать Y-Job в производство, однако многие реализованные в нем решения впоследствии нашли применение в крупносерийном производстве на автомобильном гиганте. Среди них следует отметить культовую фальшрадиаторную решетку с вертикальными планками, которая впоследствии стала фирменным знаком Buick, фары, интегрированные в задние крылья, гидравлические стеклоподъемники, скрытые фары и утопленные дверные ручки.
Buick Y-Job 1938 года. Фото: autowp.ru
Buick Y-Job 1938 года. Фото: autowp.ru
Buick Y-Job 1938 года. Фото: autowp.ru
Buick Y-Job 1938 года. Фото: autowp.ru
В то время как Харли Эрл отвечал за дизайн внешнего вида новаторского Y-Job, его начинку разработал ведущий инженер подразделения Чарльз Чейн. Эти двое так хорошо сработались, что когда в начале 1950-х годов руководители General Motors снова решили шокировать общественность очередным футуристическим автомобилем, они обратились за помощью к ним. Сам граф был сосредоточен на рабочем Index XP-8 в Le Sabre, где он воплотил все свои самые смелые фантазии, вдохновленные мечтой о покорении космоса и небывалой скоростью развития авиации. XP-9 нарисовал кто-то совсем другой, но об этом позже. Технические аспекты обеих концепций снова были взяты на себя Чейном, и после завершения работы над проектами он начал продвигаться по карьерной лестнице компании и покинул свою должность в Buick.
Харли Эрл и его LeSabre 1951 года. Фото: autowp.ru
ЛеСабр ‘1951. Фото: autowp.ru
ЛеСабр ‘1951. Фото: autowp.ru
ЛеСабр ‘1951. Фото: audrainautomuseum.org
То, что создал Эрл, сломало все шаблоны. Не следует забывать, что у кастомайзеров того времени не было материальной и технической базы для создания столь сложного автомобиля по той простой причине, что объем кузовных работ был слишком велик. Высшее руководство Harley предоставило ему полную свободу, включая все сопутствующие финансовые возможности и производственные мощности. Однако те же самые руководители высшего звена хотели не только увидеть расширение зрачков, затаенное дыхание и гром аплодисментов во время демонстрации, но и показать своим потенциальным клиентам настоящий автомобиль, который они могли бы купить за реальные деньги.
Давайте на минутку отвлечемся и вернемся на 12 лет назад к описываемым событиям. Нед Николс был рабочим бумажной фабрики в небольшом городке Каукана, штат Висконсин. Он был настолько впечатлен статьей в журнале о Харли Эрле и Y-Job, что решил отправить пачку своих набросков в General Motors вместе с письмом с заявлением о приеме на работу, надеясь, что это станет его первым шагом на пути к достижению американской мечты. У Николса не было формального образования, но у него были собственные представления о красоте транспортных средств. Его подход оказался весьма рациональным: в 1941 году Неда наняли и впоследствии назначили главным конструктором XP-300.
Если творение Николса и похоже на дорожный автомобиль начала 50-х, то только по сравнению с невероятным Le Sabre. Решетка радиатора интегрирована в бампер и напоминает насадку электробритвы, с ее продолжением в виде панелей по бокам, которые продолжаются до задних арок, и с хромированными «жаберными» решетками, которые не просто хорошо выглядят. Компоненты на передних крыльях отвечают за отвод тепла из моторного отсека, компоненты на дверях отвечают за подачу наружного воздуха в салон, а компоненты на заднем крыле отвечают за охлаждение тормозов. Низкое панорамное лобовое стекло усиливает ощущение скорости этого приземистого автомобиля длиной почти 4,9 метра. Высота до верхнего края рамы переднего стекла составляет всего 1350 миллиметров, и маркетологи на различных выставках и в рекламных проспектах постоянно подчеркивают, насколько низкая линия двери по сравнению с женской антропометрией. Несколько лет спустя каплевидная оправа передней оптики стала частью фирменного стиля Buick.
Buick XP-300 1951 года. Фото: autowp.ru
Николс постарался на славу в задней части автомобиля: боковины были разработаны за несколько лет до рассвета детройтского барокко, огромная центральная часть заднего бампера плавно переходит в третье крыло между двумя створками крышки багажника, а намеренно выделенные выхлопные трубы явно отсылали к реактивным истребителям, которые вот-вот должны были преодолеть сверхзвуковой барьер. Пожалуй, самой яркой особенностью всего скульптурного комплекса является антенна, которая автоматически выдвигается над фальшивым соплом при включении радио.
Бьюик XP-300. Фото: autowp.ru
Бьюик XP-300. Фото: en.wheelz.me
Бьюик XP-300. Фото: cars4starters.com.au
Бьюик XP-300. Фото: cars4starters.com.au
Бьюик XP-300. Фото: macsmotorcitygarage.com
Шасси представляет собой нечто среднее между пространственной рамой и несущим стальным кузовом. Наружные панели изготовлены из алюминиевого сплава методом горячей штамповки. В этом случае дверь в закрытом состоянии запирается не традиционным замком, а длинным стальным штифтом с гидравлическим приводом, обеспечивающим дополнительную жесткость конструкции. Его снаряженная масса составляет чуть более 1400 кг благодаря широкому использованию металла в крыльях.
Традиционно, когда речь идет об американской автопромышленности, все самое лучшее скрыто под капотом. В этом отношении Чарльз Чейн, возможно, даже превзошел Неда Николса, поскольку он преследовал цели, опережавшие его время. Оба концепта оснащены полностью алюминиевым рядным шестицилиндровым двигателем V8 объемом 215 кубических дюймов (3,5 литра) с полусферическими камерами сгорания и степенью сжатия 10:1. Диаметр цилиндра равен ходу поршня — 3,25 дюйма. Как видно из рисунка ниже, шток толкателя выпускного клапана пересекается с осью цилиндра. Они проходят между «горшками», а коромысла установлены параллельно распределительным валам. Трудный? Недостаточно сложно! Конструкция дополнена усилителем Рутса, обеспечивающим избыточное давление 1,35 бар. Но это еще не все.
Автомобиль оснащен двумя полноценными топливными системами: в спокойном режиме в цилиндры поступает обычный бензин из насоса; При более интенсивном использовании педали газа двигатель переключается на чистый метанол и имеет отдельный бак. Обе системы питают двигатель через собственные двухкамерные карбюраторы Bendix. При испытаниях на динамометре инженерам удалось извлечь 335 лошадиных сил из 215 кубических дюймов, или 1,55 «лошадиных сил» на кубический дюйм. В то время самым мощным двигателем, произведенным в Соединенных Штатах, был Chrysler 331 FirePower, мощность которого составляла 0,54 лошадиных сил на кубический дюйм. Эти данные, по-видимому, наиболее убедительно отражают тот факт, что при создании XP-300 не только дизайнеры и маркетологи опередили свое время. По американским стандартам, малолитражный V8 агрегатируется с усовершенствованной двухступенчатой автоматической коробкой передач Dynaflow.
фото: autowp.ru
фото: macsmotorcitygarage.com
фото: macsmotorcitygarage.com
фото: macsmotorcitygarage.com
Конечно, автомобиль с таким количеством хлама под капотом должен тормозиться достаточно эффективными тормозами. Ширина их колес побила все рекорды отрасли, и каждое колесо оснащено парой двухбашенных механизмов. При этом охлаждающие ребра на переднем барабане расположены диагонально, что обеспечивает лучшее охлаждение. Передний блок установлен на ступице колеса, а задний блок — рядом с трансмиссией, что снижает неподрессоренную массу. Думал ли об этом кто-нибудь за пределами ипподрома в 1951 году? Передняя подвеска использовала торсионную балку и два поперечных рычага, а задняя подвеска была основана на конструкции De Dion с винтовыми пружинами. Кроме того, автомобиль оснащен четырьмя фиксированными гидравлическими стойками вместо домкратов. Гидравлическая система также отвечает за открывание капота, управление «жабрами» для всасывания воздуха в салон, стеклоподъемниками и регулировку ковшеобразных сидений, которые можно надувать в различных секциях.
В отличие от красочного дизайна экстерьера, окрашенного в цвет Venus White, интерьер отличается простотой и практичностью. Важнейшее место в «мобильной лаборатории» занимают многочисленные устройства, позволяющие контролировать системы транспортного средства. Приборная панель обширна и включает в себя спидометр, совмещенный с тахометром, образуя «будильник», указатели уровня топлива в обоих баках, указатели давления и уровня масла в двигателе и трансмиссии, вольтметр и указатель температуры охлаждающей жидкости. Установка оснащена секундомером и датчиком абсолютного давления во впускном коллекторе. Также следует отметить регулируемую по вылету рулевую колонку и опциональные на тот момент ремни безопасности.
Buick XP-300 1951 года. Фото: autowp.ru
Buick XP-300 1951 года. Изображение: conceptcarz.com
Buick XP-300 1951 года. Изображение: oldcarsweekly.com
Как уже упоминалось выше, обе концепции были созданы не только для того, чтобы путешествовать от побережья к побережью с тематическими мероприятиями, но и каждый раз становиться ярким событием и центром общественного внимания. Их тоже эксплуатируют! Харли Эрл ездил на Le Sabre почти каждый день, а Чарльз Чейн проехал более 10 000 миль на Buick, достигнув личной скорости 110 миль в час (177 км/ч). Рекорд XP-300 составил 140 миль в час (225 км/ч), его установил генеральный менеджер подразделения Айвен Уайлс. В 1964 году автомобиль был тщательно отреставрирован и перевезен в музей Слоуна в Мичигане, где он находится и по сей день. Кстати, и Le Sabre, и XP-300 были застрахованы на сумму 1 миллион долларов.
фото: americantorque.com
изображение: wikipedia.org
Buick XP-300 — поистине уникальный пример интеллектуального скачка инженеров, которым была предоставлена полная свобода, и творческого подхода художников, которым была предоставлена возможность творить, не оглядываясь на популярные тенденции и корпоративные стандарты. Они оба умели мечтать, мыслить масштабно и, что самое главное, они знали, как использовать имеющиеся в тот момент ресурсы. Знаете, может, оно и к лучшему, что этот автомобиль не планируется выпускать серийно: лаборатория на колесах по определению не может быть серийной. Честно говоря, мне меньше всего хочется обсуждать, может ли проект с индексом XP-9 иметь финансовый успех. Причина проста: не все мечты можно обменять на деньги.
- Хотите связаться со мной?