Энцо Феррари: маг автомобильного мира

Энцо Феррари: маг автомобильного мира Новости

Энцо Феррари – один из тех людей, которые изменили мир. Как это удалось кому-то из семьи бедного итальянского мастера? Рассказываем биографию Энцо Феррари

Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

Фото: Рег Ланкастер/Getty Images

  • Биография
  • Феррари и Форд
  • Феррари и Ламборгини
  • Автомобили Феррари
  • Феррари в Формуле 1

Биография Энцо Феррари

Энцо Феррари (1898-1988) — выдающийся итальянский предприниматель ХХ века и организатор гоночной команды, а также автомобильной компании своего имени, специализирующейся на выпуске спортивных автомобилей и малосерийных дорожных моделей с ярко выраженной темперамент.

И это человек, жизнь которого окружена легендами, автором значительной части которых был сам Коммендаторе (почетное неофициальное звание в Италии), имевший множество других прозвищ от просто «Инженера» до «Мага». Энцо Феррари поэтому любил говорить, что дата рождения, указанная в метрике, 20 февраля 1898 года, неверна, и виной тому сильный снегопад, который не позволил его отцу Альфредо добраться до муниципалитета в центре Модены 18 февраля, когда у него якобы родился младший сын. Обнаруженные позднее документы полностью опровергли эту версию, и люди, хорошо знавшие Коммендатора, предположили, что причиной тому было его увлечение каббалой. В этом эзотерическом учении число «18» символизирует силу воли, а двадцать символизирует печаль и озабоченность злом.

Ведь из семьи бедного мастера, рано оставшегося без поддержки отца и не получившего высшего образования, требовались необыкновенные волевые качества, чтобы стать человеком, чью публику будут ждать коронованные особы, промышленные магнаты и кинозвезды. Мечтал ли об этом солдат Первой мировой войны, демобилизованный по болезни, когда, получив в 1919 году отказ от ФИАТа принять его на работу, плакал, сидя на скамейке в парке Валентино в Турине? 28 лет спустя Энцо Феррари возвращается в это место в совершенно другом настроении после победы француза Раймона Зоммера за рулем Ferrari 159 S в Гран-при Турина. Кстати, в Каббале число «28» означает удачу в любви, и маг очень любил свою работу.

Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

Апрель 1964 года: Энцо Феррари, итальянский автомобильный дизайнер, водит одну из своих машин (Фото: Evening Standard/Getty Images)

Но в детстве Энцо мечтал о карьере оперного тенора и журналиста. В прошлом воплощении он даже серьезно старался. 16 ноября 1914 года миланская газета Gazzetta dello Sport опубликовала репортаж Феррари о футбольном матче Милан-Интер. Десять лет спустя Энцо станет одним из основателей издающейся в Болонье газеты Corriere dello Sport, но в то время уроженец Модены уже определился с карьерой автогонщика.

Энцо «задолбал» этот новый, опасный и невероятно привлекательный вид спорта еще в десять лет, наблюдая за соревнованиями в Болонье вместе со своим отцом. Дебют Феррари как гонщика состоялся в 1919 году, когда он выступал за команду SMN и финишировал четвёртым в гонке Парма – Поджо ди Берчето. А с 1920 года Энцо выступает в команде Alfa Romeo. Звезд с неба не хватало, но и балласта тоже не было. Намного позже в интервью Коммендаторе заявил, что стать великим гонщиком ему помешало его неумение «заставлять страдать машину, без которой невозможно стать чемпионом». Свою последнюю победу в качестве гонщика Феррари одержал 14 июня 1931 года, а в 1932 году повесил свой гоночный шлем после рождения первенца, названного Альфредо (Дино) в честь отца и старшего брата, умерших от испанки в 1916 году.

Но завершение карьеры летчика-истребителя не означало расставания с автоспортом. С 1929 года Энцо Феррари возглавлял преимущественно автономное гоночное подразделение Alfa Romeo, которое называлось Scuderia Ferrari («Конюшня Феррари»), а в 1937 году трансформировалось в команду Alfa Corse. После того как материнская компания решила вернуть себе полный контроль над своей спортивной дочерней компанией, Энцо Феррари захлопнул дверь и заявил: «Я не откажусь от способности иметь собственное мнение и от своего неприятного характера».

Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

Итальянский автогонщик и бизнесмен Энцо Феррари смотрит на Brabham-Repco во время Гран-при Италии в Монце, 4 сентября 1966 года (Фото: Рег Ланкастер/Getty Images)

Разрыв с Alfa Romeo заставил Ferrari перейти на новое качество. 1 сентября 1939 года он основал в родной Модене компанию Auto – Avio Costruzioni (AAC) по производству шлифовальных станков, используемых при производстве подшипников и четырехцилиндровых двигателей для учебных самолетов. Начало Второй мировой войны гарантировало спрос на оба вида продукции. Но Энцо не собирался сворачивать с автомобильной трассы. Говорят, что после этого Феррари подошел к концу своей жизни с состоянием в 100 миллионов долларов. Но также утверждается, что Коммендаторе оставался хроническим должником, поскольку страсть всей его жизни — автогонки — стоила очень дорого. Феррари назвал свою автобиографическую книгу «Мои ужасные радости». В 1969 году, чтобы остаться на плаву, инженер продал 50% своей компании семье Аньелли, владельцам ФИАТ. Сегодня Пьеро Ларди Феррари, внебрачный сын Энцо, ставший наследником после смерти Дино, владеет 10% акций Ferrari стоимостью 5 миллиардов долларов.

Феррари и Форд

сказать, что у Энцо Феррари был непростой характер, значит ничего не сказать. Единственным человеком, которого маг боялся даже во взрослом возрасте, была его мать Адальгиса. Все остальные, независимо от должности, постоянно подвергались разоблачению. Генри Форд II, внук основателя заокеанской автомобильной империи, испытал на себе, что такое злиться на Коммендаторе — к счастью, не напрямую. В начале 1960-х годов Энцо Феррари столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами и, чтобы продолжить участие в автогонках, был готов продать автомобильное подразделение компании. Со своей стороны, Генри Форд II в борьбе с GM активно расширял свой бизнес в Европе, и покупка уже знаменитой Ferrari была бы очень кстати. После капитального ремонта, стоимость которого составила несколько миллионов долларов, в 1963 году Форд предложил Феррари 18 миллионов долларов (около 140 миллионов долларов по сегодняшнему обменному курсу), что вполне устраивало Коммендаторе. Но запланированное соглашение состоялось. Увидев в контракте пункт, требующий, чтобы в случае превышения определенной суммы Форд согласился на расходы на содержание гоночного подразделения, Коммендаторе пришел в ярость и обрушил шквал выборочных оскорблений в адрес членов делегации высшего руководства компании американской компании, а затем покинул собственный офис. Узнав об этом, Генри Форд II не остался в долгу и в отместку решил разгромить команду Феррари в легендарной гонке Ле-Ман, которую итальянская Скудерия к тому времени уже выиграла пять раз. Замысел был реализован лишь с третьей попытки в 1966 году, и тогда «оружие возмездия» Ford GT40 оставалось неудержимым на трассе французского марафона еще три года подряд.

Читайте также:  Страховщики рассчитали стоимость ОСАГО для самых доступных машин. Список

Трейлер к фильму «Форд против Феррари», 2019 Видео: iVideos/Youtube

Эта история легла в основу сюжета американского художественного фильма «Форд против Феррари», вышедшего на экраны в 2019 году. В ряде моментов сюжет фильма отклонился от реальности. Вот основные несоответствия:

  • Ford GT40 не был создан американским дизайнером Кэрроллом Шелби «на аутсорсинге». Его привлекли лишь в качестве консультанта для доработки дизайна, автором которого стал британец Эрик Бродли, основатель компании Lola.
  • В фильме путь Форда к победе сокращается на один год.
  • Сценаристы пропустили победную историю о том, как годом позже соперниками по гонкам Ford GT40 1965 года Брюса Макларена и Кена Майлза стали соперники.
  • В 1966 году автомобили Ferrari ни разу не лидировали ни на один круг, как показано в фильме.
  • Энцо Феррари фактически отсутствовал в боксах команды в Ле-Мане в 1966 году. К этому времени Коммендаторе уже перестал выезжать на гонки, сделав исключение лишь для Гран-при Италии Формулы-1 в Монце.
  • Феррари и Ламборгини

    Заслуживает экранизации и история взаимоотношений Энцо Феррари и Ферруччо Ламборгини, тракторного короля послевоенной Италии, также не признанного властями. В 1962 году Ламборгини привез свое купе Ferrari 365 GT Энцо Феррари и объявил, что тот делает автомобили с таким же тяжелым сцеплением, как у тракторов, но гораздо менее надежным. Разгневанный Коммендаторе, не стесняясь, посоветовал гостю заняться своими делами, в результате чего через год появилась компания Automobili Ferruccio Lamborghini Spa, причем не где-нибудь, а в городе Сант-Агата-Болоньезе, менее чем в 30 км от наследия Феррари в Маранелло. Lamborghini организовала вертолетную охоту за новыми автомобилями своего конкурента, которые водители-испытатели Ferrari тестировали на извилистых дорогах в полях между двумя городами. А когда после очередного скандала несколько ведущих специалистов покинули Маранелло, Ферруччо немедленно их нанял…

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Итальянский инженер и дизайнер автомобилей Ферруччо Ламборгини на поле подсолнухов в Перудже, Италия, 1991 год (Фото: Вольфганг Кан/imago-images.de/Global Look Press)

    Машины Феррари

    С 1947 по 2023 год компания Ferrari выпустила около 40 семейств дорожных моделей, не считая отдельных версий, единичных экземпляров и концептов, а также более 200 гоночных автомобилей различных классов, в том числе 70 машин Формулы-1».

    Первая машина Энцо Феррари

    Первую модель, спроектированную под руководством Энцо Феррари в 1939-1940 годах, нельзя было назвать Феррари. Таково было условие «развода» фокусника с Alfa Romeo. Для участия в знаменитой гонке Mille Miglia на дорогах Италии компания Auto – Avio Costruzioni построила два экземпляра двухместного автомобиля AAC 815. Их рамное шасси с независимыми рессорами Dubonnet спереди, зависимой рессорной подвеской сзади и барабанной подвеской тормоза «по кругу» не были революционными. 75-сильный двигатель, рядная восьмерка объемом 1,5 литра, представлял собой тандем четверки Fiat 508 °C Balilla 110 и работал в связке с 4-ступенчатой ​​механической коробкой передач. Кузова машин, взлетевших на старте Гран-при Брешии (из-за начала Второй мировой войны Милле Милья была сокращена до городского формата) 28 апреля 1940 года, были окрашены в цвет бычьей крови, цвет гоночных автомобилей Alfa Romeo. Эдакий троллинг со стороны бывших коллег из Энцо Феррари! А логотип AAS очень напоминал эмблему Scuderia Ferrari, к которой прикреплена еще одна легенда.

    17 июня 1923 года юного Энцо Феррари, победителя гонки в Равенне, посетили родители Франческо Баракки, лучшего итальянского аса Первой мировой войны, погибшего пятью годами ранее. Мать пилота, графиня Паолина де Бьянколи, подарила Феррари фотографию сына рядом с самолетом, на фюзеляже которого красовалась эмблема встающей на дыбы лошади, и сказала: «Разместите это фото на своих машинах. Оно принесет вам удачу». Кажется, графиня обладала даром предвидения. Как еще можно объяснить, что среди множества талантливых велосипедистов того времени она выделялась далеко не лучшими? Что известно наверняка, так это то, что Энцо Феррари стал соавтором «автомобильного» варианта эмблемы.Таким образом, геральдический щит, на котором имеется изображение лошади, получил канареечно-желтый цвет герба и флага Модены, родного города Феррари.Кроме того, , добавлен итальянский триколор и буквы «S» и «F», обозначающие Scuderia Ferrari. 9 июля 1932 года состоялось боевое крещение модифицированной эмблемы. В этот день две Alfa Romeo 8°C 2300 совершили победный дубль в 24-часовой марафон в Спа (Бельгия).

    Читайте также:  Lada готовится возобновить производство Largus в Ижевске: стартовал выпуск опытной партии

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Фото: Алессио Де Марко / Агентство Keystone Press / Global Look Press

    Логотип Scuderia Ferrari со временем менялся. Прямоугольный вариант эмблемы, созданный в 1947 году, предназначен для дорожных моделей марки Ferrari. Скаковые лошади также несут на геральдическом щите изображение племенного жеребца.

    Модель Ferrari 125 S

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Ferrari 125 S (Фото: autowp.ru)

    Первым официальным представителем марки Ferrari стала гоночная модель 125 S, проектирование которой началось в январе 1945 года. Главным оружием двухместной машины стал 100-сильный V12. Это была инициатива Мэга, который в юности был впечатлен изображением двигателя такой архитектуры в статье о гонках в Индианаполисе. Пройдут годы, и великий дирижер Герберт фон Караян, входивший в число VIP-клиентов компании из Маранелло, скажет: «В настоящем Феррари можно услышать только бесподобную музыку двигателей V12, идеально гармонирующих». Именно мощные двигатели, по мнению многих, обеспечат 80% успеха моделей Ferrari, которые долгое время не отличались инновационной конструкцией шасси и безупречной отделкой. А днем ​​рождения Ferrari считается 11 мая 1947 года. Тогда в своей дебютной гонке в Пьяченце 125 S под управлением Франко Кортезе долгое время лидировал, прежде чем сошёл по неустановленным причинам за семь кругов до финиша. Но всего две недели спустя Кортезе принес Ferrari первую победу, обойдя более мощные Maserati 6CS 1500 в Гран-при Рима.

    Модель Ferrari 166

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Феррари 166 (Фото: autowp.ru)

    Эта модель, представленная в 1948 году, позволила Ferrari обрести свою классическую структуру. С одной стороны, гоночные версии 166-х с 2,0-литровыми двигателями V12 мощностью от 115 до 310 л.с одерживали победы (в том числе благодаря летчику князю Игорю Трубецкому, потомку декабристов) в самых престижных соревнованиях, в том числе и в Тарге Флорио, старейшая регулярная гонка в мире, Милле Милья и Марафон Ле-Мана. С другой стороны, 166-е были первыми, кто получил «переоборудованные» версии для дорог общего пользования. Энцо Феррари и раньше планировал использовать такие модели в качестве источника средств для финансирования спортивной программы, но начало Второй мировой войны помешало производству туристических версий AAC 815 с кузовами купе и «паук». После создания победоносного 166 более ранним планам был дан зеленый свет. Так появились первые модели Ferrari GT.

    Первоначально Коммендаторе не отдавал предпочтения какому-либо кузовному цеху, породив большое разнообразие типов и вариантов «гражданских» 166-х. Тем не менее, около 40 построенных экземпляров позволяют говорить о начале серийного производства GT из Маранелло. Появление нового продукта имело закономерное следствие – создание дилерской сети. Разумеется, соответствует амбициям Энцо Феррари. Салоны Ferrari открылись в престижных районах Парижа и Нью-Йорка.

    Модель Ferrari 250 GTO

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Ferrari 250 GTO (Фото: autowp.ru)

    Эта модель, представленная в феврале 1962 года, носит неофициальный титул лучшего Ferrari всех времён. 2-местное купе появилось на свет благодаря требованию FIA, согласно которому наличие серийного производства соответствующей модели служило пропуском в гонки Group 3 Grand Touring Car. Отсюда и буква «О» в названии, что означает омологацию.

    Механическая часть ГТО, ставшая результатом модернизации уже проверенных конструкций, сюрпризов не преподнесла. Доработанная аэродинамика должна придать модели новое качество. На этапе поиска оптимальных форм кузова будущий 250 GTO прозвали «Монстром», «Аардеаром» и «Гадким утенком», но конечный результат повторил сюжет сказки Андерсена. В первой половине 1960-х боевые версии 250 GTO выиграли этапы чемпионата мира по спортивным автомобилям и дважды выиграли автомобильный «Тур де Франс.

    Сочетание эффектного внешнего вида, надежных механических деталей, триумфальной спортивной биографии и скудного тиража в 39 экземпляров сделали Ferrari 250 GTO настоящим сокровищем. Бывший «Гадкий утенок» держит автомобильные рекорды Sotheby’s и AutoScout (48 405 000 и 85 000 000 долларов соответственно).

    Последняя модель Энцо Феррари

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Феррари F40 (Фото: Ferrari)

    Последней дорожной моделью, проект которой одобрил Энцо Феррари, стал суперкар Ferrari F40, подготовленный к 40-летию компании. На тот момент он был самым мощным (484 л.с.), самым быстрым (326 км/ч и 4,56 с на разгон 0-100 км/ч) и самым дорогим (около 400 000 долларов на момент выпуска, или более) миллион долларов по сегодняшнему курсу) жеребец из Маранелло. F40 — первый автомобиль бренда, в котором широко используются композитные материалы, такие как кевлар и стекловолокно. Благодаря этому F40 весил всего 1100 кг. За двухместной, довольно спартанской кабиной располагался 2,9-литровый твин-турбо V8 и продольно расположенная пятиступенчатая механическая коробка передач. Впечатляющие скоростные характеристики были достигнуты также за счет тщательно продуманной аэродинамики. Несмотря на наличие большого крыла, коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,34. При этом F40, как и сам Энцо Феррари, оставался достаточно консервативным: под легкими панелями кузова пряталась трубчатая рама, не было гидроусилителя руля и АБС, и, конечно, ни о каком полном приводе не могло быть и речи. — только задний привод! Чтобы справиться с таким жеребцом, требовались исключительные навыки пилотирования. Словом, все было так, как любил Коммендаторе! С 1987 по 1992 год было произведено 1315 F40.

    Читайте также:  Дорогой и никому не нужный: Volkswagen ID.7 очень плохо стартовал в Китае

    С тех пор, помимо традиционного GT, в линейке компании из Маранелло появились модели с гибридными силовыми агрегатами и режимом полного привода 4х4, в том числе кроссовер Purosangue (2022 г.). Что на это скажет инженер?

    Всего с 1947 года для дорог общего пользования было выпущено более четверти миллиона различных моделей Ferrari. В 2013 году компания решила не слишком увеличивать объемы производства, чтобы сохранить эксклюзивность бренда. Рекордным стал 2022 год (за 2023 год данных пока нет), когда клиенты марки получили 13 221 автомобиль.

    Феррари в «Формуле-1»

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Ники Лауда и Энцо Феррари (Фото: Bildagentur Kräling/imago-images.de/Global Look Press)

    Scuderia Ferrari — старейшая команда, в настоящее время участвующая в чемпионате Формулы-1. Дебют команды в «королевских гонках» состоялся на Гран-при Монако в 1950 году, а годом позже Хосе Фройлан Гонсалес за рулем Ferrari 375 принес Скудерии первую победу на чемпионате мира. Хотя команда из Маранелло не может вмешиваться в борьбу за лидерство чемпионата с 2007 года, она по-прежнему удерживает рекорд по количеству кубков конструкторов (16) и побед пилотов (15). В разные годы под знаменем Ferrari становились королями Формулы-1: Альберто Аскари (1952, 1953), Хуан Мануэль Фанхио (1956), Майк Хоторн (1958), Фил Хилл (1961), Джон Сертис (1964), Ники Лауда (1975, 1977), Джоди Шектер (1979), Михаэль Шумахер (2000–2004), Кими Райкконен (2007).

    Самыми знаковыми моделями Ferrari для трасс Формулы 1 являются:

    1. Ferrari 500 (1952-1953)

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Альберто Аскари выигрывает гонку на Ferrari 500 (Фото: autowp.ru)

    На заре Формулы-1 машин для участия в чемпионате просто не хватало, и машины Формулы-2 были допущены к соревнованиям. Готовясь к чемпионату 1952 года, Энцо Феррари наступил себе на горло и заменил непроверенный 2,0-литровый V12 на «четверку» того же рабочего объема. Это полностью преобразило довольно посредственную модель, участвовавшую в Формуле 2 в 1951 году. Альберто Аскари выиграет два чемпионских титула на Ferrari 500, а его рекорд из 9 побед подряд в Гран-при побьет только Макс Ферстаппен из команды Red Bull в 2023 году.

    2. Ferrari 156 «акулий нос» (1961)

    Энцо Феррари: волшебник автомобильного мира

    Феррари 156 (Фото: autowp.ru)

    В начале 1950-х и 1960-х годов Формула 1 изменилась навсегда. Революцию осуществила небольшая британская компания Cooper, сделавшая ставку на автомобили с задним расположением двигателя. Такая конструкция позволила снизить аэродинамическое сопротивление, уменьшить массу за счет отсутствия карданного вала, улучшить маневренность машины за счет смещения масс к центру. Это успешно компенсировало отставание в силе от Ferrari и Maserati, подтвержденное двумя чемпионскими титулами Джека Брэбэма (1959, 1960). Это вынужден был принять во внимание даже командор, который не раз громко заявлял, что лошади тянут телегу, а не толкают ее. Говорят, чтобы ускорить разработку новой модели, Энцо Феррари обратился к своему другу, Миммо Деи, владельцу гоночной команды Scuderia Centro Sud, которая тогда пользовалась автомобилями Cooper. Должно быть, один из них они переправили в Маранелло через дилера в Модене. Однако «британцев» там не клонировали, да и не смогли бы этого сделать, даже если бы захотели, так как новый техрегламент, среди прочего, предписывал уменьшение объёма двигателя с 2,5 до 1,5 л и вводил запрет на доливка масла во время гонки. В результате на свет появился Ferrari 156 со 185-сильным двигателем V6, который за характерную форму воздухозаборников прозвали «хайнесским». В 1961 году этот автомобиль принес Скудерии титул чемпиона Америки Фила Хилла и Кубок конструкторов.

    3. Ferrari 312T (1975-1980)

    При условии постоянной модернизации этот автомобиль с 3,0-литровым атмосферным 12-цилиндровым оппозитным двигателем стал самой успешной конструкцией в истории Формулы-1. Автомобили семейства 312T одержали 27 побед в гонках, принесли Ferrari четыре чемпионства конструкторов (1975-1977, 1979 годы) и три чемпионских титула среди пилотов (1975, 1977, 1979 годы). Прекрасную маневренность Феррари 312Т обеспечила конструкция с поперечным расположением коробки передач над задней осью (отсюда и буква «Т» в буквенно-цифровом индексе модели, аббревиатура итальянского «Transversale», означающая поперечный). Уникальной особенностью версий Т2 и Т2В был воздухозаборник двигателя, расположенный в передней части кабины.

    4. Ferrari F2002 (2002)

    Коммендаторе был бы рад! Эта машина вошла в историю Формулы 1 как настоящий доминант. В сезоне 2002 года гонщики Скудерии выиграли 14 гонок из 15, а чемпион Михаэль Шумахер ни разу не опустился ниже второй ступеньки подиума. Команда из Маранелло пересекла финишную черту чемпионата с 221 очком, тогда как все остальные конкуренты вместе взятые удовлетворились 91. Столь подавляющее преимущество F2002 тем более удивительно, что машина оказалась революционной во многих отношениях. Таким образом, впервые в истории Ferrari корпус 7-ступенчатой ​​коробки передач был выполнен из титана, а переключение передач было автоматизировано. Кроме того, была внедрена новая система контроля тяги.

    Также читайте:

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий