Электроусилитель руля не только снижает усилие на руле при маневрировании (что особенно важно на автомобилях с большими колесами), но и выполняет множество других важных функций. Как работает устройство?
Фото: Душан Петкович/Shutterstock/FOTODOM
- Что это
- оборудование
- Принцип работы
- Отличия от гидроусилителя
- Вина
- ремонт
Что такое электроусилитель руля (ЭУР)
Электроусилитель руля (EPS) — это устройство, использующее электродвигатель (ЭМ) для уменьшения усилия на рулевом колесе при выполнении маневра и помогающее рулевому колесу вернуться в нулевое положение после его завершения. Электродвигатель установлен на рулевом валу или раме, а электронный модуль управления находится либо в одном блоке с электродвигателем, либо в месте, защищенном от суровых погодных условий и химикатов (например, антиобледенителей.
Впервые ЭШД был использован в 1903 году на 5-тонном грузовике «Колумбия», однако его дорогая и ненадежная конструкция долгое время оставалась невостребованной. Переломный момент наступил в конце 20 века. Этому способствует с одной стороны ужесточение экологических норм (здесь очень пригодятся топливосберегающие электроусилители рулевого управления), а с другой – достижения электроники, позволяющие все более правильно настраивать такие системы. Сегодня ЭУР являются хорошо зарекомендовавшей себя альтернативой гидроусилителям (о них смотрите в материале по нашей ссылке) и их можно встретить на самых разных категориях транспортных средств: от спорткаров до полноразмерных внедорожников.
Устройство электроусилителя руля
Одним из преимуществ систем рулевого управления с электроусилителем перед гидроусилителями является простота конструкции: не требуются баки, гидролинии и насосы! Основными компонентами евро являются следующие.
Электромотор
В большинстве моделей используются бесщеточные трехфазные двигатели постоянного тока напряжением от 9 до 16 В. Особенностью этого типа мотора является то, что он сохраняет скорость и точность движения даже на малых скоростях.
Блок управления
Электронный блок содержит сложное программное обеспечение и исполнительные элементы для управления электродвигателем, а также амперметр, необходимый для определения его температуры. Если обнаружен потенциальный перегрев, модуль уменьшит ток, подаваемый на двигатель. Система может перейти в аварийный режим и оповестить водителя о неисправности с помощью световых индикаторов или текстовых сообщений.
Фото: Дима Алецкий/Shutterstock/FOTODOM
Датчики
В системе ЭУР используются датчики:
- Угол поворота рулевого колеса – Для подтверждения данных в рулевой колонке устанавливаются не менее двух таких датчиков;
- Крутящий момент – расположен на торсионе, встроенном в секцию рулевого вала, торсион поворачивается при повороте рулевого колеса. Данные этого датчика используются для регулировки мощности электродвигателя для определения величины дополнительного усилия на рулевой колонке; вал.
Привод
Имеется три режима движения. Усилие электродвигателя напрямую передается на рулевой вал.
Как работает электроусилитель руля
Уровень вмешательства ESD во многом зависит от того, насколько сильно крутится торсион (часть системы) при повороте руля. Эта информация считывается соответствующими датчиками и передается в модуль управления гидроусилителем руля вместе с данными других датчиков об угле поворота рулевого колеса, скорости автомобиля и оборотах двигателя. Используя эти параметры, модуль управления подает электромагнитную мощность необходимой величины и полярности для создания вспомогательной силы.
Фото: Кискилия/Shutterstock/FOTODOM
Электроусилитель или гидроусилитель руля: что лучше
Электро- и гидроусилитель руля решают общую задачу – облегчают водителю поворот руля при маневрировании, но в первом случае вспомогательная сила создается с помощью электродвигателя, а во втором – за счет действия гидравлическая система. Кроме того, евро имеет более широкий спектр функций.
Проблема ручного приложения усилия на руле, существовавшая на заре внедрения электроусилителя рулевого управления, сейчас в основном решена за счет усовершенствований управляющего программного обеспечения, позволяющего использовать электроусилитель руля даже на известных спортивных автомобилях бренд.
Неисправности электроусилителя руля
Как и любая автомобильная система, ESD не идеальна, но даже если система выйдет из строя, это не приведет к потере управляемости, поскольку механическая связь между рулем и рейкой сохраняется. Наиболее частые причины выхода из строя ЭСР:
- Износ, загрязнения и влага попадают в рабочие детали;
- Авария электролинии;
- Выход из строя предохранителя;
- Электронный сбой модуля управления;
- Неисправность датчика.
Признаками провала евро являются:
- Руль застревает при повороте;
- Рулевое усилие значительно увеличивается при повороте;
- Сильный механический шум;
- Руль подпрыгивает.
Неисправности ESD можно обнаружить и устранить только при помощи профессионального обслуживания.
Фото: Дима Алецкий/Shutterstock/FOTODOM
Как отремонтировать электроусилитель руля
Еврофиксация включает в себя:
- Провести компьютерную диагностику;
- Заменить вышедшие из строя компоненты системы;
- Адаптируйте отремонтированный ЭУР к автомобилю и устраните все ошибки.
Не выполняйте эту операцию:
- Индикатор неисправности ESD на панели приборов будет продолжать гореть;
- Несмотря на то, что руль отрегулирован в нулевое положение, автомобиль при движении все равно отклоняется в сторону;
- Неправильная регулировка скорости двигателя при маневрировании может привести к повреждению системы электроусилителя рулевого управления.
Также читайте:
- Почему при повороте руля слышен хруст и как это исправить
- Отказ ручника: причины и способы устранения неисправности ручника
- Что такое стук в двигателе и как его устранить
- Что такое полный привод: как он работает, преимущества и недостатки и чем он отличается от 4WD
- Что такое ДСГ? Как работает эта коробка передач
- Надежные мячи и рычаги воздействия: научитесь правильному выбору
- Хотите связаться со мной?