Все о двигателе К4М: надежность, функциональность, особенности
Простейшая архитектура, но отличная надежность и огромная популярность – это все о Renault K4M. Autonews рассказывает об успехах и недостатках культового двигателя
Двигатель Renault K4M, установленный на Renault Duster (Фото: auto.ru)
Описание двигателя К4М
Один из самых популярных французских (а впоследствии и российских) двигателей начала XXI века был выпущен в 1999 году. Renault K4M — бензиновый атмосферный 4-цилиндровый рядный двигатель объемом 1,6 литра. В зависимости от модификации исходная версия имела мощность 102-105 л.с., которая увеличивалась до 115 л.с при наличии фазовращателя впуска. Таким образом, крутящий момент варьируется от 145 до 155 Нм. Обратите внимание, что на российском рынке речь в основном идёт, К4М с фазерами встречаются редко. В других странах подобные капризные конструкции считаются неудачными и их по возможности избегают. Экологическая классификация соответствует Евро-4 и Евро-5.
Блок цилиндров чугунный, без футеровки. Головка блока цилиндров изготовлена из алюминия и имеет два распределительных вала и 16 клапанов. Имеется гидрокомпенсатор. Алюминиевый поршень. Силовая установка с распределенным впрыском топлива и независимыми катушками зажигания. Механизм газораспределения приводится в движение зубчатым ремнем. Рекомендуется использовать бензин АИ-95, но в экстренных случаях можно использовать и АИ-92. Расположение двигателя в моторном отсеке только поперечное.
Как видно из описания, без учета фазорегулятора (имеется не везде), К4М представляет собой очень простую классическую конструкцию, что и определяет его отличную долговечность. Конечно, есть и недостатки, о которых мы поговорим позже.
Характеристики двигателя К4М
В таблице ниже приведены подробные технические характеристики мотора.
объем двигателя, см³ 1598 Мощность, л.с. 102-115 Крутящий момент, Нм 145-155 Степень сжатия 9,8 Блок цилиндров Чугун Головка блока цилиндров алюминий Диаметр цилиндра, мм 79,5 Ход поршня, мм 80,5 Клапанов на цилиндр 4 (DOHC) Гидрокомпенсатор Ременный привод ГРМ Турбина Наддув Нет фазорегулятора. Для частичной модификации системы питания предусмотрена газораспределительная система. Распределенный впрыск топлива с электронным управлением АИ-95, позволяющий кратковременно работать на АИ-92. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2. Поперечное расположение. Расчетный срок службы, 1000 г километров 220 Экологический рейтинг Евро-4/5 Масса, кг 116
На каких машинах установлен двигатель К4М
Рено Логан (Фото: Renault)
Ассортимент моделей Renault, оснащенных K4M, очень широк. Среди них — знакомые всем Logan, Megane, Clio, Kangoo, Scenic и Laguna, а также более экзотичные для России Modus, Twingo и Wind. Конечно, главный герой этой статьи нашим соотечественникам знаком не только по Логану, но и по таким моделям, как Дастер, Сандеро, Лада Ларгус и Ниссан Альмера. Все эти автомобили производятся «АвтоВАЗом» совместно с Renault, а некоторые силовые агрегаты К4М уже некоторое время даже локализуются и собираются на тольяттинском конвейере.
Плюсы двигателя К4М
Как мы уже говорили, простота определяет многие преимущества этого мотора. Перечислим основные преимущества К4М и объясним их.
- Высокая надежность. Сюда входят как минимум «врожденные болезни» мотора (хотя они существуют, как будет указано далее), и сравнительно высокий срок службы до капитального ремонта. Renault K4M — один из немногих двигателей современности, реальный ресурс которого значительно превышает заявленный. Поэтому официальный срок службы в 200 000 километров легко превышает 400-километровую отметку, а при качественном и регулярном обслуживании К4М легко может проехать 500 000 и даже 600 000 километров.
- Двигателю не хватает «расхода бензина», который является проклятием многих современных моделей. Типичный К4М даже с пробегом более сотни не требует долива масла между плановыми ТО. Разумеется, речь идет о двигателях, владельцы которых не экономят на расходных материалах и не забывают о своевременном обслуживании.
- Наличие запасных частей. Даже сегодня, после того как производство двигателей в России было завершено и компания Renault вышла из него, самые популярные детали для шестнадцатиклапанного двигателя Логана можно найти практически в каждом придорожном автомагазине.
- Ремонтопригодность. Благодаря простой общей конструкции К4М может обслуживаться и обслуживаться в обычном гараже с минимальной технической подготовкой. «Капиталка» тоже не очень сложна: цилиндр можно без проблем расточить для восстановления размеров, как и соответствующие детали поршневой группы.
Пылесборник Renault (Фото: Renault)
Проблемы двигателя К4М
Очевидно, что даже у самых успешных агрегатов есть свои недостатки. Ниже приводится список недостатков, основанный на обобщенной статистике.
- Низкое энергопотребление и экономичность. Это всегда недостаток надежности. Общая архитектура Renault K4M восходит к серии двигателей Cléon-Fonte, разработанной французами в конце 1950-х годов. Конечно, детали прямого заимствования здесь не обсуждаются. Однако даже когда он был выпущен в 1999 году (первый двигатель К-серии появился в 1995 году), характеристики К4М были выше среднего.
- Так называемая «стыковая» поршневая группа. На сленге это означает, что при обрыве ремня ГРМ поршни и клапана соприкасаются друг с другом – «залипают». Очевидно, что результатом всегда является капитальный ремонт, зачастую нерентабельный: замена двигателя на контрактный.
- Недостаточный ресурс ремня ГРМ. Заводские рекомендации предусматривают замену каждые 60-80 000 километров, однако существует множество примеров ремней, не достигших необходимого пробега. О последствиях обрыва написано выше. В целом конструкция привода оказалась не самой удачной: ремень часто перекручивался из-за износа подшипников шкива, а также были случаи скачков из-за замерзания воды под корпусом. Последствия те же: встречайте поршень с клапаном и ремонтируйте его.
- Маслоотделитель предназначен для интеграции с клапанной крышкой. Со временем уплотнения, выполненные с помощью герметиков, перестают держаться и на двигателе появляется большое количество масляного тумана.
- Плавает на холостом ходу. Виновником является регулятор холостого хода, который часто загрязняется парами масла из системы вентиляции. Владельцы также жаловались на плохое качество уплотнений корпуса дроссельной заслонки, вызывающее утечку воздуха и проблемы с холостым ходом.
- Высушите изолированный наконечник катушки зажигания. Результат – спотыкания и рывки при разгоне.
- Разделение масла и антифриза в теплообменнике теряет герметичность. Это может привести к попаданию масла в антифриз или его просто вытеканию из контура.
Номер двигателя К4М: где посмотреть
У многих автовладельцев поиск номера К4М вызывает вопросы. На изображении ниже показано его расположение.
фото: krasnoyarsk.regiontehsnab.ru
Еще одна проблема этой фигуры – ее естественное разрушение. Действительно, некоторым повезло больше: если владельцы Меганов часто жалуются, например, на гниль номерного знака, то у владельцев Логана такой проблемы почти никогда не возникает. Однако эту особенность К4М стоит учитывать. Лучше всего заранее проверить расположение логотипа при выборе машины.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?