Дизеление, дизелинг, детонация и калильное зажигание: в чём разница и почему их путают

Дизеление, дизелинг, детонация и калильное зажигание: в чём разница и почему их путают Статьи

Дизельное сгорание, детонация и калильное зажигание: в чем разница и почему их так легко спутать

Водители обычно путают разные понятия. Многие до сих пор возмущаются, когда слышат ось и многорычажная подвеска (хотя это ось) или автоматическая коробка передач (хотя коробка передач тоже автоматическая), путают понятия вал и ось, и даже называют панель приборов «панелью». Аналогичные ситуации возникают с совершенно разными явлениями: дизелизацией, дизелизацией, детонацией и калильным зажиганием. В чем разница между ними?

Взрыв, а не горение

Давайте начнем с самого распространенного явления — взрывного роста. Я думаю, что почти каждый знает о нем. Но повторение — мать учения, поэтому давайте рассмотрим основные моменты.

Итак, свеча зажигания в бензиновом двигателе воспламеняет топливно-воздушную смесь в конце такта сжатия. Теоретически смесь сгорает довольно медленно: фронт пламени распространяется со средней скоростью 40-50 м/с. Бензин марки АИ-92 горит с большей скоростью 48-50 м/с, а бензин марки АИ-95 — с гораздо меньшей скоростью около 40-42 м/с. Но иногда случаются непредвиденные ситуации, и смесь не сгорает, а дефлагрирует. С точки зрения физики процесс выглядит примерно так: при распространении фронта пламени от свечи зажигания к краю камеры сгорания топливно-воздушная смесь самопроизвольно воспламеняется до того, как фронт пламени естественным образом достигнет этой области. За один цикл этот процесс повторяется несколько раз, и в итоге смесь сгорает в десятки раз быстрее, до 2000 м/с. Это не полное сгорание, а естественная дефлаграция, правильное название которой — ударно-волновое горение. Или, если быть менее точным, детонация. 

Причин стука может быть много. Это может быть неправильная настройка угла опережения зажигания (включая непрофессиональный чип-тюнинг) или неправильная регулировка наддува на турбированном двигателе. Причина проста: чем мощнее турбо, тем беднее смесь. Бедная смесь приводит к более высокой температуре сгорания топливовоздушной смеси, что часто приводит к стуку. В конечном итоге вы просто заливаете слишком низкооктановый или некачественный бензин. 

Читайте также:  Осторожно, может ужалить: как устроена лучшая советская сигнализация «ОСА»

А вот теперь самое интересное. Детонацию часто описывают избитым термином «пальцевый стук». Но на самом деле, это не вина поршневых пальцев — между ними нет зазора, который позволил бы им как-то стучать. Этот звук производят стенки камеры сгорания, которые начинают вибрировать под нагрузкой. Поэтому неправильно говорить о пальцевом стуке, когда речь идет о конкретном дизеле или детонации — это совершенно разные вещи.

Дизельное сгорание, детонация и калильное зажигание: в чем разница и почему их так легко спутать

фото: jannystockphoto, depositphotos.com

Но что интересно, эти явления часто путают с другими явлениями — калильным зажиганием или сгоранием дизельного топлива.

Почти дизель

Последствия сгорания при зажигании часто называют дизельным сгоранием. Его часто путают с дизельным сгоранием. Правильно, дизельное сгорание и дизельное сгорание — это две разные вещи! Если быть точным, то сгорание при зажигании и дизельное сгорание — это тоже не одно и то же. Звучит сложно, но давайте попробуем разобраться.

Что такое преждевременное зажигание? Это довольно сложная вещь, и обычно она вызвана перегревом двигателя. Короче говоря, преждевременное зажигание — это когда топливно-воздушная смесь воспламеняется перегретыми компонентами двигателя, а не искрой от свечи зажигания. Этими компонентами могут быть перегретые свечи зажигания (неправильный выбор теплового значения) или другие причины: отложения на выпускных клапанах, камере сгорания или днище поршня. Также преждевременное зажигание может быть вызвано детонацией, которая сама по себе может вызвать перегрев двигателя. 

Думаю, понятно, почему калильное зажигание иногда называют дизельным: двигателю уже не нужна искра от свечи зажигания, и он работает почти так же, как дизель. Почти — потому что для дизеля нормально воспламенение от сжатия, а для бензинового — нет. Поэтому такой режим работы может привести к самым тревожным последствиям — вплоть до деформации поршня. Все было бы просто, если бы эти выводы не выявили небольшую, но важную ошибку: воспламенение в дизеле происходит за счет сжатия топлива и одновременного повышения температуры, а калильное зажигание в бензиновом двигателе — за счет перегрева его компонентов. То есть физические принципы этих процессов все же разные и калильное зажигание не следует путать с дизельным двигателем.

Читайте также:  Легкосплавные диски: полезный аксессуар или уловка маркетологов?

Дизельное сгорание, детонация и калильное зажигание: в чем разница и почему их так легко спутать

фото: kelpfish, depositphotos.com

Но откуда берется «искра» для сгорания дизельного топлива? Очевидно, что бензину требуются более высокие температуры и степени сжатия, чем дизельному топливу, чтобы воспламениться без искры. Откуда берется «искра» для бензиновых двигателей? В общем, все они берутся из одного и того же места — перегретые детали двигателя, в основном выпускные клапаны. 

Наиболее распространенным проявлением самовозгорания и пожара дизельного двигателя является то, что двигатель продолжает работать после выключения зажигания. Однако самовозгорание происходит, когда горячий компонент воспламеняется в неподходящее время при включенном зажигании, в то время как возгорание дизельного двигателя происходит, когда свеча зажигания вообще не дает искры при выключенном зажигании. Разницу между ними заметить трудно, но она есть: если двигатель работал относительно стабильно после выключения зажигания до тех пор, пока оставшееся топливо в магистрали полностью не израсходуется, то это результат самовозгорания, которое происходит из-за перегрева и приведет к дальнейшему, еще большему перегреву. Если же, с другой стороны, двигатель только слегка вздрагивает после поворота ключа зажигания, а затем быстро останавливается, то это, скорее всего, возгорание дизельного двигателя. 

Концепции очень похожи, но их потенциальные опасности для двигателя не одинаковы. Горячее зажигание дизельного топлива иногда может быть приемлемым, особенно если двигатель горячий. Но горячее зажигание, безусловно, может привести к дорогостоящим отказам, включая отказ поршней и выпускных клапанов.

А что такое дизеление?

«Дизельный шум» — очень распространенное понятие, которое имеет мало общего с техникой и обычно используется для описания любого дребезжащего шума бензинового двигателя, который чаще встречается у дизельных двигателей. Причин возникновения этого шума множество — от стука при возврате поршня в мертвую точку, растяжения цепи ГРМ до повреждения кронштейна двигателя. Многое зависит от технической грамотности и опыта владельца автомобиля, у которого вдруг «дизельный шум»: если он не перепутает безобидный щелкающий звук холодного двигателя со звуком зажигания, когда двигатель вот-вот заглохнет, ничего страшного не произойдет. Кроме того, надо признать, что «дизельный шум» обычно вызывается очень серьезными неисправностями и к нему нужно относиться серьезно. Но некоторые бензиновые автомобили могут проехать десятки тысяч километров с дизельным шумом без серьезных последствий. Например, некоторые двигатели Ford (такие как серии Zetec и Duratec), двигатели Volkswagen серий EA111 и EA211 и некоторые другие можно проверить на дизельный шум весьма существенным и абсолютно безвредным способом.

Читайте также:  Chevrolet Tahoe III (GMT920) с пробегом: рычаги по сто тысяч, болты от КАМАЗа и крепкие V8

Дизельное сгорание, детонация и калильное зажигание: в чем разница и почему их так легко спутать

Фольксваген ЕА211. Фото: Тило Парг, wikipedia.org

Однако если двигатель вашего любимого автомобиля начал издавать странные звуки, лучше всего провести диагностику как можно скорее. В конце концов, кто знает, может, это не просто неисправность дизеля, а неисправность дизеля или стук? Теоретически разницу между этими понятиями знать полезно, но лучше не применять эти вещи на практике, для чего требуется разобрать двигатель.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий