Спрос на шины резко возрос, и цены тоже выросли
В первом полугодии 2024 года спрос на шины в России будет стабильно расти. Оператор национальной системы маркировки «Честный знак» делится с Autonews.ru статистикой и перспективами развития шинного рынка
Фото: SantiPhotoSS/Shutterstock/FOTODOM
Что с продажами
С января по июнь 2024 года спрос моей страны на автомобильные шины неуклонно рос. По оценкам экспертов национальной системы маркировки «Честный знак», к аналогичному периоду 2023 года розничные продажи различных видов шин вырастут на 15%. При этом по сравнению с первым полугодием 2022 года темп роста в прошлом году был еще выше – 30,9%.
В шинном кластере Cordiant уверенный рост спроса связан с постепенным восстановлением автомобильного рынка. В компании отметили, что на рынке сейчас доминируют китайские автомобили с большими колесами (17 дюймов и более). Если в 2022 году продажи снизились, то по итогам 2023 года продажи в пассажирском сегменте выросли на 16%. Наибольшим спросом пользуются легковые шины сегментов «С» и «В».
Какие шины покупают
Данные CRPT показывают, что наибольшим спросом в первом полугодии пользовались шины для легковых автомобилей, на которые пришлось 86,2% всех розничных продаж. На втором месте по популярности находятся легкогрузовые шины (5%) для среднетоннажных грузовиков, автобусов и другой техники. На другие виды шин пришлось 3,3% продаж, на грузовые шины – 2,8%. Доля мотоциклетных шин в структуре рынка составляет всего 1,6%.
Доля типа в общей структуре рынка, % Легковые автомобили 86,2 Легкие грузовики 5 Грузовые автомобили 2,8 Мотоциклы 1,6 Прочие 3,3
Среди легковых шин наибольшую популярность в первом полугодии 2024 года занимают летние шины с долей 77,2%. На шипованные зимние шины пришлось 10,6% всех розничных продаж, на зимние фрикционные шины — 8,5%. Доля всесезонных шин составляет 3,1%.
Структура рынка легковых шин Тип Доля по типу, % Летние 77,2 Зимние шипованные 10,6 Зимние фрикционные 8,5 Всесезонные 3,1
По наблюдениям представителей Cordiant Tire Cluster, спад на рынке элитных шин продолжился и в первой половине текущего года. В компании пояснили, что западные компании значительно сократили или полностью прекратили деятельность в России и остановили производство. Потребители по-прежнему могут и хотят приобретать качественную продукцию, но из-за ограниченности поставок это не всегда возможно.
В 2022 году почти все зарубежные производители шин покинули Россию. В частности, Michelin в марте 2023 года продала свои активы Power International Tyres, активы Nokian Tyres были переданы «Татнефти», а российское предприятие Continental — АО «Кордиант». Японский производитель Bridgestone также покинул Россию. Завод в Ульяновске возобновит работу под брендом Gislaved в ноябре 2024 года. Завод рассчитан на выпуск 2,4 миллиона шин в год.
Фото: Добровицкий/Shutterstock/FOTODOM
В Pirelli заметили изменение имиджа и поведения покупателей. Если раньше автомобили высокого класса были в основном европейскими, то теперь они китайские. Это влияет и на выбор шин: зимой покупатели выбирают шины премиум-класса, ориентируясь на качество и безопасность, а летом покупают более дешевую и менее технологичную продукцию.
Динамика цен
Стоимость шин в России продолжает расти по мере увеличения спроса. По расчетам экспертов ЦРПТ, в первом полугодии 2024 года средняя розничная цена летней шины составит 5 830 рублей. Эта цифра на 13,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Цена всесезонных шин выросла на 13,2% до 8 264 руб за единицу. Цена зимних шин с шипами выросла на 8,8% до 7 333 рублей, цена зимних шин без шипов выросла на 10,5% до 5 897 рублей.
Цена шины Динамический Тип Динамический, % Средняя цена, Трение. Лето +13,7 5830 Зимнее шипование +8,8 7333 Зимнее трение +10,5 5897 Всесезонное +13,2 8264
В российском представительстве Pirelli отметили, что рост цен на шины обусловлен главным образом ростом цен на сырье: закупки запчастей в 2024 году будут осуществляться по новым ценам, что влияет на конечную стоимость продукции. В компании подчеркивают, что качественные комплектующие всегда стоят дороже. В нынешней ситуации поиск многих запчастей стал более сложным. Сказались и другие факторы: инфляция, рост затрат на логистику и острая нехватка персонала.
Темпы роста цен на шины для легковых автомобилей Cordiant имеют тенденцию к снижению. Данная тенденция связана с увеличением доли бюджетного сегмента. Средняя стоимость летних шин упала на 11% с 2022 по 2024 год. Если сравнить цены с летом 2024/2023 года, рост составит 13%.
Траты россиян
Денежные расходы россиян увеличились на 35,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за возросшего спроса на шины и роста цен. Если с января по июнь 2023 года на шины было потрачено 175,7 млрд руб., то с января по июнь 2024 г. — 238,5 млрд руб., что на 62,8 млрд руб больше.
Фото: FotograFFF/Shutterstock/FOTODOM
Тенденции и прогнозы
В ЦРПТ подчеркнули, что шинный рынок страны активно развивается. Особенно во втором квартале 2024 года общий объем поставок увеличился более чем на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выпуск российских заводов увеличился на 11%, а поставки из других стран увеличились на 23%.
Варвара Михайлова, руководитель продуктовой группы ЦРПТ, прокомментировала: «Многие иностранные автомобильные компании ушли с российского рынка, открыв двери новым производителям, в основном азиатским, которые настаивают на более демократичной ценовой политике» параметры. Расширение ассортимента привлекло покупателей.
В шинном кластере Cordiant отметили, что в России продолжает наблюдаться тенденция отложенного спроса. У автовладельцев формируется новая потребительская норма, ведь шины – не одноразовый товар, и их все равно нужно покупать. Те, кто раньше не покупал новые шины, сталкиваются с проблемой выбора: некоторых привычных марок уже нет в наличии, но появляется много новых, в том числе китайских.
Pirelli также зафиксировала изменения в структуре рынка в пользу более дешевых и менее технологичных шин. Это положительно влияет на средние затраты.
Представители отрасли считают, что ожидать дефицита шин в России нет смысла. В Pirelli подчеркнули, что общие производственные мощности российского рынка могут удовлетворить текущий спрос. Кроме того, из-за экспортных ограничений эти компании перевели все производственные мощности российских заводов на местный рынок: объемы, которые раньше отправлялись на экспорт, теперь остаются дома. Предложение для внутренних покупателей увеличилось, а загруженность складов осталась на среднем уровне. Большинство производственных площадей используются недостаточно: производство шин может быть увеличено еще больше, если спрос увеличится.
В настоящее время, по словам представителей отрасли, процесс реструктуризации завершен и наблюдается тенденция к повышению качества предложений. Поддержку шинному рынку также оказывает восстановление продаж автомобилей и вероятность выхода на уровень 2021 года.
Фото: Маркус Брандт/dpa/Global Look Press
За первые четыре месяца 2024 года производство шин выросло на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, при этом на долю четырех крупнейших производителей приходится 96% общего производства в стране.
Ранее сообщалось, что на базе ФГУП НАМИ появится первый в России центр испытания всесезонных шин. В настоящее время в России имеется три полигона для испытаний автомобильных шин (ФГУП «НАМИ», ООО «НИЦ «Вершина» в Ярославле и НТЦ «КАМА» в Нижнекамске), но ни один из них не является всесезонным. Потребность в тестировании растет. Хотя ожидается, что к лету 2025 года спрос на бизнес-тестирование превысит 3000 единиц, существующие центры не могут проводить тестирование круглый год.
сопутствующие материалы:
- В России запретят автомобили с несезонными шинами
- Эксперты рассказали, чем отличаются дорогие шины от дешевых
- Китайские зимние шины захватили рынок. Чем они отличаются от обычных
- Что такое шины Run-Flat? Чем они отличаются от обычных шин
- Хотите связаться со мной?