Эксперт Филатов объясняет причину острой нехватки водителей-дальнобойщиков в России
В России не хватает водителей. Эта профессия быстро устаревает. Даже значительное повышение заработной платы не поможет людям продолжать ездить. Рост цен на фрахт и грузоперевозки является одним из последствий этой тенденции
Фото: МакДилл/Shutterstock/FOTODOM
Водители бегут из профессии
эксперты онлайн-платформы по подбору персонала hh.ru сообщили Royal Bank of Canada, что заработная плата профессиональных водителей значительно выросла. Только за первое полугодие 2024 года зарплаты в транспортно-логистическом секторе выросли на 60%, что сделало эти отрасли лидерами по росту зарплат работодателей. Медианный доход в этих регионах составляет 139 тысяч рублей. Ежемесячно зарплата водителя выросла на 64% — с 76 400 рублей до 125 400 рублей.
Основная причина повышения зарплат водителей – нехватка кадров. С годами ситуация продолжала ухудшаться из-за множества факторов.
Вадим Филатов, председатель Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов (АвтоГрузЭкс), совладелец и заместитель директора ПЭК, рассказал в интервью Autonews.ru, что нехватка водителей категории СЕ началась еще в конце прошлого года. 21 года увеличилась до 25%.
«Проблема нехватки водителей возникла в начале 1990-х годов, когда профессия была исключена из системы среднего профессионального образования. Демографический кризис привел в последние годы к значительному сокращению числа людей трудоспособного возраста», — отметил эксперт.
В пресс-службе ГК «Деловые линии» уточняют, что в логистической отрасли в настоящее время наблюдается серьезная нехватка водителей категории «Е», а также категорий «В» и «С»: «За первые восемь месяцев По итогам 2024 года спрос на них увеличился на 53,9% соответственно и 61».
Фото: Максим Сафанюк/Shutterstock/FOTODOM
Почему дефицит лишь усиливается
Филатов сообщил, что за последние годы средний возраст водителей увеличился с 48 до 54 лет. Молодые люди не прилагают усилий для входа в отрасль из-за тяжелых условий труда: «Водитель большую часть времени проводит в командировках и вдали от дома. Если в дороге ломается техника, его часто привлекают к ремонту, погрузочно-разгрузочные работы». При этом он также отвечал за дорогостоящие автомобили и грузы».
В компании Business Lines Group подчеркивают, что основная причина нехватки кадров – демографическая: «По нашим данным, большинство кандидатов на должности водителей категории «Е» старше 45 лет. Вторая причина – специфика работы» род занятий: «Работа тяжелая, время в пути большое, ответственность за товар и машину велика, на дороге опасности».
Транспортная компания Rusta Group of Companies ранее объясняла Королевскому банку Канады, что нехватка водителей является устойчивой тенденцией в течение последнего десятилетия. Фундаментальной проблемой является старение рабочей силы: «Молодежь объективно не пытается войти в отрасль».
«Несмотря на все принимаемые компанией меры по улучшению условий труда, повышению заработной платы и компенсации компенсаций, дефицит водителей продолжает расти», — отметил совладелец и заместитель директора ПЭК.
Экономические проблемы и пути решения
Вадим Филатов сообщил, что 18% автопарка компании сейчас простаивает из-за нехватки водителей-дальнобойщиков.
«Если сейчас не будут предприняты шаги по привлечению в отрасль большего количества молодых людей, то через пять лет средний возраст таких сотрудников достигнет предпенсионного уровня в 59 лет. Большинство водителей старшего возраста уйдут из отрасли, и Россия может столкнуться с нехваткой кадров. Недостача транспортных средств, доставляющих товары, с последующим увеличением стоимости товаров».
Фото: Phoenixns/Shutterstock/FOTODOM
В ответ компания дорабатывает предложения по совершенствованию программ обучения водителей грузовиков и мер поддержки, направленных на решение проблемы нехватки кадров. После подготовки и утверждения данные инициативы будут переданы в соответствующие госорганы.
Филатов отметил, что высокая стоимость обучения водителей категории «СЕ» (в среднем 150 тысяч рублей) и большая продолжительность самого обучения (до 1,5 лет) не способствуют подбору кадров. Также в России не хватает автошкол для подготовки водителей-дальнобойщиков: такое обучение предлагают менее половины площадок. Многие автошколы «обучают водителей на устаревших тягачах-прицепах и не учат навыкам эксплуатации современной техники, оформления документов и знаний в области крепления грузов».
Если не будет обновляться оборудование и в автошколах не будет проводиться обучение профессии «водитель-экспедитор», переломить эту ситуацию будет сложно. Кроме того, «АвтоГрузЭкс» рекомендует сократить время обучения водителей в шесть раз — до трех месяцев. Для этого необходимо ввести в программу обучения сквозные модули категорий «С» и «СЕ».
По словам Филатова, предложения на федеральном уровне могли бы способствовать повышению престижа профессии водителя, но на данный момент их нет, поэтому многие авиакомпании пытаются ввести денежные бонусы и самостоятельно улучшить качество условий труда. В частности, они оплачивают соответствующие функции (погрузка/разгрузка, опрокидывание), заранее получают суточные и финансово компенсируют простой техники. Еще одним мотивирующим фактором является маршрут, проходящий через дома сотрудников, позволяющий им отдохнуть всей семьей.
фото: vlalukinv/Shutterstock/FOTODOM
В «Направлении бизнеса» для решения этой проблемы приняли программу «Приведи друга», которая позволяет заполнить более 30% всего персонала компании. «У нас конкурентоспособная заработная плата, добровольное медицинское страхование и корпоративная спортивная программа. Мы стремимся предоставить всем сотрудникам возможности для профессионального роста и развития. Для этого разработана система обучения и наставничества, как онлайн, так и на курсах повышения квалификации. В оффлайне, например, водитель может стать мастером смены, а затем руководителем бригады или перейти на должность механика или тренера по экономичному вождению», — уточнили Autonews.ru в пресс-службе группы.
В дефиците — не только водители фур
Ольга Чернова, руководитель отдела кадров производственного подразделения Boxberry, рассказала РБК, что среди частных водителей, которые работают в основном на доставке, дефицит меньше, чем среди водителей-дальнобойщиков, но он есть. Рост заработной платы в этой категории был менее значительным, и одной из основных мер поддержки стала индексация стоимости бензина.
В сфере такси ситуация еще более тревожная. В интервью Autonews.ru президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной индустрии Михаил Михайлов спрогнозировал, что стоимость поездок резко вырастет из-за оттока людей и роста затрат на содержание автопарка.
«Теперь таксисты могут зарабатывать, только работая сверхурочно. Минимальное время онлайн — 12 часов, и это в Москве. В Подмосковье ситуация хуже. Кто выдержит такой график? Стариков в городе немного. Безумный приток свежей силы. Учитывая, что многие уже попробовали, возвращаться больше не хотят: люди понимают, что во всей этой нестабильности нет никаких перспектив, и они тоже пытаются контролировать операторов, вводя новые требования, — уточнил Autonews.ru собеседник.
Фото: Miguel Perfectti/Shutterstock/FOTODOM Подробнее об Autonews: https://www.autonews.ru/news/66cc9ca19a79473d9fab1ab3?from=copy
Похожие материалы:
- 2024 Внутренний экзамен в автошколе. Из чего состоит и как туда добраться
- Сколько времени займет получение водительских прав в 2024 году
- Как освоить автомобили с ручным управлением и беспилотным управлением с нуля инструктировать
- Хотите связаться со мной?