Дедушка Jeep. Копаемся в истории легендарного Willys MB

Дедушка Jeep. Копаемся в истории легендарного Willys MB Новости

Планы Минобороны, ультиматум Форда, охранный «лук» Жукова и подарок маршалу Коневу – вспоминаем историю флагманского внедорожника Великой Отечественной войны

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

фото: jeep.com.ec

По ленд-лизу в Советский Союз поставлялись боеприпасы, военная техника, медикаменты, сырье, а также автомобили. На ум сразу приходят легендарный «Студебеккер» и, пожалуй, самый известный внедорожник Второй мировой войны «Вилли.

Как создавался Уиллис

История внедорожника Willys началась в 1940 году, когда Мировая война охватила многие страны. США не спешили вступать в конфликт, но активно готовились к боевым действиям. По одной из легенд, именно тогда Пентагон заказал создание высокоманевренного внедорожника, пригодного как для разведки, так и для перевозки командиров.

К выполнению военных заказов на конкурсной основе привлекались три американские компании: American Bantam, Willys-Overland Motors и Ford. Но преуспела в этом деле Bantam, небольшая компания, которой потребовалось всего 49 дней на создание своего первого прототипа. Армейскому руководству внедорожник Bantam BRC 40 понравился, но у военных возникли серьезные сомнения в промышленных возможностях пенсильванской компании. Тогда, по одной из версий, военное командование просто передало Виллису и Форду необходимые чертежи и документы для создания собственного внедорожника. Некоторые полагают, что инженеры этих автомобильных гигантов участвовали в совместных испытаниях Bantam BRC 40 и просто скопировали многие конструктивные особенности этих автомобилей.

В любом случае, Willys скоро выпустит внедорожник MA, а инженеры Ford продемонстрируют модель Pygmy. Стоит знать, что все три версии автомобиля практически идентичны, отличаются лишь мелкими деталями. В конце концов, сделка с Уиллисом была заключена. И одним из ключевых факторов было то, что эта машина имела самые низкие производственные затраты.

Тем не менее, для Bantam было решено выпустить BRC 40 партиями по 2605 единиц. Внедорожники не поставлялись военным США, а были отправлены в страны-союзники по программе ленд-лиза. В 1941 году небольшое количество машин, ласково прозванных «Лантиками», досталось Советскому Союзу. По мнению некоторых историков, на первых этапах войны, пока Георгий Жуков передвигался по линии фронта, его эскорт активно пользовался внедорожниками.

Читайте также:  Мог исчезнуть, но выстоял и стал российским: 5 фактов о Lada Largus

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

Внедорожник Willys (Фото: autowp.ru)

почему он был особенным

Как только необходимые формальности были выполнены, Willys приступил к производству военных моделей серии B на собственном заводе. Сборка машины началась в ноябре 1941 года, но в это же время вермахт уже подходил к Москве.

машина весила 1020 кг, могла перевозить четырех человек, а также при необходимости могла перевозить легкую артиллерию. Этот внедорожник создан на основе лонжеронной рамы и оснащен 2,2-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем легковой модели Overland и трехступенчатой ​​коробкой передач. Мощность двигателя составляла 60 лошадиных сил с., максимальная скорость на хороших дорогах может достигать 105 км/ч. Отличительные особенности этого внедорожника – отсутствие дверей, солнцезащитная шторка вместо крыши, капот, складывающийся в лобовое стекло, а также специально разработанные фары, которые можно снимать для освещения во время ремонта автомобиля. До конца войны внедорожники регулярно модернизировались. У автомобиля был модифицирован радиатор, увеличен объем топливного бака, установлены новый аккумулятор и амортизаторы.

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

Внедорожник Willys (Фото: autowp.ru)

Вскоре стало ясно, что в одиночку Уиллис не сможет справиться с приказами военного руководства страны. Пришлось заручиться помощью конкурентов Форда, и они с радостью пошли на дело. Было одно условие. Копиям Вилли оставалось только выйти с завода с шильдиком, детищем Генри Форда. Так была представлена ​​модель Ford GP.

По одной из версий, аббревиатура ГП расшифровывается как госзакупки и переводится как «госзаказ». По другой, GP расшифровывается как General Purpose, что означает «общее назначение». Считается, что слово «джип» произошло от букв «джи» и «пи.

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

Внедорожник Willys (Фото: autowp.ru)

Как Уиллис попал в СССР

Летом 1942 года автомобили «Виллис» начали поступать в Советский Союз через порты Мурманск и Архангельск в рамках ленд-лиза. Кстати, вместе с новенькими Willys MB американцы передали американским военным почти всю партию бесполезных версий МА. К концу войны Соединенные Штаты поставили в Советский Союз в общей сложности около 52 000 внедорожников. Большая часть машин собралась и прибыла в порт. Кроме того, комплекты машин также доставлялись и собирались на специальных площадках в советских городах.

Читайте также:  Топ-7 лучших современных родстеров: фото и цены на машины

в Красной Армии «Вилли» использовался как командирская машина и как буксир для 45-мм противотанковых орудий и минометов. Во многих случаях внедорожники служили машинами скорой помощи и связи. Надо сказать, что ничего подобного у немцев не было.

Ближайшим аналогом станет полноприводный Tempo G1200. Автомобиль оснащался двумя двухцилиндровыми двигателями по 19 л каждый с., перемещая пару колес. Сверхпроводящие транспортные средства использовались в качестве патрульных, разведывательных и командирских машин, но не получили широкого применения в вооруженных силах.

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

Внедорожник Willys (Фото: autowp.ru)

Легенда о кожаном плаще

Один из самых устойчивых мифов об автомобилях Willys связан с историей об особом кожаном плаще, которым якобы поставлялись американские автомобили. Легенда гласит, что эта одежда предназначалась для водителей, но пользовалась большой популярностью среди командиров и почти всегда попадала к ним в руки. Оказывается, этот миф очень силен. На всех военных фотографиях исследователи теперь видят именно пресловутую ленд-лизовскую «кожаную куртку» для водителей.

Но в эпоху Интернета оказывается, что плащи не упоминаются в руководствах к автомобилям, а главное, в упаковочных листах внедорожников. Это очень странно. Потому что в этих документах американцы тщательно указали все винты машин, отправляемых в СССР. Поэтому мы искренне сомневаемся в достоверности истории о плащах для водителей в СССР.

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

Внедорожник Willys (Фото: autowp.ru)

Мнения современников

Передний «Виллис» получил неоднозначные отзывы. Участники войны отмечали отличную проходимость внедорожника и простоту ремонта. В то же время в литературе встречаются жалобы на малый срок службы и плохую надежность машины.

Но это неудивительно. «Американца» часто приходилось заправлять некачественным бензином, а в условиях войны внедорожники часто использовались для перевозки или буксировки грузов, вес которых значительно превышал установленные нормы. По мнению некоторых фронтовиков, «Виллис» был менее надежен, чем «Додж WC» — еще один американский внедорожник, также поставлявшийся в Советский Союз по ленд-лизу.

Читайте также:  «Внедорожный» Nissan X-Trail N-Trek стал глобальным

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

Внедорожник Willys (Фото: autowp.ru)

Маршал Уиллис Конефф

Пожалуй, самым известным владельцем внедорожника «Вилли» является маршал Иван Степанович Конев. В целом советские военачальники во время войны предпочитали ездить на ГАЗ-61-73 отечественного производства. Однако во время знаменитой встречи на Эльбе американский генерал Брэдли подарил своему советскому коллеге «Виллис» с надписью маршала Конева на капоте.

«По окончании церемонии награждения мы с Брэдли вышли из особняка на свежий воздух. Я знал, что в качестве сувенира Брэдли подарит мне «Виллис», доставленный прямо из штаб-квартиры самолетом. Еще я подготовил личный подарок для он: боевой конь, который сопровождал меня повсюду с лета 1943 года, когда я принял командование Степным фронтом, — вспоминал маршал.

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

Фото: Александр Коньков/Фотохроника ТАСС

послевоенный

После войны Советский Союз направил отечественным сельскохозяйственным и другим предприятиям огромное количество военной техники. Знаменитый «Виллис» не избежал отправки в глубинку. Например, американские внедорожники возили руководителей колхозов и работников местной номенклатуры.

В Соединенных Штатах армейские подразделения продолжали использовать колесные транспортные средства после войны. Однако новые внедорожники фактически не покупали — запас машин времен войны был достаточный. Поэтому компания Willys-Overland решила адаптировать свой внедорожник под гражданский функционал. Автомобиль назывался CJ-2, а на специальной медной табличке было написано «Jeep», но это совсем другая история.

Дедушка Джипа. Окунемся в историю легендарного Willys MB

Джип CJ-2 (Фото: autowp.ru)

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий