Все о ступице колеса в подвеске: что это за деталь и для чего она применяется
Ступицы колес в сборе обычно можно диагностировать и отремонтировать без поездки в автосервис. Разбираемся в нюансах и типичных недостатках его конструкции
Фото: Сунторн Вонгсайта/Shutterstock/FOTODOM
Что такое ступица
Ступица — это компонент, который соединяет колеса с подвеской и позволяет им вращаться. Считается приемлемым оба варианта произношения: ударение на первом слоге и ударение на втором слоге. Вообще говоря, термин «ступица» обычно относится к ступице в сборе, то есть к самой ступице, а также к ее корпусу, подшипникам и другим деталям, составляющим узел.
поворотный кулак подвески, корпус ступицы и сама ступица. Последние две детали (вместе с более мелкими деталями, не показанными на рисунке, включая подшипники) составляют узел ступицы. В данном случае корпус ступицы прикручен к поворотному кулаку (Фото: vag-technique.fr)
Для чего нужна ступица
Ступица в сборе необходима для закрепления колеса на подвеске и обеспечения его свободного вращения на подшипниках. Сама ступица, как самостоятельный компонент, фактически выполняет функцию оси.
Где находится ступица
Ступица либо прикручивается к поворотному кулаку (поворотный кулак является одним из элементов подвески), либо устанавливается на ось того же поворотного кулака или рычага — в этом случае, чаще всего, она тоже прикручивается (Хотя это не всегда так).
Фактически сам штифт называется цапфой (т е выступом, штифтом), на которой опирается узел ступицы. Такой пик присутствует не на всех схемах подвески, однако даже деталь без козырька (поворотный кулак) часто называют цапфой. Эта терминологическая свобода давно прижилась в Интернете, но формально она не корректна.
пример правильного употребления термина «цапфа»: хорошо виден шип (втулка), на котором установлена ступица колеса — это и есть ось. Также на этом фото узел закреплен только болтами ступицы. Но на картинке выше ступица соединена не с осью, а с поворотным кулаком, и есть дополнительные болты (Фото: vwts.ru)
Устройство ступицы
Подшипники (один или два) установлены в корпусе, а сама ступица вращается на подшипниках. Ступица колеса также имеет шпильки или отверстия для болтов для крепления колеса. Помимо вышеперечисленного, к компонентам относятся шайбы, прокладки, уплотнительные кольца, гайки и другие детали, удерживающие детали на месте и герметизирующие их.
Как уже говорилось выше, колеса снаружи соединяются со ступицей, а внутренняя часть агрегата крепится болтами к элементам подвески: конкретно к поворотным кулакам или рычагам со шкворнями. Также есть варианты, где узел не крепится отдельно к элементу подвески, а просто крепится на цапфе и затягивается только ступичной гайкой (рисунок выше).
Схема ступицы
В качестве примера ниже приведен подробный чертеж ступицы в сборе с креплением оси. Как видите, несмотря на довольно простое функциональное описание, на самом деле хаб состоит из множества частей. На иллюстрации показан вариант с двумя ступичными подшипниками.
фото: etlib.ru
Признаки неисправности ступицы
Как и любая деталь автомобиля, ступичные узлы подвержены множеству характерных неисправностей, симптомы и причины которых характерны для совершенно разных автомобилей.
- Подшипники издают шум во время движения. Поначалу на высоких скоростях с боков «больных» колес развивается характерный воющий звук, и если вы продолжите его игнорировать, то через несколько месяцев (по мере увеличения износа) он начнет вас беспокоить в городе. При этом на холодном автомобиле звук обычно отсутствует или едва заметен. Оно начинает проявляться через несколько километров после запуска по мере прогрева подшипников.
- Вышеуказанные голосовые симптомы часто сопровождаются перегреванием. Изношенные подшипники (или подшипники, если в ступице только один) сильно нагреваются из-за повышенного трения, которое легко определить, прикоснувшись к ободу после поездки. Колеса с изношенными ступицами, вероятно, будут нагреваться значительно сильнее, чем другие колеса.
Здесь необходимо отметить следующее: при такой проверке важно не перепутать нагрев колеса, вызванный работой тормоза, с нагревом, вызванным неисправной ступицей колеса. Также стоит помнить, что передние колеса всегда теплее задних, потому что… тормоза спереди работают сильнее. Таким образом, важен не сам факт обнаружения нагрева, а скорее определение большей разницы температур одного колеса относительно других колес.
- Клиренс колеса на оси. Выполните диагностику, подвешивая подозрительное колесо и встряхивая его вручную. У изношенной ступицы износ подшипников больше и люфт обязательно будет ощущаться без каких-либо инструментов.
Следует добавить, что в некоторых случаях визжащий подшипник можно «вылечить», сняв, очистив и нанеся новую смазку, а затем правильно затянув гайки/болты. Однако от этих мер не всегда можно уйти, и если ступица колеса сильно изношена, в ближайшее время все равно потребуется замена подшипника (или ступичного узла.
Фото: ИрфанИпанг/Shutterstock/FOTODOM
Как поменять ступицу
Как всегда, приоритет должен быть в порядке, описанном в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. В целом алгоритм замены ступичного узла колеса следующий.
При обратной сборке необходимо строго следовать алгоритму, указанному в инструкции, и использовать динамометрический ключ для контроля работы резьбового соединения. В противном случае ступичные подшипники, скорее всего, будут недозатянуты или, наоборот, перетянуты, что приведет к быстрому износу и выходу из строя.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?