Что такое ВУТ, для чего он служит, принципы работы, устройство

Что такое ВУТ, для чего он служит, принципы работы, устройство Новости

Все о вакуумном усилителе: что это такое и зачем он нужен вашему автомобилю

Эффективность ваших тормозов зависит не только от усилителя, но и от самих суппортов и дисков. Autonews.ru Узнайте о нюансах оборудования и эксплуатации пылесоса

Что такое ВУТ, какова его функция, принцип работы, конструкция

Фото: Любовь Пиль/Shutterstock/FOTODOM

  • Что такое ВУТ
  • Как работает вакуумный усилитель тормозов
  • Симптомы проблемы
  • Как проверить
  • Что такое ВУТ

    Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) — устройство, многократно повышающее давление тормозной жидкости в магистрали при нажатии педали тормоза. Это необходимо для комфорта водителя и безопасной эксплуатации, чтобы ему не приходилось крутить педали «от бедра» каждый раз при торможении. Без вакуумного усилителя усилие на педали, необходимое для полного торможения, увеличилось бы в несколько раз, достигая 50-100 кг при экстренном торможении.

    Устройство вакуумного усилителя тормозов

    Снаружи ВУТ представляет собой кольцевое уплотнение, в виде пластин, соединенных между собой краями, с выступающими с боков стержнями. Со стороны моторного отсека шток соединяется с главным тормозным цилиндром (МВЦ), а со стороны салона — непосредственно с педалью тормоза. Стержни внутри корпуса соединяются друг с другом через несколько промежуточных частей, образуя основу ВУТ. Говоря простым языком, основные среди этих компонентов (помимо штока): диафрагма между двумя камерами, следящий клапан и возвратная пружина.

    Что такое ВУТ, какова его функция, принцип работы, конструкция

    фото: perevozka24.ru

    Как работает вакуумный усилитель тормозов

    Для облегчения понимания выше представлена ​​схема внутреннего устройства вакуумного усилителя. Однако даже имея пояснительный текст и тем более подробные схемы, крайне сложно разобраться в деталях, как работает ВУТ, не разбирая устройство или хотя бы просмотрев несколько анимационных видеороликов. Несмотря на простую внешнюю форму, конструкция устройства сложна. Подвижный следящий клапан перемещается внутри корпуса самостоятельно под действием двух пружин и имеет множество уплотнительных элементов и регулируемые соединения с двумя воздушными каналами. Однако попробуем простыми словами описать, как работает вакуумный усилитель.

    Читайте также:  Новый Infiniti QX80: свежие изображения
  • При торможении стержень, прикрепленный к педали (обозначенный выше как толкатель), вдавливается в корпус вакуумного усилителя).
  • Шток по очереди перемещает следящий клапан. Клапан перемещается к центру ВУТ, перекрывая канал сообщения между камерами и одновременно открывая воздухозаборник одной из камер — атмосферной камеры (обозначенной как задняя камера).
    Атмосферный воздух попадает в усилитель прямо из салона, в область уплотнителя гармошки, которая всегда видна вокруг штока педали.
  • Вторая камера усилителя называется вакуумной, поскольку в ней создается вакуум (на схеме обозначена лицевой стороной). Вакуум создается за счет нагнетания двигателем воздуха из вакуумной камеры непосредственно во впускной коллектор. Под капотом всегда находится шланг, идущий от ВУТ к двигателю — через него прокачивается воздух. Это происходит постоянно во время работы двигателя.
  • За счет движения следящего клапана между камерами, разделенными подвижной и герметичной диафрагмой, возникает разница давлений, поэтому вакуум в передней камере фактически засасывает шток ГТЦ наполовину. В результате подвижный шток (слева как показано на рисунке) сжимает поршень ГТЦ – создавая необходимое давление в тормозной магистрали.
  • Когда водитель отпускает педаль тормоза, пружина ведомого клапана возвращает ее в исходное положение – связь задней камеры с атмосферой прерывается. Это снова откроет канал связи между двумя камерами. Поскольку двигатель продолжает создавать вакуум, весь воздух в усилителе (включая большую атмосферную камеру, которая теперь соединена с вакуумом) откачивается. Давление в большой камере падает, и большая возвратная пружина возвращает рычаг (и, следовательно, педаль) в исходное положение.
  • Как видно из приведенного выше описания, суть работы ВУТ фактически отражена в его названии. Вакуум от двигателя помогает «нажимать» педаль и создавать необходимое (очень большое) усилие на поршне главного тормозного цилиндра.

    В некоторых автомобильных решениях используется отдельный вакуумный насос для создания отдельного вакуума. Это полезно на больших высотах, где атмосферное давление ниже эталонных значений уровня моря. Однако в большинстве автомобилей пылесос работает только сообщаясь с впускным коллектором.

    Читайте также:  Названы самые дорогие автомобильные бренды в мире

    Что такое ВУТ, какова его функция, принцип работы, конструкция

    Фото: Вачира W/Shutterstock/FOTODOM

    Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

    Несмотря на сложную конструкцию, есть несколько признаков, по которым можно достаточно точно рассчитать выход из строя вакуумного усилителя тормозов. Стоит отметить следующие моменты.

    • Педаль тормоза становится менее гибкой и требует слишком большого усилия при замедлении.
    • При удержании педали слышно шипение воздуха в районе ВУТ.
    • При нажатии педали тормоза обороты холостого хода плавают. В некоторых случаях могут возникнуть трудности с запуском двигателя.

    Как проверить вакуумный усилитель тормозов

    Базовую проверку ВУТ можно выполнить самостоятельно, без использования специальных диагностических средств.

    Проверка на герметичность

    Тест 1. Двигатель необходимо запустить и дать ему прогреться до рабочей температуры. Не выключая двигатель, используйте две прочные палки или плоскогубцы (желательно с чем-то мягким, обернутым вокруг губок, чтобы не повредить шланг), чтобы зажать вакуумный шланг от ВУТ к двигателю. При использовании работающего усилителя тон и обороты двигателя останутся прежними. Если у вас начались перебои, значит где-то от ВУТ к коллектору (возможно, в самом усилителе) есть подсос воздуха.

    Тест 2 (дополнительная версия теста «1»). Отсоедините вакуумный шланг и пластиковый клапан от корпуса усилителя и загерметизируйте их. Важна 100% герметизация – просто обернуть входное отверстие тряпкой недостаточно. Можно использовать резиновый штамп-конус. Далее запустите двигатель и дайте ему прогреться на холостом ходу. Не заглушая звук, вытащите измельчитель. Обороты должны начать колебаться (двигатель может даже заглохнуть) – это нормально. Если изменений нет или почти нет, следует поискать утечку воздуха через шланги и/или клапаны.

    Тест 3. При работающем двигателе нужно прослушать область вакуумного усилителя и шлангов. Если отчетливо слышен откуда-то доносящийся шипящий звук, нужно искать утечку. Если окажется, что шланг и пластиковый клапан, расположенные на выходе из ВУТ, герметичны, то, скорее всего, имеется утечка в самом усилителе.

    Читайте также:  Российская Дрифт Серия на выставке Motorsport Expo 2024

    Проверка реакции педали тормоза

    Что такое ВУТ, какова его функция, принцип работы, конструкция

    Фото: Нор Гал/Shutterstock/FOTODOM

    Тест 1. Запустите двигатель (предварительный прогрев не требуется), дайте ему поработать несколько секунд, затем заглушите. Несколько раз нажмите педаль тормоза до упора. Ее следует нажать хотя бы один раз полностью без усилия, как при работающем двигателе. Если педаль тормоза становится «деревянной» сразу после остановки двигателя, то ВУТ неисправен. Другой вариант: воздух попадает в вакуумную (переднюю) камеру усилителя через шланги и/или внешние клапаны.

    Тест 2. При заглушенном автомобиле несколько раз нажмите на педаль, чтобы удалить весь вакуум в передней камере усилителя (т.е до тех пор, пока педаль не превратится в «камень»). Затем нажмите ее, не отпуская, и запустите двигатель. Тормоз должен плавно двигаться вниз в течение 2-3 секунд после активации. Если тормоз по-прежнему не срабатывает, значит, в передней камере еще не образовался вакуум: проверьте шланги, внешние клапаны и сам ВУТ.

    Как видите, самопроверка вакуумного усилителя тормозов на самом деле представляет собой проверку на герметичность трех компонентов: шланга, внешнего клапана и самого усилителя. Если в первых двух случаях детали можно легко заменить за несколько минут, то при выходе из строя самого «вакуумного агрегата» сразу устранить неисправность невозможно. Во-первых, потому что сам агрегат неразборный и необслуживаемый. Во-вторых, во многих случаях расположение ВУТ крайне неудобно, а его снятие и замена может занять много времени.

    Также читайте:

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий