Все о тахометрах: комплектация, проблемы, как диагностировать
Сегодня это устройство распространено, но 20 лет назад оно было не у всех автомобилей. Изучаем работу и неисправности бортовых указателей скорости
Фото: Челикали
содержание
Что такое тахометр
Фото: Artic_photo
тахометр – это устройство, которое отображает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Значения указаны в оборотах в минуту: об/мин или RPM (обороты в минуту). Классический тахометр, как и спидометр, представляет собой циферблат со стрелкой. Однако, в отличие от Neighbours, его шкалы расположены не в абсолютных значениях, а в числах, разделенных на 100 или 1000. Это всегда отмечается на самих весах. Например: если отображается «RPMx1000», значение «2» будет соответствовать 2000 об/мин.
Строго говоря, тахометр – это сам датчик измерения частоты вращения вала, а не индикатор на приборной панели. Но оставим тонкости терминологии – все понимают, что в данном случае имеется в виду второе.
Для чего нужен тахометр
Данное устройство представляет собой контрольно-измерительное устройство, которое не только облегчает работу водителя (в случае механической коробки передач), но и диагностирует работу двигателя. В первом случае тахометр подскажет лучший момент для переключения передачи. Это полезно как обычным, так и профессиональным автовладельцам без опыта, особенно в спортивной сфере. Эффективность прохождения дистанции напрямую зависит от своевременности переключения передач.
Что касается диагностики, то и здесь без тахометра не обойтись. Поэтому по поведению стрелок можно точно понять, при каких условиях эксплуатации произойдет сбой, насколько стабильными будут обороты холостого хода или насколько быстро и в какой степени снизится скорость прогрева. Устройство также помогает в выполнении многих диагностических операций. Используя его показания, можно стабильно поддерживать скорость, необходимую, например, для измерения давления масла.
Принцип работы тахометра
Фото: Дима Бенч
Конечно, за эти годы устройство прошло большой путь — от чисто механических устройств до современных вариантов, некоторые из которых способны работать полностью без проводов. Если говорить о современных автомобильных тахометрах, то можно выделить несколько основных схем, разделенных по принципу сбора данных.
— от импульсов генератора. Система руководствуется частотами сигналов бортовой «электростанции». При этом важно, чтобы генератор был «оригинальным» — аналогичный от другой машины может давать неправильные показания.
— из системы зажигания. Здесь записывается количество вспышек в цилиндре. Например, в классическом 4-цилиндровом двигателе за один оборот коленчатого вала генерируется два искровых импульса. Поэтому электроника считает эти два импульса как один круг.
— От датчика положения коленвала (ДПДЗ). Больше никаких вариантов расчета, связанных с чем-либо: количество оборотов рассчитывается напрямую.
— От топливного насоса высокого давления (ТНВД) на дизеле.
Следует отметить, что тахометры обычно не взаимозаменяемы даже на схожих двигателях. Каждая система тщательно проектируется с учетом собственных оборотов генератора, размера маховика и других параметров, определяющих алгоритм подсчета.
Виды тахометра
Фото: БоДжек
По визуальному способу отображения информации тахометры можно разделить на два основных типа.
• Моделирование
У каждого есть знакомый циферблат с делениями, значениями скорости и стрелками.
• цифровой
В современных ЖК-панелях тахометр может иметь вид классического круглого циферблата, а может иметь совершенно другой формат отображения. Все зависит от стоимости автомобиля (т.е что делает приборная панель) и фантазии производителя.
Отдельный «уровень» составляет регулировка спортивного тахометра. Они могут выглядеть и функционировать иначе, чем заводские решения. Помимо бесконечных внешних вариаций — типа дисплея, размера, конструкции корпуса, подсветки и т д. — могут быть и «полезные» особенности. Например, спортивные тахометры часто оснащаются светодиодным индикатором (так называемая «вспышка»), сигнализирующим о необходимости переключения на более высокую передачу. Такие подсказки позволяют пилотам зафиксировать нужный момент периферийным зрением, не отвлекаясь на показания приборов.
Также читайте:
• Форсунки двигателя: основные типы и распространенные неисправности
• Почему не работает спидометр и как это исправить
• Одометр: зачем машине нужен одометр
- Хотите связаться со мной?